ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): «Зимушка зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Людмила Сергеевна Александрова

  Технологическая карта

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «Зимушка зима»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_zima.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «Зимушка зима»

Возрастная группа: старшая

Форма НОД:, познавательно-исследовательская деятельность (окрукжающий мир)

Форма организации (подгрупповая, групповая, индивидуальная)

Учебно-методический комплект Образовательный комплект «Школа2100» «Здравствуй мир» Методическое пособие

Средства:  

Наглядные: презентация, «Зимушка зима», стаканчики, трубочки, пенопласт, клей, салфетки, ватман.

Мультимедийные: проектор, экран.

литературные стихи,загадки

Пояснительная записка:

 Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, эта любознательность пропадает поэтому, главный и лучший способ знакомства детей с окружающим миром – это научиться отвечать на любые вопросы детей. Процесс знакомства ребенка с окружающим миром, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта.  В старшем дошкольном возрасте организуя познание важно помочь детям в освоении способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности.Знания о явлениях природы, расширяются, уточняются и систематизируются, выходя за приделы непосредственного опыта. Важную роль в образовательной деятельности, играет систематизация опыта полученная из дополнительных источников; просмотра телепередач, компьютера, энциклопедий и.т.д. Поэтому особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов, элементарные понятия о сезонных изменениях. Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности обеспечивающих ответственное отношение к окружающей и природной среде.

Конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принцип непрерывности, активности, доступности, психологической комфортности.

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие – Подвести к пониманию художественного образа, учить подбирать определения по теме зима.

Познакомить с природными особенностями зимних месяцев.

Помочь почувствовать красоту выразительность языка.

Развивать способность наблюдать.

Формировать представление о вьюге, метели через проведение простейшего опыта

Речевое развитие – стимулировать речевую активность в ответах на вопросы; составление рассказа. Развивать способность строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.

Социально – коммуникативное развитие – воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание выполнять задания совместно; чувства эмпатии к родной природе, эстетические чувства через художественное слово.

Физическое развитие – развитие движений, мелкой моторики;

Художественно – эстетическое развитие – развитие творческих способностей в  создании зимнего леса., Развивать фантазию и мыслительную деятельность.

Технологии и методы работы:

Технология игрового обучения: образовательная деятельность проходит с использованием ведущей деятельности детей подвижных и дидактических игр;

Здоровьесберегающие технологии: сохранение и поддержка физического и психического здоровья (смена деятельности, использование игр на развитие движений тела и мелкой моторики)

Технология личностно – ориентированного обучения : создана предметна – развивающая среда способствующая всестороннему развитию личности;

Информационно – коммуникативная технология: слайдовая презентация, опытническая деятельность,  повышают мотивацию и заинтересованность детей.

Методы:

     загадывание загадок;

     объяснения;

     вопросы

     практический (аппликация).

    опытно-экспериментальный

Формы и приёмы:

    беседа,

    подвижная игра;

    дидактическая игра.

    составление рассказа

Материал :  ватман  с аппликацией, пластиковые стаканчики, трубочки, пенопласт, клей.                    

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Результаты

Вводная часть

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Подарим улыбки друг другу.

Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете!

Вот таких замечательных, любознательных, веселых ребят  я приглашаю вас в путешествие.

Дети становятся в полукруг ,и проговаривают приветствие вместе с воспитателем

Привлечение направленного внимания, заинтересованность

Основная часть.

Ребята наше путешествие будет сказочное и начнем мы его со сказочной загадки:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом,  

Все покрыла серебром!

- О какой царице говорится в загадке?(слайд 2)

Выражают собственные мысли;

  • Выстраивают полный ответ, предложение;

Дети: Зима.

Вызвать желание отгадать загадку.

.

Воспитатель: Подходят  Зиме такие слова:  «белокожа», «светлолица»? Почему?

Воспитатель:  На чем прилетела к нам Зима?

Воспитатель: Что за скакуны в этой тройке?

 (Слайд 3,4,5).

Да, ребята, это зимние месяцы.

Каким  серебром покрыла царица Зима землю?

 Она царствует три месяца, она главная зимой.

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в путешествие в «Зимнюю сказку леса». Чтобы попасть в эту сказку нужно пройти некоторые испытания ;

Первое испытание  «Угадай чьи следы на снегу». Слайд   6 -14.

Второе испытание «Отгадывание загадок» Слайд   15-27.

Третье испытание Д/И «Четвертый лишний» Слайд  28.

Четвертое испытание Игра  «Найди небылицы» Слайд 29 -30.

Воспитатель: Ну что ж молодцы справились с испытаниями

Воспитатель: Вот мы и  попали  в зимний лес. Лес выглядит сказочно, деревья укутаны снегом. Давайте попробуем, подобрать красивые слова для сказочного зимнего леса.

Воспитатель: Какой снег в лесу?

Воспитатель: Как выглядят деревья зимой?

Воспитатель: Как падают снежинки?

Воспитатель: Что  укрывает лес белым покрывалом?

Воспитатель: Что такое снегопад?

Воспитатель: Когда бывает метель, вьюга, буран, пурга?

Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель: Давайте, попробуем изобразить снегопад,  метель, вьюгу.

 Воспитатель: Возьмите в руки стаканчики. Дуем  медленно, тихо - это идет снегопад;  дуем сильно, ветер сильный- это  метель, буран, вьюга.

Воспитатель: Молодцы, у всех получилось.

Воспитатель

Давайте, поможем, украсить  лесную полянку. Украшать будем белыми салфетками. Берем салфетку, отрываем от неё кусочек и наклеиваем на землю, деревья. Можно скатать комочек и наклеить его. Работать будем все вместе.

Воспитатель: Вот какая красивая зимняя картина у нас получилась. Помогли мы Зимушке. Воспитатель: Ребята, послушайте, сначала сказку, которую я придумала.

«Зима- волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Великолепен  вид зимнего леса. Деревья, кусты опушились блестящим инеем,  по которым скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском серебра. В лесу светло и тихо, воздух мягок. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Воздух морозный и звонкий, так и хочется гулять в этом волшебном лесу»

Воспитатель: А теперь вы попробуйте, рассказать свой рассказ.

План рассказа:

1.Назовите приметы зимы в лесу.

2.Какая погода бывает зимой?

3.За что вы любите зиму?

(Слушаются рассказы 3-4 детей).

Воспитатель: Какие, молодцы, придумали интересные, рассказы о зимнем, сказочном лесе. Волшебнице Зиме,  я думаю,  они понравились.

Физкультминутка:

Давай  дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок. (Дети идут друг за другом ,  изображая что катят снежок)

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком (Показываем)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показываем).

 

Дети: Да.

Дети: На тройке

Зимние месяцы - Декабрь, Январь, Февраль.  

Снегом

Мыслительная деятельность.

Рассматривают слайды.

Дети: Спящий, дремучий, густой, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.

Дети: Снег в лесу пушистый, серебристый, искристый, блестящий, мягкий.

Дети: Деревья окутаны снегом, тихие, задумчивые, замерзшие.

Дети: Тихо кружатся в воздухе, падают хлопьями.

Дети: снег

Дети: Это когда падает снег.

Дети: Когда дует сильный ветер.

Дети выполняют экспериментальные  действия

Работа детей:

Берут салфетки и наклеивают

Составления рассказа детьми

Движение по тексту

Развитие мышления

Развитие мышления

Развитие речевой активности

Формировать представление о вьюге, метели через проведение простейшего опыта.

Развитие творчество, мелкой моторики

 

Развитие речевой мыслительной деятельности

Развитие движений, имитация движений.

Заключительная часть

Вот и побывали мы с вами в сказочном путешествии: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили?

Что вам особенно запомнилось?

Чтобы вы рассказали  дома  о самом  интересном?

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. С каким настроением мы возвращаемся в детский сад?

Осознание себя как участника познавательного, процесса.

Закрепить знания, полученные на занятии

Положительные эмоции .

Список литературы и интернет ресурсов:

Методические рекомендации «Здравствуй мир» для воспитателей к пособию для детей дошкольного возраста от 2-7 лет. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова  издательство «Баласс» Москва.

http://thememaker.ru/themes-list.search/1671883/1/19/8/

http://yandex.ru/yandsearch?text=%

http://yandex.ru/yandsearch?text=% http://yandex.ru/yandsearch?text=%

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=15&text=снеговик% www.liveinternet.ru

 http://viki.rdf.ru/author/1

Анализ занятия.

Занятие проводилось старшей группе. Возраст детей 5-6лет в количестве 20 человек. Занятие по познавательно-исследовательской деятельности проводиться один раз в неделю во первой половине дня.

Данное занятие соответствует программе по  Образовательной системе  «Школа 2100»,образовательная программа «Детский сад 2100»

 Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы.

На занятии стимулировалась речевая активность детей в ответах на вопросы. Развитие движений детей проводиться в игровой форме. А так же проводиться развитие мелкой моторики рук детей непосредственно во время занятия, при выполнении задания. Во время занятия использовались такие технологии как: ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательской деятельности и игровая. Применялись объяснительно –иллюстративный метод и практический. Так же были использованы такие приемы как беседа и подвижная игра загадывание загадок; объяснения;  вопросы практический (аппликация), опытно-экспериментальный. Атмосфера на занятии была доброжелательная, дети с удовольствием принимали участие в занятии, с интересом выполняли задание. Занятие было последовательным, в три этапа: организационный момент, основная часть и заключительная. В заключении закрепляли полученные знания и подводили итог. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю что поставленные на занятии задачи были выполнены