Экологический проект «Хвойные деревья Красноярского края»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Калашникова Светлана Валентиновна

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем  на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе, учим любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что  мы должны беречь и сохранять ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx28.19 КБ
Файл prilozhenie_3.docx28.52 КБ
Файл prilozhenie_5.docx12.32 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Хвойные деревья Красноярского края»

База проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березовский детский сад № 4», Администрации Березовского района, Красноярского края, телефон (8391 75) 2-15 – 52

Сроки проведения:

Долгосрочный проект. Длительность 4 месяцев

Участники проекта: воспитатели Валентина Николаевна Зиганшина, Светлана Валентиновна Калашникова, дети старшей «Б» группы, родители

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем  на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе, учим любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что  мы должны беречь и сохранять ее.

Актуальность проекта:

Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля.

Экологическое образование детей –  процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к  природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: ОРВИ, всевозможные аллергии  и лор – болезней. Их рост объясняется загрязнением окружающей среды и уничтожения экосистемы леса. Поэтому  прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.

Именно  в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому  необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Проблематика проекта:

В нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все  гуманно и бережно относятся к природе. После отдыха людей остаётся много мусора, не потушенных костров, вырублены молодые деревья и все это видят дети! Какой же пример взрослые подают детям!

Мы часто видим, что дети не понимают как относиться к природе, проявляют некоторую враждебность по отношению к деревьям – ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников  слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Невозможно изучать природу только по фотографиям и картинкам. Изучать ее лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

На основании этих проблем мы и решили  реализовать идею экологического проекта  и привлечь  не только дошкольников, но и их родителей, а также сотрудников ДОУ.

Проект – совокупность методов и средств для реализации каких-либо задач.

Реализация проекта предусматривает интегрированный подход в воспитании у детей  и основ экологической культуры, то есть использование различных видов деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, музыкально-художественная, двигательная деятельность, наблюдения с учетом  индивидуальных особенностей детей.

А значит, ознакомление с хвойным лесом родного края  является наиболее эффективным способом развития экологической культуры дошкольников.

Из этого вытекает:

Объект исследования - экологическая культура детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - влияние деятельности по ознакомлению с деревьями хвойного леса на повышение экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление детей с экосистемой хвойного леса родного края оказывает позитивное влияние на повышение экологической культуры, если создать необходимые условия целенаправленного общения с природой. Произойдет изменение поведения детей по отношению к природе.

Цель проекта - повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Создание условий для повышения экологического образования дошкольников, их родителей и педагогов.
  • Расширить представления детей об экосистеме хвойного леса - её роль в жизни человека.
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Научная новизна:

Теоретическая значимость проекта - это разработка содержания и форм работы по ознакомлению с хвойным лесом, которая предусматривает поэтапную организацию повышения экологического уровня детей, родителей, педагогов.

Практическая значимость:

Экологические проблемы в настоящее время стоят очень остро. Люди начинают понимать, что Земля – наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, своё мышление, сознание. А для этого необходимо обладать определённой экологической культурой. В её повышении существенную роль сыграл данный проект. Участники данного проекта узнали много нового о роли хвойных деревьев в жизни человека, познакомились с проблемой уничтожения лесов.

Методы и методики исследования:

1. Теоретический: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме

2. Социально - педагогический: наблюдение, беседа.

3. Эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.

Ожидаемый результат:

Реализация проекта позволит:

- создать необходимые условия для организации экологической и природоохранной деятельности в масштабах детского сада;

- развить интерес и воспитать любовь к природе и природному достоянию родного края;

- понимать, что каждый живой организм в природе нуждается в одновременном присутствие других, что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов.

Механизм реализации проекта

Формы работы. Пути их реализации

1. С детьми (проводятся на улице, в музыкальном зале,  в группе)

  • чтение художественной литературы
  • наблюдения
  • проведение опытов
  • обогащение экологической тропы «Хвойный лес»
  • познавательно-исследовательская деятельность
  • оформление альбома «Хвойные деревья Красноярского края»
  • защита презентации экологической сказки

2. С педагогами (проводятся в методическом кабинете, музыкальном зале, в группе)

Цель: представление педагогического опыта

  • консультации,
  • игровой семинар

3. С родителями (проводятся в группе, музыкальном зале, на улице)

Цель: повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.

  • Консультации - приложение
  • круглый стол;
  • совместная деятельность с детьми: конкурс плакатов, наблюдения на прогулках, изготовление презентаций, оформление альбома «Мой край родной», проведение экологических акций.

План реализации проекта

Этапы проекта

  1. Подготовительный

Содержание работы:

  • изучение и анализ детской и педагогической литературы, разработка занятий, составление картотеки игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и др.), подбор песен, музыкальных произведений – приложение 1, приложение 2
  • знакомство родителей с целями и содержанием проекта -  круглый стол  «Ребенок и природа»;
  • проведение семинара для воспитателей «Сохраним  хвойные леса!»
  • провести  беседу об экологической культуре  детей. По результатам беседы выявили: низкий уровень знаний –     5%

                 средний уровень знаний – 40%

                 высокий уровень знаний – 55%

Ожидаемые результаты: экологическое просвещение родителей. Подготовка оборудования и дидактических материалов к мероприятиям. Повышение педагогического уровня воспитателей в области экологической культуры. Выявили знания детей по экологическому воспитанию.

  1. Реализация проекта: Перспективный план реализации экологического проекта «Хвойные деревья Красноярского края» - приложение 3
  • рассматривание иллюстраций, репродукции картин, энциклопедий – приложение 4
  • ежедневное чтение художественной литературы о природе – приложение 5
  • музыкально- художественная деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие в тайгу»;
  • создание плана экологической  тропы и расширение зоны «Хвойный лес» - приложение 6
  • беседа «Как узнать ель?»;
  • продуктивная деятельность: лепка «Лесные друзья елочки»; аппликация «Маленькой елочке холодно зимой», рисование «Елочка – колкая иголочка»;
  • семейный спортивный праздник «Лесные тропинки»;
  • познавательная беседа с презентацией «Знакомство с кедром» - приложение 7
  • познавательная беседа с презентацией «Знакомство с лиственницей»;
  • экспериментирование «Какие бывают сосновые шишки?»
  • образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «Природа и человек»;
  • беседа «Как сохранить хвойный лес»;
  • познавательная деятельность «Обитатели хвойного леса»;
  • познавательная деятельность «Путешествие в смешанный лес»
  • беседа «Кто работает в лесу?»;
  • составление экологических сказок сочиненных детьми – приложение 8
  • познавательно-аналитическая беседа «Кто главнее или как растения помогают человеку?»;
  • семейная викторина «Наши друзья деревья";
  • познавательно-исследовательская деятельность «Хвойные деревья Красноярского края» - приложение 9 приложение 10

Ожидаемые результаты: сформированы представления, что лес - это сообщество растений и животных, воспитание бережного отношения к природе через наблюдения за объектами природы, расширены знания по экологической культуре, сформировано поведение в природе. Расширены представления детей о значении леса в жизни человека. Оздоровление организма детей во время прогулки, воспитание гуманного отношения к природе. Дети стали проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к природе.

3. Подведение итогов:

  • оформление информационных стендов «Экологическое воспитание детей», «Природа и дети», «Кедровые орешки польза и вред» - приложение11, приложение 12
  • экологический праздник «Путешествие в хвойный лес»;
  • фотовыставка «Берегите лес!» - приложение 13
  • конкурс кормушек «Лучший домик для птиц» - приложение 14
  • презентация альбома «Мой край родной! » - приложение 15
  • изготовление экологических буклетов «Берегите елочку- красавицу нашего леса»;
  • выставка семейного рисунка «Деревья нашего края» - приложение 16
  • фотовыставка «Плоды хвойных деревьев» - приложение 16
  • провести итоговую беседу по усвоению экологической культуры у детей, участвующих в проекте. По результатам итоговой беседы выявили:

низкий уровень знаний –     3%

средний уровень знаний – 29%

высокий уровень знаний – 68%

Ожидаемые результаты:  сформированы знания детей о хвойном лесе. Дети стремятся к исследованию объектов живой и неживой природы, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Дети овладели навыками экологически целесообразного поведения в природе. Развито у детей эмоциональное отношение к природе. Сформированы представления о птицах родного края. Фотоотчет по проекту – приложение 17

Список литературы

1.Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвешение,1990.-80 с.

2.Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112 с.

3.Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2004-144 с.

4. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -64с.

5. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. / Л. Г. Киреева. - Волгоград. Учитель, 2008. -271с.

6. Ушакова, О. Д. Красная книга России: Растения. / О. Д. Ушакова. - СПб. Издательский Дом «Литера», 2008. -64с.

7. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? /Т. А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. -64с.

8.Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. Балаценко Л.2002. N 5. С. 80-82



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Перспективный план реализации экологического проекта «Хвойные деревья Красноярского края»

Названия мероприятия

Цель мероприятия

Место и форма мероприятия

Интеграция образовательных областей

Сентябрь 1-я неделя

«Путешествие в тайгу»

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные "открытия".

Группа,

познавательно-исследовательская деятельность.

Привлечь родителей к сбору наглядного материала.

Музыка

Чтение художественной литературы

Безопасность

Социализация

Познание

Физическая культура

Здоровье

Сентябрь  2-я неделя

1. Создание плана экологической  тропы

2. Расширение зоны «Хвойный лес». Высадка на участке детского сада саженцев ели и сосны.

Цель: творческое решение задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.

Цель: познакомить с саженцами ели и сосны, показать, как высаживаются саженцы, привлечь детей к высадке, формировать умения по высадке, воспитывать трудолюбие и бережное отношение к объектам природы

Экологический центр группы.

Совместная работа родителей и детей на участке детского сада.

Социализация

Здоровье

Познание

Труд

Социализация

Здоровья

Познание

Безопасность

Сентябрь  3-я неделя

1.«Как узнать ель?»

2. «Лесные друзья елочки», лепка.

3. «Маленькой елочки холодно зимой», аппликация.

4. «Елочка - колкая иголочка», рисование.

Цель: рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев, показать, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.

Цель: продолжать учить детей лепить из частей, делить материал на нужное количество частей разной величины; показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.

Цель: совершенствовать технические умения и навыки работы с бумагой разной текстуры; закреплять умение складывания бумаги пополам - для создания симметричных деталей.

Цель: учить аккуратно, мазками в одном направлении рисовать силуэт елочки; придавать ей выразительность; развитие творческих способностей.

Наблюдение и беседа, на участке детского сада.

Чтение художественной литературы: С.Михалков "Ёлочка".

Группа, продуктивная деятельность

Группа, продуктивная деятельность

Группа, продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы

Безопасность

Социализация

Познание

Коммуникация

Музыка

Чтение художественной литературы

Безопасность

Труд

Социализация

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Музыка

Безопасность

Труд

Социализация

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Безопасность

Труд

Социализация

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Физическая культура

Сентябрь  4-я  неделя

Семейный спортивный праздник «Лесные тропинки»

Цель: привлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга; формирования здорового образа жизни семьи; воспитание физической культуры и нравственной сплоченности.

Спортивный зал, совместная двигательная деятельность родителей и детей

Музыка

Безопасность

Социализация

Здоровье Физическая культура

Октябрь  1-я неделя

«Знакомство с кедром»

Цель: познакомить с кедром, с его отличительными особенностями, местами произрастания, разобрать кедровую шишку, выяснить, кто питается кедровыми орехами в лесу (тайге).

Экологический центр группы.

Познавательная беседа - презентация.

Рассматривание иллюстраций и изучение строения кедровой шишки с приёмом разбора.

Музыка

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

Октябрь  2-я неделя

«Знакомство с лиственницей»

Цель: познакомить с лиственницей, с её отличительными особенностями, местами произрастания, выяснить, что лиственница единственное хвойное дерево, которое скидывает свои пожелтевшие осенью хвоинки, почему скидывает.

Экологический центр группы.

Познавательная беседа - презентация.

Рассматривание иллюстраций опавшей лиственничной хвои.

Музыка

Чтение художественной литературы

Познание

Коммуникация

Октябрь  3-я неделя

«Какие бывают сосновые шишки?»

Цель: выяснить, что шишки у сосны бывают мужскими и женскими; женские шишки с семенами, а мужские с жёлтой пыльцою, о том какие шишки остаются на сосне, а какие опадают.

Экологический центр группы.

Экспериментирование

Чтение художественной литературы

Социализация

Познание

Октябрь  4-я неделя

«Природа и человек»

Цель: расширить знания детей природе  родного края; закрепить знания о взаимосвязи человека и природы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, память; воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Группа, образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим.

Музыку

Чтение художественной литературы

Безопасность

Труд

Социализации

Здоровье

Познание

Ноябрь  1-я неделя

«Как сохранить хвойный лес»

Цель: воспитывать у детей – дошкольников бережное отношение к хвойным деревьям.

Группа, познавательная беседа

Чтение художественной литературы

Безопасность

Здоровье

Познание

Ноябрь  2-я неделя

«Обитатели хвойного леса»

Цель: продолжать пополнять знания об обитателей леса. Развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.

Группа, познавательная деятельность.

Музыка

Чтение художественной литературы

Безопасность

Социализация

Познание

Здоровье

Ноябрь  3-я неделя

«Путешествие в смешанный лес»

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать элементарные представления о лесе, как о зелёном доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представление детей о значимости леса.

Группа, познавательно – исследовательская деятельность.

Взаимодействие с родителями: дома, совместно с детьми оформить материалы в виде книги на тему."Кому нужны деревья в лесу" и "Зачем пилят деревья".

Музыка

Чтение художественной литературы

Безопасность

Труд

Социализация

Здоровье

Познание

Ноябрь 4-я неделя

«Кто работает в лесу?»

Цель: привить интерес к природе и проблемам ее охраны, нравственные и экологические чувства по отношению к ней, научить экологически грамотной деятельности и поведению личности в природном окружении.

Группа,  познавательная беседа

Чтение художественной литературы

Безопасность

Социализация

Познание

Декабря1-я неделя

Составление и оформление экологических сказок сочиненных детьми

Цель:  посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;  формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет.

Группа, совместная коммуникативная деятельность родителей и детей.

Чтение художественной литературы

Социализация

Коммуникация

Декабрь  2-я неделя

«Кто главнее или как растения помогают человеку?»

Цель: определить значение растений в жизни человека.

Экологический центр группы.

Познавательно-аналитическая беседа после прочтения рассказа К. Д. Ушинского "Спор деревьев"

Социализация

Познание

Коммуникация

Декабрь – 3-я неделя

«Наши друзья деревья"

Цель: закреплять представления об особенностях разных видов деревьев; воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к деревьям, учить видеть их красоту и неповторимость.

Группа, викторина для семейных команд

(дети и родители)

с презентацией предыдущих работ, выполненных совместно дети родители, дети-воспитатели

Музыка

Чтение художественной литературы

Социализация

Коммуникация

Физическая культура

Декабрь – 4-я неделя

«Хвойные деревья родного края»

Цель: закреплять представления о хвойных деревьях, растущих на территории родного края, особенностях их строения, местах произрастания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, в котором мы живём.

Группа, познавательно-исследовательская деятельность.

Музыка

Чтение художественной литературы

Безопасность Труд

Социализация

Здоровье

Познание

Коммуникация

Физическая культура



Предварительный просмотр:

Лиственница.
Лиственница обронила хвою
и стоит раздетая зимою,
но придёт на Север к нам весна,
и опять оденется она.
Ю. Насимович

Ели.
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Токмакова

Ель.
Ель обыкновенная -
издали надменная,
а вблизи - уютный дом...
Здесь мы дождь и переждём.
Ю. Насимович

Елка.
Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
А. Прокофьев

На сосну уселась галка.
Мне бедняжку очень жалко:
Зачем себя так мучает,
Ведь сосна колючая!
М. Дружинина

Приложение 5

Сосна.
Обычную сосну найдёте
в сухом лесу и на болоте;
почти везде растёт сосна -
непривередлива она!
Ю. Насимович

Кедр.
Не боится кедр ветра,
Это тот боится кедра
И обходит его, чтоб
Не ударил больно лоб!
Санин Е. Г.

Кедры.
В Гималаях дуют ветры,
и шумят от ветра Кедры;
высота отдельных кедров -
до пятидесяти метров.
Ю. Насимович

«Я вовсе не завистница,-
Заявляет Лиственница:
Что под именем таким?
Это просто псевдоним».