Конспект занятия по познавательному развитию "Волшебница вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Светлана Викторовна Панкова

Представлен конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию (экспериментирование).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «УЛЫБКА»

НОД по познавательному развитию (экспериментирование) во второй младшей группе «Волшебница вода».

Выполнила: Панкова С. В., воспитатель первой квалификационной категории.


Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) во второй младшей группе «Волшебница вода».
 Цель: создание  условий для вовлечения детей в элементарную поисково-исследовательскую деятельность по изучению свойств и качеств неживой природы  (практические опыты с водой).
Задачи:
1. Образовательные:

- познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);
- уточнить представление детей о применение воды;
- активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

2. Развивающие:
- развивать любознательность, речь, мышление, стремление экспериментировать, исследовать;

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями.

3. Воспитывающие:
- воспитывать наблюдательность и положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности;

-воспитывать бережное отношение к воде.
Способ организации детей: с подгруппой.

Тип занятия: интегрированный.

Форма занятия: игровая.
Методические приёмы: игровой (волшебная коробка с приглашением и лужа воды), практический (эксперимент), словесный(беседа).

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: игры с водой, чтение стихотворений, русских народных потешек и песенок о воде, сказка К.И.Чуковского «Мойдодыр», опыты с водой, игры с мыльными пузырями, рассматривание иллюстраций по теме «Вода».
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложечки, молоко, гуашевая краска красного и жёлтого цвета, кисти, волшебный порошок(какао или кофе), сахар, волшебная коробка, прозрачные баночки с крышкой, на которые нанесены несколько капелек гуаши, темные цветные тарелки из прозрачного стекла.
                                 Ход занятия. 
1 часть. Организационная.

 Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Доброе утро, ребята!

Сегодня утром, когда я пришла на работу, у меня на столе стояла вот такая чудесная коробочка. Вы не знаете от кого она может быть? (Нет). Я тоже не знаю, но очень хочу узнать, давайте в нее заглянем. (Открываю коробочку и достаю из нее письмо). Ребята, здесь письмо. Хотите прочитаю его? (Да).

«Дорогие ребята, я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну в коробке лежит волшебная шляпа».

Ребята, отправимся в страну фокусов? (Да). А вы знаете, кто такие фокусники? (). А вы умеете показывать фокусы? (). А хотите научиться? (Да).

Чтобы попасть в эту волшебную страну, мне нужно надеть волшебную шляпу (надеваю), закрыть всем глаза и сказать волшебные слова: «Поверчусь я, поверчусь; покручусь я, покручусь; с ребятами в стране фокусов окажусь». Открываем глаза, вот мы с вами и попали в страну фокусов. Можно я буду главным фокусником, а вы моими помощниками. Согласны?

Ребята, в волшебной коробке. кроме шляпы лежит, вот что. (Достаю емкость с водой).  
( Дети садятся на стулья. Слышится шум воды.)
Воспитатель: Ребята, что это за звуки слышны?
Дети: Это вода шумит.
Воспитатель: Пойду посмотрю, почему шумит вода. (Уходит и приносит куклу Капитошку. Вода перестает шуметь.)                                                                                                          Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Вы знаете кто это? (Ответы и предположения детей.)                                                                                                                
Капитошка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Капитошка! Я маленькая капелька воды!
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Капитошкой!
Дети: Здравствуй, Капитошка!
Воспитатель: А что ты там делал?
Капитошка: Я искал снежинки.
Воспитатель: Какие снежинки, Капитошка?
Капитошка: Я сегодня утром ходил гулять. На улице падал снег. Мне так понравились снежинки, что я решил принести их вам, ребята, чтобы вы ими тоже полюбовались. Но пока я вас ждал, они потерялись.
Воспитатель: Не переживай, Капитошка, мы тебе сейчас поможем. Ребята, как вы думаете, что же произошло со снежинками?
Дети: Они растаяли!
Капитошка: Почему они растаяли?
Дети: Потому что в группе тепло.
Капитошка: Очень жалко, а я так хотел, чтобы ребята с ними поиграли.
Воспитатель: Не печалься, Капитошка, снежинки ведь превратились в ( ответ детей: воду), а с водой тоже можно играть. Хочешь мы тебе покажем? (Капитошка: Да!)                          Капитошка: Ребята, а зачем нам нужна вода? (Высказывания детей: Руки мыть, пить, кушать готовить, умываться, цветы поливать и т. д..).                                                                          Воспитатель: Без воды нам никак нельзя. Вода нам нужна, чтобы мыть руки и посуду, умываться, пить, маме чтобы готовить кушать, стирать; деревьям и растениям, чтобы они не завяли и росли; зверям и птицам, чтобы купаться и пить. Без воды не может прожить НИКТО! Капитошка, а мы знаем стихотворения о воде, хочешь их послушать?                                                                                                                     Капитошка: Конечно, хочу!
Дети читаю стихотворение о воде ( по желанию):

 Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем, везде нужна вода!
Капитошка: Хорошие стихи, а у меня к вам вопрос, ребята. Раз вода всем нужна, как вы думаете надо ли её беречь?
Дети: Надо!
Капитошка: А как вы воду бережете?
Дети: Кран закрываем, чтобы вода не капала, просто так воду  не льем.
Воспитатель: Капитошка, а мы для наших мам отличные помощники. Мы тебе покажем, как умеем ловко стирать.
Будем маме помогать, будем мы белье стирать,
Мы стираем, мы стираем
(Энергично трем кулачки между собой),
Полоскаем, полоскаем
(Изображаем руками процесс полоскания белья),
Выжимаем, выжимаем
(Вращаем кулачки в разные стороны),
А теперь белье все вместе,
На веревочку повесьте
(Вешаем белье на прищепках),
Мы прищепки прищеми
ли,
Хорошенько просушили.
Капитошка: Ребята, вы знаете какого цвета вода? (Высказывания детей: голубая, синяя, белая).
Воспитатель: Капитошка, раз вы с ребятами этого не знаете, хотите я вам помогу узнать, какого цвета вода.  Идёмте за мной!
(Дети встают и вместе с воспитателем подходят к первому столу).
                               Опыт №1. «Вода прозрачная».
(На столе стоят пластиковые стаканчики с водой и молоком, рядом лежат чайные ложки.)
Воспитатель: Дети, посмотрите в одном стакане  налита вода, а в другом молоко. Какого цвета молоко?
Дети: Молоко белое.
Воспитатель: Сейчас я положу чайную ложечку в стакан с молоком и в стакан с водой. Где видно ложечку?
Дети: В стакане с водой.
Воспитатель: Почему её видно в стакане в водой?
Дети: Потому что вода прозрачная!
Воспитатель: А что значит «вода прозрачная»? (Ответы детей: когда все видно). А что еще бывает прозрачным? (Ответы детей: стекло).        
Хотите я вам покажу фокус? (Дети: Да.)                                                                                                    Я беру пустую баночку и наливаю в нее воду, закрываю баночку крышкой. А теперь, внимание, я встряхиваю воду в баночке. Смотрите, что произошло с водой.                                                                                                                                            Дети: Вода стала красной.
Воспитатель: Да, вода стала цветной. Хотите тоже стать фокусниками? (Дети: Да).  
(На столе стоят прозрачные пластиковые стаканчики с водой и гуашевые краски красного и жёлтого цвета, кисти).
Воспитатель: Для того что бы получилась цветная водичка, возьмите кисточку, обмокните её в краску и помойте в стаканчике с водой.
-Данил, какого цвета водичка в твоём стакане? Почему?
Капитошка: Ой, как интересно! Оказывается, что вода прозрачная, и её можно окрашивать в разные цвета! Но, что-то я устала.
Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть!
( Диск со звуками моря. Проводиться динамическая пауза с элементами релаксации «На берегу моря» по выбору воспитателя.)
Капитошка: Как я с вами на берегу хорошо отдохнул. Ребята, а вы знаете, чем пахнет вода и какая она на вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: А хотите, чтобы я вам в этом помогла? (Дети: да). Тогда пойдемте со мной.

                  Опыт №2. «У воды нет вкуса и запаха».
(Перед детьми стоят стаканы с простой водой, с сладкой и вода с лимоном в кувшине).
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки стакан воды и понюхайте её. Есть ли у воды запах?
Дети: Нет запаха.
(Воспитатель предлагает понюхать воду, а которую добавлен лимон).
Воспитатель: А у этой воды есть запах? Чем она пахнет?
Дети: Да, она пахнет лимоном.
Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус?
(Дети пробуют воду).
Дети: Вкуса нет.
(Воспитатель предлагает попробовать воду, в которой растворён сахар).
Воспитатель: Какая эта вода на вкус?
Дети: Она сладкая.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети: Потому что в неё добавлен сахар.
Капитошка: Как интересно! Оказывается, что у воды нет ни запаха, ни вкуса. А если я в неё положу сахар, она будет (ответ детей: сладкой), если соль ( ответ детей:солёной), а если лимон( ответ детей: кислой.)
(Воспитатель предлагает детям встать на ковре в кружок).
Капитошка: Ребята, я принес для вас подарок. Но чтобы его получить, вам нужно ответить на мои вопросы. Хотите подарок? (Дети: да). Тогда отвечайте на мои вопросы.
1. Какого цвета вода? (Прозрачная).                                                                                                                                    2. Есть ли вкус у воды? (Нет).                                                                                                                     3. Имеет ли вода запах? (Нет).                                                                                                                           4. Какой водой надо умываться? (Тёплой, чистой).
5. Что будет если в воду добавить мыло? (Мыльная вода).
Воспитатель: А я знаю, что будет, если воду смешать с мылом. Получатся мыльные пузыри. И ты, Капитощка, хочешь их нам подарить?
Капитошка: Да, я принес вам в подарок мыльные пузыри! Спасибо, вам за интересный рассказ о воде! До свидания!
Дети: До свидания,  Капитошка! Приходи к нам ещё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе   Тема: «Водичка-водичка»   Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды.   Задачи: Побуждать к о...

Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и ее свойства»

Цель: Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, водопады, реки, моря, океаны.Расширять представления детей о значении воды и ее свойствах.Развивать познавательный ...

Конспект занятий по познавательному развитию "Водичка - водичка"

Цель: Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода льется). Формировать представления детей о значимости воды в жизни живых существ и растений, о здоровом образе жизни. Развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию «Бережём воду (очистка воды)»

Конспект занятия по познавательному развитию по теме "Бережём воду" (очистка воды)...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы

Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-водичка" (вторая младшая группа)

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);3. Да...