Проект "Сами вырастим фасоль"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный проект ориентирован на детей старщего дошкольного возраста, в ходе его реализации предполагается опытно -экспериментальная работа в малых группах, в парах. Проект выбран с целью ознакомления детей с условиями, которые необходимы для роста  и развития растений, в проекте было выбрано растение - фасоль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sami_vyrastim_fasol.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема: у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

Программное содержание:

Познавательное развитие: Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, о взаимосвязи человека и природы.

Предоставлять детям возможность для экспериментирования в разных видах деятельности, самостоятельного открытия детьми разных свойств предметов, помогать детям сначала самостоятельно выстраивать предположение, а затем сравнивать его с результатами.

Социально-коммукативное развитие:  Способствовать умению планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия с партнерами, учитывать их интересы и потребности; развитию чувства ответственности за общее дело.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями в группе и на участке детского сада;

Речевое развитие: Развитие речи как средства общения и культуры. Налаживание диалогического общения детей со сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие: Развитие и свободное проявление художественного творчества.

Актуальность: Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в образовательной деятельности совместно с взрослыми помогает освоить умение проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Объект исследования: фасоль.

Предмет проекта: условия прорастания семян и роста растений.

Дети узнают:

- названия жизненно необходимых факторов, их влияние на рост и развитие растений;

- значение фасоли как продукта питания;

- сорта посадочного материала;

- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;

Дети умеют:

- применять технологию выращивания фасоли;

- выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;

- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Вызвать у детей интерес, желание участвовать в исследовательской деятельности. Закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формирование  у детей  

-  навыков самостоятельной познавательной деятельности,

- проведения исследовательских работ и наблюдений.

-  умения прогнозировать будущие изменения.

3. Дать представления  о методах и приёмах простейших научных исследований.

Развивающие:

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Тип проекта: исследовательско - познавательный

Время выполнения: 1 месяц

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Предметнтно - развивающая среда.

Научная лаборатория – в ней есть все необходимое для проведения опытов (лупы, контейнеры с семенами, весы, линейки, салфетки, баночки, стаканчики, ведерки, схемы проведения опытов, схема посева семян, ведерки, лейки, совки, грабельки, палочки  и т.д  )  Здесь ребенок совместно со взрослым  проводит настоящие исследования и опыты, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения. Учится ставить себе исследовательские задачи и старается их решать. Каждое исследование дети фиксируют в дневнике наблюдения, делают зарисовки, взвешивают и измеряют семена,  ростки растений. Определяют наиболее благоприятные и неблагоприятные условия для роста растения, работают по схемам «Ты расти, растеньице» (строение)

Модели: « Условия для роста   растения», «Уход за растением». Лаборатория, в процессе исследовательской деятельности, пополняется разнообразными коллекциями, которые собирают и дети, и взрослые (воспитатели, родители).

«Библиотека» - содержит художественную, научно-популярную детскую литературу.  Здесь дети  рассматривают иллюстрации об объектах природы, альбомы,  читают литературу, обсуждают содержание прочитанных книг.

Выставка книг для чтения и рассматривания:

Албанская сказка «Фасоль»

Андерсен Г. Х. «Волшебная фасоль»

Фатьянов В. И. Горох, фасоль и бобы.

Шайкин В. Г. Огород у дома.

Экологическая игротека – здесь дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры («С какой ветки детки», «Собери картинку», «Узнай растение по описанию, по семени, по листу», «Что сначала, что потом», «Найди ошибку художника и дай пояснения» и др.)

Предполагаемый продукт: 

выращенное из семени растение фасоли.

альбом «Как мы выращивали фасоль» - рассказы  и рисунки детей о фасоли

«Кулинарная книга» - рецепты блюд, что можно приготовить из фасоли.

Список литературы:

Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.


Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.


Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.


Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.


Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17.


Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990.

Интернет-источники:

Стихи про фасоль с рецептами и фото- Крупнейший сайт стихов о еде

Содержание проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Постановка проблемы

Вхождение в проблему.

I этап

Выбор темы

На одной из форм работы с детьми «утро радостных встреч», воспитатель приносит коллекцию семян (фасоль разных сортов, семена гороха, бобов)  и иллюстрации  с изображением фасоли .

Предлагает рассмотреть коллекцию и иллюстрации.

- Из каких семян вырастет это растение (показывает иллюстрацию) и как оно  называется.

А вы хотели бы узнать все об этом растении? Что надо для этого сделать?

Дети с интересом рассматривают содержимое  коллекции, но не знают, как называется растение, и из какого семя оно вырастет.

Гипотеза проекта выдвигалась  в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми.

Гипотеза: Чтобы узнать о растении, необходимо собрать информацию о нем ( как называется, как  использует человек это растение, как его можно вырастить)

Где и как  об этом можно узнать?

- спросить у воспитателя;

- спросить  у родителей;

- найти информацию в книгах, в интернете;

- пригласить специалиста.

Вводит в игровую ситуацию

Вживание в игровую ситуацию

Предлагает открыть научный центр:

- Нам необходимо открыть такой центр, где бы вы проводили исследования, хранили всю нужную информацию.

Дети принимают роль научных сотрудников, собирают информацию о фасоли

В соответствии с проблемой и гипотезой дети с помощью воспитателя выдвигают дальнейшие задачи

Формулирует задачу

Принимают задачу

1.  Выяснить, как человек использует фасоль.

2.  Какие условия необходимы для роста и развития фасоли.

3. Организовать научную  лабораторию (центр)

В помощь детям заранее были приготовлены карточки-модели со схематическим изображением последовательности опытов.

4. Организовать творческие группы по выращиванию фасоли.

С помощью родителей готовят сообщения.

Просмотр презентации «Как растут растения».

Работают с иллюстративным материалом, читают  с взрослыми литературу, играют в игры

По карточкам отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности,

разделились на подгруппы.  

II этап

Организация работы над проектом.

Обобщает полученную информацию о пользе фасоли  и ее использовании человеком.

НООД Ознакомление с окружающим миром природы «Умелые садоводы»

Предлагает творческим группам выбрать карточки – задания для проведения опыта или эксперимента.

Во время практической исследовательской деятельности, педагог выполняет обязанности консультанта исследователей. Помогает тем, кто нуждается в помощи. Фотографирует.

Опыт «Обследование внутреннего содержания».

Цель: формирование  представлений о свойствах семени фасоли и его внутреннем содержимом (будущим растении)

Вопрос: Какую фасоль легче разломить сухую, или  которая была замочена в воде?

2.Опыт «Значение света для прорастания семян и развития ростков».

Цель:  выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие ростков. 

Вопрос: Где раньше появится росток? Сравните ростки.

3Опыт «Значение воды для прорастания семян и развития ростков».

Цель: выяснить, как влияет вода на прорастание семян и развитие ростков. 

4 Опыт «Влияние температуры на прорастания семян и развития ростков».

Цель: выяснить, как влияет температура воздуха на прорастание семян и развитие ростков. 


 

5. Эксперимент

«Значение разных видов почвы для роста и развития фасоли».

Цель эксперимента – показать, что рост и развитие проростков фасоли зависит от почвы.

- Можно ли помочь такому  «больному растению, как?

Педагог рассказывает о «еде» для растений удобрение

В непосредственной ОД дети отгадывали загадки, рассказывали о важных свойствах фасоли для человека, слушали историю о «веселой фасоли»,  выполняли творческое задание, используя семена фасоли

Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими заданием, обсуждали этапы работы, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто  рассказывать о проделанной работе.

Создают альбом с рассказами и рисунками детей о фасоли «Как мы выращивали фасоль », собирают рецепты, что можно приготовить из фасоли для «Кулинарной книги», оформляют ее.

Исследуют поверхность сухой фасоли и замоченного семени, его внутреннего содержимого, измеряют линейкой их величину,  делятся своими впечатлениями,  формулируют вывод.

 

Одну ванночку с семенами выставляют на свет, другую помещают в темное место (под коробку). Каждый день проверяют, по мере требования увлажняют салфетку с фасолью. Ведут дневник наблюдений, делают выводы. Сажают проросшие семена в стаканчики с землей, используя карточки- схемы.

В дневниках наблюдения отмечают число начала проведения опыта и условия роста: «вода», «нет воды». Наблюдают, делают выводы. Сажают проросшие семена в стаканчики с землей

Семена фасоли кладут в две баночки, накрывают крышками и ставят в разные места: первый – в тепло, второй – на холод.

В дневниках наблюдения отмечают число начала проведения опыта и условия роста. Наблюдают, делают выводы. Сажают проросшие семена в стаканчики с землей

Проращенные семена помещают в разную почву. Наблюдают за ростом фасоли. Замеряют высоту растений, считают количество листьев. Делают зарисовки.

Делают вывод, где темнее почва, растение крепкое, высокое, в песчаной почве, растение слабое, стебель тонкий.

Дети предлагают варианты помощи.

Дети совместно с воспитателем подкармливают растения удобрением.

III этап

Реализация проекта

Организует работу над проектом

Презентация результатов проектной деятельности.

Помогает детям организовать работу конференции

«научных сотрудников», Используя фотографии, которые были сделаны во время проекта, подготавливает презентацию  « Как мы выращивали фасоль»

Дети рассказывают о проделанной работе.

 Показывают результаты опытов и экспериментов,

Делают выводы.

Просмотр детьми фотоотчета о проделанной работе.

IV этап.

Подведение итогов.

Вместе с детьми определяет и

подготавливает на участке место, где будет высажена рассада фасоли

Дети принимают активное участие  в озеленение участка - в посадке рассады фасоли, ухаживают за ростками до момента созревания стручков.

Росткам были созданы все условия необходимые для их роста и развития.

Работа с родителями.

К организации поисковой и творческой деятельности детей были подключены и родители. На собрании рассказали о проекте, его целях и задачах, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно - научных представлений предложили родителям темы бесед с детьми:

- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

- Чем полезны овощи?

- Что можно приготовить из фасоли?

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственное участие и поддержка творческой активности детей.

Выводы

В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию) .

При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.