Конспект НОД "Камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Матюнина Анастасия Сергеевна

Цель: ознакомление детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических  и исследовательских способностей.

Задачи:

- актуализировать знания детей о разнообразии камней в природе;

- мотивировать детей к самостоятельному изучению свойств камней;

- совершенствовать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- продолжать развивать общую и мелкую моторику;

- продолжать воспитывать интерес к объектам неживой природы, любовь к родному краю;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Камни»

Цель: Познакомить детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических  и исследовательских способностей.

Задачи:

- актуализировать знания детей о разнообразии камней в природе;

- мотивировать детей к самостоятельному изучению свойств камней;

- создать условия для знакомства с природной кладовой – Уралом;

- совершенствовать выразительность речи;

- продолжать развивать познавательный интерес;

- совершенствовать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- продолжать развивать общую и мелкую моторику;

- продолжать воспитывать интерес к объектам неживой природы, любовь к родному краю;

- продолжать совершенствовать навыки лепки из целого куска;

- формировать умение работать аккуратно;

- пробудить эмоциональный отклик.

Словарь: Геолог, самоцветы, малахит, ювелир, яшма, скульптор, амулет.

Предварительная работа: Рассматривание изделий из камней, иллюстраций, чтение сказов П. Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», сказки И. Рыжова «О чём шептались камешки», просмотр мультфильмов «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», разучивание стихотворений, загадок.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением гор, камней, глобус, коллекция камней, камни разной формы, чудесный мешочек, украшения из камней, пластилин и украшения для колец, аудиозапись Э. Грига «Утро».

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом на ковре)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.  А теперь улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и скажите: «Всё будет хорошо! Друзей находит тот, кто встречает их улыбкой». Пусть это радостное, весёлое настроение будет сопровождать всё занятие.

Воспитатель: Вы любите путешествовать?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: А куда, вы узнаете, отгадав загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли, на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет.

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

А может быть лёгким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень!

Воспитатель: Готовы? Раз, два, три – повернитесь, в стране камней очутитесь!

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о камнях и узнаем много интересного про них. Где можно встретить камни?

Ответы детей: Во дворе, на берегу реки, у моря, на участке детского сада, в лесу на дороге.

Воспитатель: А вы знаете, откуда берутся камни? Почему все камни разные, не похожи друг на друга? Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, т.е. минералы – это кристаллы. Если внимательно рассмотреть камень, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным или в полосочку, или пятнистый, или с разводами неправильной формы (рассмотреть камни).

(Дети сели на стулья на ковре)

Воспитатель: У меня в руках «Чудесный мешочек». Нужно опустить в мешочек руку, нащупать там среди других предметов камень и описать его. Как вы узнали, что это камень? Какой камень? (блестящий, твердый, гладкий, с ровными округлыми краями).

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка!

Занимай свои места!

Шаг на месте - левой, правой.

Раз и два! Раз и два!

Прямо спину вы держите!

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите

Раз и два! Раз и два!

Воспитатель: Ребята, а бывают съедобные камни или минералы?

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша

Не понравятся нам даже.

Ответы детей: Соль.

Воспитатель: Соль – это тоже камень. Она не только растворена в морской воде. Соль встречается и в горах в виде кристаллов. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. А где больше всего камней? (в горах).

Воспитатель: Представим, что мы в подземном царстве и случайно услышали разговор…

Сказка

Под землёй в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полезное от бесполезного. А ведь всем хочется быть полезным.

- Я соль земли. Без меня кашу не сваришь.

- А на чём варить будете? Без топлива в этом деле не обойдёшься.

-Нет - я, нет - я главнее,- протараторил белый мрамор. Посмотрите, как красивы шкафы из мраморных плит, скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных!  Всё это я!

- Нет, я самый красивый и главный,- промолвил величественный малахит. Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!

Все камни прекрасны, все полезны!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим глобус. Что мы видим на нём? (моря, океаны, страны, горы). Рассмотреть глобус.

Воспитатель: Покажите на глобусе горы. Каким цветом они обозначены?

Воспитатель: Да. Горы состоят из камней, есть горы – скалы, на них ничего не растёт. А есть горы очень старые – на них уже успел вырасти лес, а на очень высоких, достающих до небес, лежат снежные шапки (рассмотреть иллюстрации).

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете камни?

Ответы детей: Гранит, хризолит, яшма, топаз, каменный уголь, мрамор, алмаз, кремень, базальт.

Воспитатель: Как вы думаете, нужны человеку камни, использует он их для жизни? Что бывает каменным?

Ответы детей: (для строительства, скульптуры, колонны, литотерапия, тепло, украшения).

Физкультминутка

Стоит гора – старушка,  (поднимают руки вверх)

До небес макушка  (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает,  (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает,  (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет  (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь  (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы!  (двумя руками показывают на пустое место).

Воспитатель: Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычайной красотой, своими богатствами. А как называется профессия людей, которые исследуют горы?

Ответы детей: Геологи.

Воспитатель: Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы – камешки и изучают их в лабораториях.

Воспитатель: Ребята, на глобусе мы видели, что горы есть в разных странах, но именно горы, расположенные в нашей стране знамениты на весь мир.  Это Уральские горы (показать картинки). Они знамениты своими Уральскими самоцветами. Существует легенда о происхождении Уральских гор.

В давние, давние времена сверкала на небе радуга. Вся она была из драгоценных камней. Сияли великолепные бриллианты, огоньками вспыхивали красные рубины, зеленые изумруды, фиолетовые аметисты. Дивным светом переливался этот небесный мост. Но люди не хотели любоваться прекрасной радугой. Топорами, молотками, лопатами стали они разрушать прекрасную радугу, прятать обломки драгоценных камней в мешки и рухнул небесный мост.

Дорогие камни смешались с пылью и грязью, превратились в ямы, и не стало волшебной радуги. Но случилось чудо - один конец радуги не рассыпался, а упал на землю и там, где он упал, выросли горы. Люди назвали эти горы Уральскими, и вот теперь в глубине Уральских гор хранятся клады драгоценных камней. Но открываются эти камни не всем, а только людям с чистыми руками и добрым сердцем.

Воспитатель: Какой писатель описал в своих сказах богатства Уральской земли?

Ответы детей: П.П. Бажов

Воспитатель: В этом году отмечают юбилей: 140 лет со дня рождения П. Бажова. В каких сказах П. Бажов рассказал о камнях – самоцветах?

Ответы детей: « Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка».

Воспитатель: А кто, ребята, знает, что такое самоцветы? Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами от природы такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, хризолит, топаз и другие. И самый знаменитый Уральский камень – это малахит.

Воспитатель: Малахит – это единственный в мире узорчатый зелёный минерал. Для детей малахит – это амулет (оберег), его надевают на шею ребёнку для защиты от опасностей. Для России малахит – это роскошь и богатство. В Эрмитаже есть целый малахитовый зал. Самые удивительные предметы из малахита – часы, вазы, колонны. В старину люди верили, что если регулярно пить из малахитовой чаши – научишься понимать язык животных.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру « Сложи по цвету»

Яшма – красный цвет

Малахит – зелёный

Янтарь – жёлтый

Лазурит – синий

(на четыре подноса разложить по цветам камни)

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется мастер, который изготавливает украшения? (ювелир)

Воспитатель: А хотите сегодня стать тоже ювелирами? Ведь мы с вами в стране камней!

Пальчиковая гимнастика

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,                                 (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки                                (стучат пальцами по столу)

Весеннее  солнце.                                     (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут                                           (сжимают и разжимают пальцы)

По сосулькам слезинки…    

И тают сосульки –                                    (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

Воспитатель: Проходите за столы. Я предлагаю слепить украшение – кольцо (рассмотреть образцы, объяснить порядок лепки).

Воспитатель: А теперь закроем глазки, подумаем, что будем лепить, как украшать (включить музыку Э. Грига «Утро»)

Воспитатель: Подведём итог. Что вы нового узнали? Что больше всего понравилось? Это пригодится вам в жизни? Какое задание было самым трудным? Почему? Что вы расскажете родителям о нашем путешествии?

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Раз, два, три – повернитесь, в детском саду очутитесь! За ваши старания я вас хвалю и угощаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....