Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников
статья по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Гусева Наталья Анатольевна

В статье кратко раскрывается роль инновационных технологий, используемых мною в процессе экологического воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников.

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)  возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введение программно-методического обеспечения  и инновационных педагогических технологий.

 Приоритетным направлением работы  нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольников. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать такие методы и формы организации работы с детьми,   которые бы оптимально соответствовали поставленной цели развития личности ребёнка. Экологическое   образование   признано  сегодня  как одно  из основных направлений  в  деятельности  образовательных  учреждений.  Дошкольный возраст - один из самых ценных этапов в развитии экологической культуры человека. Дошкольники начинают выделять себя из окружающей среды, у  них формируется экологические знания, нормы и правила взаимодействия с окружающей природой.                 

В современных условиях экологическое воспитание  осуществляется в правильной организации предметно- пространственной среды. Насыщенная предметно - пространственная среда обеспечивает применение разнообразных образовательных технологий и наоборот: образовательные технологии способствуют обогащению и пополнению предметно - пространственной среды.   Комплексное применение таких технологий, как   проектирование, моделирование,  информационно - компьютерные технологии, современные развивающие пособия позволяют более качественно, интересно на современном уровне формировать представление детей о природе, раскрывать все ее тайны и законы, а так же бережно к ней относиться и  охранять.  

В результате использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста повышается уровень знаний о животном и растительном мире, уровень экологической грамотности, воспитывается любовь к природе родного края.  

 Дошкольники  учатся видеть проблему, планировать свою деятельность, добывать знания, экспериментировать.  У детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки.

 Для целенаправленной, планомерной и результативной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром большое значение имеет внедрение и использование компьютерных технологий.  Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, так как такие способы как анимация, слайдовая презентация, показ фильмов позволяют добиться  длительной концентрации внимания воспитанников, а так же одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребенка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.                                                                                                              Компьютерные игры,  направленные на формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста вызывают большой эмоциональный отклик, живой интерес, способствуют более успешному усвоению экологических знаний.

Развивающие пособия «Лэпбук», «Экологический экран» необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе образовательной         деятельности.                                                                                              С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов. Моделирование позволяет решить ряд экологических задач в игровой, лёгкой и доступной форме.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности  для обобщения  знаний  детей о природе и овладения обобщёнными способами деятельности.                                                                                                                    В ходе проведения природоохранных акций дошкольники получают природоведческие знания, которые способствуют  формированию у них навыков экологической культуры. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей к мероприятиям,  и сами в них участвуют. А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т. к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей.

 Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения  является важным условием  реформирования  и  совершенствования  системы дошкольного образования. Развитие детского сада  не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.