Конспект Вода и её свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анна Ануфриева

Цель: развить   у детей интерес к познавательной деятельности.

Задачи

1. Образовательные:

  • познакомить детей со способами обследования воды;
  • расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;
  • познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, вода прозрачная, те
  • кучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить;
  • закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни, в жизни окружающего мира;
  • показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях;
  • учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе. Подводить к выводам и обобщениям.

2.Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;
  • продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.

3.Воспитательные:

  • воспитывать у детей навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи;
  • бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды;
  • экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda_i_eyo_svoystva.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Вода и ее свойства»

Вид занятия: учебно - познавательное.

Тип занятия: комбинированное. Старшая группа

Цель: развить   у детей интерес к познавательной деятельности.

Задачи

1. Образовательные:

  • познакомить детей со способами обследования воды;
  • расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;
  • познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, вода прозрачная, те
  • кучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить;
  • закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни, в жизни окружающего мира;
  • показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях;
  • учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе. Подводить к выводам и обобщениям.

2.Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;
  • продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.

3.Воспитательные:

  • воспитывать у детей навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи;
  • бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды;
  • экологическую культуру.

Методы и приемы

Наглядные: использование наглядных пособий, карт-схем, декораций, средств ТСО, музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, опытов.

Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, обследование, сравнение, сопоставление, эксперимент, активная деятельность детей.

Оборудование

Демонстрационный материал: глобус, лупа, мешочки с крупами, снеговая и водопроводная вода, цветная бумага, кусочки льда, сахар, песок, сосуды различной формы, масло, перья, таблица-схема.

Организация занятия

Дети располагаются в центре комнаты на ковре. Стол воспитателя с пособиями стоит рядом. В зале расставлены столы для проведения опытов.

План занятия (мин)

I        часть. Вводная. Приход профессора Эко        

II часть. Основная

  1. Проблемная ситуация: «Началось сильное таяние        снега в Антарктиде»
  2. Подготовка к путешествию        
  3. Игра «Отбери предметы»        
  4. Игра «Узнай на ощупь»        
  5. Игра «Узнай на вкус»        
  6. Рассматривание глобуса        
  7. Исследование свойств воды: цвет, запах, форма        
  8. Сравнение воды морской и пресной        
  9. Загадки об обитателях моря        
  10. Опыт «Вода растворяет вещества»        
  11. Опыт «Экологические катастрофы»        
  12. Опыт «Таяние льда, и повышение уровня воды»        
  13. Физкультминутка. Аутотренинг        
  14. Чтение стихотворения: «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!»        
  15. Как вода приходит в дом        
  16. Как беречь воду        
  17. Чтение стихотворения «Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана кап-кап-кап...»        

III часть. Заключительная часть        
Длительность: 30 мин.

3

2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

3

Ход занятия

I часть. Вводная

В группу к ребятам приходит профессор   Эко.

Профессор Эко. Здравствуйте, дети. Меня зовут профессор Эко. Я работаю в лаборатории, которая занимается исследованием снега, льда и воды. Здесь у меня находится все, что необходимо для изучения природы.

У меня есть волшебный телефон. Я получаю звонки со всего света. С его помощью я узнаю все, что делается в нашем общем доме. Дети, вы поняли, о каком доме я вам говорю?

У нас над головой одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земляная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех лампа, она же печка-солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные тучи. И вентилятор один на всех - ветер. Вот и выходит, что земной шар - действительно наш общий большой дом. Представить, как выглядит наш дом, нам поможет глобус - уменьшенная модель огромной Земли, где живут все люди на свете. И как приятно, когда в доме чисто и уютно. Вот и работает наша лаборатория для того, чтобы в случае необходимости прийти на помощь.

II часть. Основная

Раздается телефонный звонок.

Профессор Эко. Алло! Это звонит моя помощница-Капелька. Что ты говоришь, Капелька?

Беда! Она говорит, что в Антарктиде началось сильное таяние снега. А где же находится Антарктида?

Дети вместе с воспитателем находят Антарктиду на глобусе. Обследуют это место. Рассматривают Антарктиду с помощью лупы.

Вы видите темное пятно на снегу? Что бы это могло быть? (Это пыль, загрязнения.) Выхлопы автомобилей, дым заводов содержат такие вещества, которые поднимаются в воздух и переносятся ветром на далекие расстояния и там оседают. Дети, а как вы думаете, почему же началось обильное таяние снега? Вспомните, какой снег быстрее тает, грязный или чистый? (Грязный.)

Необходимо воспрепятствовать этому. Вы готовы мне помочь? Срочно собираемся в путь. Какая погода в Антарктиде, как вы думаете? Что же нам пригодится в путешествии?

Перед вами на столе лежат предметы. Вам необходимо отобрать то, что понадобится в путешествии и исследованиях воды и льда.

Дети отбирают лупу, карандаш, блокнот, колбочки, баночки и т.д. Рассказывают об их назначении.

Нам необходимо быть внимательными и уметь замечать все на своем пути. Потренируемся. Перед вами лежат несколько мешочков. Пощупайте их и попробуйте определить, не раскрывая, что это может быть. (Гречневая крупа, макароны, рожки, сахар.) Для путешествия нам понадобятся продукты. Ручки потренировали, а теперь потренируем язычок. Попробуйте на вкус с закрытыми глазами и определите, что это за продукты. (Чернослив, яблоко - сухофрукты.) Чтобы не болеть, нам понадобятся сухофрукты, соки, витамины.

Вот теперь мы смело можем отправляться в путь.

Рассаживаются на ковре, вокруг столика воспитателя.

Сейчас я открою чемодан-лабораторию, которая всегда со мной, и мы начнем наши опыты прямо сейчас.

Пока мы летим, давайте рассмотрим повнимательнее глобус. Каким цветом обозначена вода на глобусе? (Голубым.) А почему голубым? (Голубой цвет - цвет чистоты.) Посмотрите, чего больше на земле, воды или суши? На глобусе есть участки и белого цвета. Что он обозначает? (Лед - это вода в замерзшем состоянии.) Где на материках может быть вода? (В реках.) Посмотрите, у меня в стакане вода. Под стакан положим листочки цветной бумаги, а теперь посмотрите в стакан, что вы видите? Какой из этого можно сделать вывод? Изобразите это схематично. Какого она цвета? (Бесцветная, прозрачная.) Назовите еще прозрачные предметы. Как вы думаете, прозрачная ли вода в кране? А в озере, речке, море?

Понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что мы можем сказать про цвет и запах воды? А какую форму имеет вода? (Показать стакан, пробирку.) Значит, что можно сказать про  форму воды? Вода принимает форму сосуда. Как это можно занести на карту-схему.

А вы знаете, чем отличается вода в реках от воды в морях и океанах? (Она пресная.) Пресная, значит безвкусная. Давайте попробуем. Правда ли что она без вкуса?

Детям на пробу дается томатный сок и определяется вкус (кисло-сладкий). Затем пробуется пресная вода и определяется, есть ли у нее какой-либо вкус.

Вот попробуйте. Чем же отличается? (Вода морская - соленая.) А как же попала соль в океаны и моря? (Показывает на глобусе, как маленькие речушки вливаются, впадают в моря и несут с собой соли.)

А почему воду называют жидкостью? Ее можно переливать из одного стакана в другой. Она текучая. Если налить на

плоскость, она растекается. Изобразите схематично, что вода -жидкость. Так что же такое вода? Вода - жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Как это можно занести на карту-схему?

Вот мы и прилетели в Антарктиду.

Появляется   Капелька.

Капелька. Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы приехали вместе с профессором Эко. Наша лаборатория уже готова к исследованиям. Занимайте свои места.

Дети занимают свои места за столами.

Профессор Эко. Мы с вами выяснили, что вода в нашем водопроводе отличается от воды в морях и океанах. Она - соленая. А как сделать воду соленой?

Опыт 1. В стаканчик с пресной водой добавляется соль. Посмотрите, изменился ли цвет воды? А что изменилось? Вот видите, ребята, оказывается, вода еще и волшебница. Она умеет растворять в себе некоторые вещества. Можно ли такую воду употреблять в пищу? Ребята, а какая вода ценнее? Соленая или пресная? Почему? Значит, соленая вода нам не нужна? Послушайте и отгадайте, кто это?

Вильнет хвостом

Туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба.)

Через море-океан Плывет чудо-великан, Прячет ус во рту, Растянулся на версту. (Кит.)

В морях и океанах живут многие животные, рыбы, водные растения. Они приспособились к жизни в таких условиях. Им и нужна соленая вода. Как это можно занести на карту-схему?

Опыт 2. Посмотрим, а растворяются ли в воде другие вещества? Например, песок. Какой можно сделать вывод? И как изобразить на схеме?

Опыт 3. Ребята, а что произойдет, если в воду попадут маслянистые вещества? Например, нефть? Капнем в стакан капельку масла, что вы видите?

А теперь опустите в стакан перышко. Что с ним стало? Представьте, что села птичка, что с ней случится? Нефть прилипает к оперению птиц. Покрытые нефтью перья уже не могут согревать птиц, и они погибают от холода. Помочь этим птицам можно, только собрав нефть. Для этого нужно действовать очень быстро, чтобы спасти животных и очистить море и его берега.

Существует несколько способов очистки моря от нефти. Торф или солома, впитывающие нефть, распределяются по поверхности воды, а затем собираются и сжигаются.

Опыт 4. Дети, а как вы думаете, лед (замороженные кубики льда), который покрывает Антарктиду, он тоже соленый? Положите кусочки льда в стаканчик, рассмотрите его. А теперь Наташа положит свой кусочек льда в стакан с теплой водой. Лед плавает, значит, он легче воды. Посмотрим, что с ним будет через некоторое время. Лед растаял. Попробуйте воду, стала ли она соленой? Значит, во льдах сосредоточены большие запасы пресной воды, которую можно использовать в пищу. Какое важное мы с вами сделали открытие! Как это можно занести на карту-схему?

Опыт 5. А теперь заметьте, на каком уровне находится вода в стакане. Отметим уровень фломастером. А теперь положим в стакан несколько кубиков льда и через некоторое время посмотрим, что произойдет. Посмотрите, уровень воды в стакане стал выше. Почему? Что может произойти, если будут таять льды Антарктиды? Что произойдет, если ледники растают? Они затопят земную поверхность, погибнут животные, птицы и даже человек. Значит нельзя допускать загрязнения льдов Антарктиды. Как приятно, когда все, что нас окружает, чистое!

Физкультминутка. Аутотренинг

Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, Я вдыхаю его чистый, свежий воздух, Колышутся травы, луга, надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно.

Я очень рад (а), что встретился (лась) с удивительным миром природы.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником всему живому.

А теперь снова в путь!

Нам пора снова отправляться в детский сад. Свернем нашу лабораторию. Сколько интересных открытий мы с вами сделали. В чем заключается ценность воды? Мы умываемся ею, используем для приготовления пищи и т.д.

Воспитатель. Молодцы, но знаете, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле? Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Смогут ли без нее прожить люди? Почему? Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - всего три дня! Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную.

Капелька (в записи)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане!

И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей,

Рушится потоком иней. На плите у вас кипит,

Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!

Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!

Вы меня в пруду найдете и в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда наша спутница - вода!

Теперь мы поняли, что вода нужна всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Откуда же берется наша вода, которую мы пьем?

Это происходит с помощью водопроводной сети, куда по трубам из резервуаров и водосборников поступает вода. Чтобы снабжать население городов водой, рядом с ними строят огромные водохранилища. Из этого следует, что воду нужно беречь. А как мы с вами можем беречь воду? Вот послушайте, о чем говорят капли, когда выпадают из неплотно прикрытого крана:

Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана кап-кап-кап, Мелеют реки и моря, не тратьте воду зря, зря, зря. А то пройдет немного лет, и нет водицы, нет, нет, нет Такое грустное стихотворение, правда, ребята? Ребята, запомните четверостишие:

Бережливей будь с водой, И как только воду взял, Хорошенько кран закрой: Кап-кап-кап - и литр пропал!

Вот как много нового мы сегодня узнали. Теперь я уверен, что никто из вас не оставит кран открытым.

Теперь давайте нарисуем плакаты о том, как надо беречь воду.

III часть. Заключительная

Профессор  Эко. Спасибо, ребята, вам за то, что помогли нам. Мы с Капелькой сейчас уйдем в нашу лабораторию, а вы не забывайте про нас и помните, что воду нужно беречь, что пресной воды очень мало. А чтобы вы не забывали делать добрые дела, я хочу подарить вам «Копилку добрых дел». Делайте только добрые дела и заносите их в эту копилку. Когда она будет полной добрыми делами, значит мы на самом деле помогаем планете выжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Конспект "Вода и её свойства"

Формирование интереса к экспериментированию...

Конспект "Вода и ее свойства"

Совершенствовать представления детей о воде....