Конспект занятия "Удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по образвоательной области "Познавательное развитие" Удивительные камни для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_udivitelnye_kamni_st._gr.docx21.06 КБ
Файл kamni.docx257.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»

(МИНИ-МУЗЕЙ)

(старшая группа)

Рузаева Наталия Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье».

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.

Упражнять в умении анализировать, делать выводы.

Учить в проблемных ситуациях, находить правильное решение.

Развивающие: Закреплять навыки работы последовательно в определенном порядке.

Учить работать по карте.

Познакомить со свойствами камней (мягкий – твердый, легкий – тяжелый, тонет – не тонет, имеет цвет).

Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать умения достигать цели в проблемной ситуации.

Материал: Шкатулка с камнями, карта – схема, конверт с раздаточными карточками, оборудование для проведения экспериментов (лупа, мел, книга -«Хозяйка медной горы»).

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядно – демонстрационные: иллюстрации, плакат - карта, шкатулка с камнями.

Практические:  физкультминутка, исследование предметов.

Предварительная работа: Чтение произведения Н. Рыжова «О чем шептались камешки?»

Рассматривание иллюстраций , камней.

Содержание

Дети обращают внимание на карту.

На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 – лупа, под цифрой 3 – конверт.

Воспитатель: Как найти хозяина этой карты?

(Дети отвечают, что необходимо пройти по маршруту).

Воспитатель: Рассмотрим карту. С чего начнем маршрут? Почему вы так думаете?   Внизу карты стоит шкатулка - №1. Ее приносит ребенок и определяет, какая шкатулка по весу. (Тяжелая).

Воспитатель: Как вы думаете, что в ней находится? Давайте посмотрим. (Открывают и видят камни).

Для чего нужны камни? (Ответы детей).

Где можно обнаружить камни? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.

Посмотрите, что изображено на карте под №2? Лупа.

Ребята, то место, где можно увидеть это оборудование, называется лаборатория.

Для чего нужна лаборатория? Она нужна для проведения экспериментов (опытов).

Опыты в лаборатории проводят ученые.

Я приглашаю вас в лабораторию для проведения опытов.

Путь в лабораторию лежит по этой узкой дорожке. (Дети идут по канату).

Воспитатель: Мы с вами в лаборатории. Займите место за столами. Я предлагаю вам стать учеными.

Сегодня мы будем исследовать свойства камней.

Приступим к проведению опытов. В этом вам помогут ваши помощники – глаза, уши, пальчики.

Опыт 1: Выберите один камень и обследуйте его – гладкий он или шершавый?

Скажите, какой камень на ощупь.

Опыт 2: Что можно сказать о цвете камней?

Вывод: Камни разноцветные.

Опыт 3: Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой. Что вы увидели на камне?

Воспитатель: Ребята, теперь вы многое  знаете интересного о камнях.

Давайте построим гору.

Физкультминутка «Гора».

Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходит в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны).

Раскатились камешки с той горы.

Ничего не осталось от нашей горы. (Показывает двумя руками на пустое место).

Воспитатель: Пройдите, ребята, на свои места. Отгадайте загадку.

Белый камешек растаял

На доске следы оставил. (Мел).

О каком камне говорится в загадке?

Мел – это тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его. Как вы думаете, чем мел отличается от других камней?

(Белый,  разноцветный - оставляет следы, им можно рисовать).

Какой он по твердости? Возьмите и проведите по нему карандашиком. Что можно сказать о меле?

(Он хрупкий).

Опыт 4: «Твердость».

Воспитатель: Возьмите в одну руку камень, в другую – пластилин. Попробуйте сжать.

Вывод: камень – твердый.

Опыт 5: «Плавучесть».

Воспитатель: Возьмите камень и опустите его в емкость с водой. Что произошло с камнем?

Вывод: Камень тяжелее воды, он тонет.

Воспитатель: Смотрим на карту.

(На карте нарисован конверт). Давайте найдем, где он спрятан.

Книга «Хозяйки Медной горы».

Воспитатель: Кто это? Что вы о ней знаете?

Дети рассказывают. Воспитатель коротко обобщает.

Ребята, в нашем мини-музее много камней, но благодаря нашей лаборатории мы узнали многое о камнях. В нашей группе замечательная коллекция драгоценных камней.



Предварительный просмотр:

Жемчужины – это единственные драгоценные камни, которые не добываются из недр земли. Если вы до сегодняшнего дня думали, что круглые бусины жемчуга являются «дальними родственники» алмазов и бриллиантов, то пришло время узнать правду. Ничего общего ни в составе, ни в способе образования они не имеют.

Как появляется жемчуг

Образование жемчужины начинается с появления первого слоя арагонита вокруг инородной частицы. Затем на нем нарастает еще сотни слоев. Белки постепенно заполняют полое пространство между кристаллами карбоната кальция, делая оболочку очень прочной. Верхний слой состоит только из арагонита, который придает жемчужине перламутровый блеск.

Жемчуг может образовываться как в морских, так и речных раковинах. И он будет существенно отличаться по составу и внешнему виду. Если в морских глубинах образуются крупные жемчужины и не более одной в раковине, то в речных водоемах, они мельче и вырастают по несколько штук в одном месте.

Эти различия диктуют разницу в цене. Морской жемчуг реже используется для создания украшений и ценится гораздо выше. Также сегодня научились создавать искусственный жемчуг и выращивать его в тепличных условиях.

Что влияет на внешний вид жемчуга

На размер, цвет и форму жемчужин влияет множество факторов. Как уже говорилось выше, более мелкие камни образуются в речках и других мелких водоемах, а крупные на дне морей. Если жемчужина растет на теле моллюска, не соприкасаясь со стенками, то и форма у нее будет максимально приближена к шару. Также образование может появиться на самой раковине, тогда жемчужина будет выглядеть как нарост.

Аметист

Минерал относится к семейству кварцевых, однако является самым дорогим его представителем. Как выглядит аметист? В природе камень встречается в виде множества сросшихся друг с другом ромбовидных кристаллов (друза аметиста), а также кристаллов в форме скипетра (расширяющихся кверху).

Окраска варьируется от бледно — фиолетового до тёмного, почти чёрного его оттенка. Цвет зависит от множества факторов — тёмные камни получаются от повышенного содержания в них примесей и жёсткости ионизирующего облучения. Под воздействием высоких температур камень меняет свой цвет: при температурах свыше +250 градусов лиловые и сиреневые экземпляры превращаются в камни блёкло — зелёного или бледно — жёлтого цветов. При остывании окраска минерала может восстановиться.

Замечено, что натуральные камушки при постоянном ношении на протяжении 25 лет в климате, где много солнечного света, теряют 20% своего цвета — наименьшей стойкостью отличаются аметисты из жеод. Те экземпляры, что были извлечены из жил горного хрусталя, солнечного света не боятся.

Аметист может быть драгоценным и полудрагоценным камнем — всё зависит от его внешнего вида и свойств (чистоты камня, его прозрачности, а также цвета минерала). Больше всего ценятся экземпляры глубокого фиолетового цвета. Также важна огранка — цена на изделия из аметиста зависит именно от неё.

Бирюза – природный минерал. Основные цвета камня – это зеленый, голубой, голубовато-синий, цвет морской волны. Часто встречается с небольшими бурыми или белыми вкраплениями.

Характерные свойства минерала:

  • непрозрачность;
  • восковый блеск;
  • небольшая твердость;
  • пористость;
  • цвет порошка имеет белый;
  • растворяется в соляной кислоте.

История минерала

История использования бирюзы людьми насчитывает более пяти тысяч лет. Она использовалась египетскими фараонами, арабскими шейхами, североамериканскими индейцами, русскими князьями и другими народами. В Европу камень попал прямиком из Ирана по Шелковому пути, который проходил через Турцию, поэтому французы и назвали этот камень турецким.

Появление бирюзы связано с гидротермальными процессами, происходящими в земной коре. Древние месторождения находятся в Египте, странах Средней Азии, Иране. Более современные источники располагаются в Северной Америке, Австралии, Мексике, но до сих пор самым ценным минералом считает тот, что привезен из Ирана – там самоцвет добывается вручную.

Лечебные свойства

Бирюзу, обрамленную в серебро, рекомендуется носить тем, кто страдает бессонницей, кошмарами и тревожными состояниями. Бирюза в золоте укрепляет иммунную систему организма. Минерал также помогает при заболеваниях печени, сердца, легких, щитовидной железы и желудка.

Другие полезные для здоровья свойства бирюзы:

  • улучшает зрение;
  • помогает при мигреневых болях, простудных заболеваниях;
  • способствует омоложению и регенерации кожи;
  • излечивает и укрепляет голосовые связки;
  • останавливает кровотечения;
  • помогает при язве желудка и обострении хронических заболеваний.

Бирюза подает своему владельцу «сигнал» о развивающемся заболевании – она начинает тускнеть и темнеть, меняет свой оттенок на зеленый. Происходит это потому, что камень очень чутко реагирует на влажность, выделение жиров и повышение температуру, которые происходят с человеческим телом во время болезни. Это верный признак того, что человеку необходимо срочно обратиться к врачу.

Считается, что наибольшим целительным эффектом обладает ярко-голубая бирюза, а вот зеленый минерал обладает слабой лечебной энергетикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Конспект занятия "Камни"

Цель занятия: создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников, вовлечение их в исследовательскую деятельность...

Конспект НОД "Камни"

Цель: ознакомление детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических  и исследовательских способностей.Задачи: - актуализировать зна...

Конспект занятия «Камни и их свойства» в старшей группе

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательно...