Конспект "Вода и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мишакова Наталья Викторовна

Совершенствовать представления детей о воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии

«Вода и ее свойства»

в подготовительной группе

Цель: Совершенствовать представления детей о воде.

Задачи:  закрепить с детьми свойства воды :

прозрачность,

не имеет вкуса и запаха,

вода растворитель,

вода не имеет формы.

• развивать навыки проведения лабораторных опытов:

• закреплять умение работать с прозрачной посудой: пластиковыми стаканчиками, палочками.

• развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

• активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме НОД.

• воспитывать экологическую культуру.

• развивать умение делать выводы, умозаключения.

Предварительная работа:

• рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучивание стихотворений о роднике, реке, море, пословиц и поговорок о воде.

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поприветствуем их.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А вы хотите стать волшебными лаборантами? Тогда надевайте волшебные колпачки и слушайте внимательно.

Ребята, чтобы попасть в лабораторию, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери этой лаборатории. Помогут нам в этом загадки.

  1. Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч-

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг!

(водопад)

  1. Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли. ,

(облака)

  1. Меня ждали,

Меня звали,

Показался - убежали.

(дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем.

(роса)

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода». Теперь мы можем открыть дверь в нашу волшебную лабораторию. Закрывайте глаза (звучит волшебная музыка…

Вот мы и оказались с вами в лаборатории. Сегодня мы поговорим о воде и о её свойствах, будем проводить интересные опыты. Хотите познакомиться со свойствами воды? Но сначала мы вспомним, что мы знаем о ней. Садитесь на стульчики, всё внимание на экран.

Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды о воде (с 1 по 10) :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

-Ребята, а сегодня вы видели воду? Где? Какую? Хотите, я расскажу вам «Как вода к нам в дом пришла

Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с помощью разных приборов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.

-Ребята, а как вы думаете, какая бывает вода(подбор слов-эпитетов). Дети называют прилагательные.

ответы детей: чистая, холодная, речная, грязная, питьевая, газированная, мутная, ключевая, дождевая, кипяченая, морская, пресная, вкусная).

А кому нужна вода?

ответы детей: рыбам, птицам, деревьям, растения, цветам, водоплавающим птицам, зверям, людям, всем живым существам).

-Правильно, ребята, вода нужна всему живому на Земле. А зачем она нужна человеку?

ответы детей: чтобы умываться, мыться, чистить зубы, готовить пищу, мыть посуду, мыть полы, стирать вещи, убираться в комнате и соблюдать чистоту, купаться и закаляться, чтобы пить и готовить еду, мыть окна, поливать комнатные растения).

-Совершенно верно. Вода нам необходима каждый день. Без воды человеку не прожить.

Так что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Предлагаю пройти к вашим рабочим местам, лаборанты.

Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.

(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «паучок»)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыты:

  1. Что такое вода? Какой формы вода?

-Ребята, первую часть опыта проведу вам я. Мы с вами выясним, что такое вода. Для этого я перелью воду из стаканчика на блюдце. Что мы видим?

Ответы детейвода льётся, растекается, течёт)

-Правильно. А почему я смогла перелить воду из стаканчика на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?

Дети: Потому что вода жидкая.

-Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

-Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

-А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём вторую часть опыта. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, .

(Самостоятельная работа детей)

-Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

-А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

-Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Вывод: 

 вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

2. Прозрачная ли вода?

На столе два стакана –один с водой, а другой с молоком, трубочки. Воспитатель предлагает детям опустить трубочку сначала в стакан с водой, а потом в стакан с молоком. Спрашивает, что они заметили.

Вывод:

 в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком нет. Следовательно, вода- прозрачная жидкость. Воспитатель вывешивает алгоритм, символизирующий прозрачность воды, на доску.

3. Имеет ли вода вкус и запах?

На столе стаканы с водой и соком. Предложить детям попробовать через соломинку воду.

Вос-ль: Есть ли у неё вкус? (ответы детей) Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет.

Вос-ль: Есть ли у воды запах? (ответы детей)

Однако нужно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод:

 у воды нет запаха, а у сока есть. Вода безвкусная, а у сока есть вкус. Воспитатель помещает соответствующий алгоритм на доску.

-Ребята, делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы свами пойдём к реке. (Ортопедическая коррекционная физкультминутка)

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

4. Растворяет ли вода вещества?

На столе 2 стакана с водой, ложки, розетки, в которых насыпаны песок и соль. Воспитатель предлагает детям поочерёдно насыпать соль в 1 стакан, а песок в другой и размешать. Что мы увидели? Растворились ли соль и песок в воде?

Вывод: 

песок не растворился в воде, а соль растворилась. Значит, вода одни вещества растворяет, а другие нет.

Молодцы, ребята! Из вас получились самые настоящие лаборанты! Со всеми опытами вы прекрасно справились! Но нам уже пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза (звучит волшебная музыка). Вот мы и оказались опять в нашем саду, проходим к стульчикам, садимся.

Ребята, сегодня мы с вами много говорили о воде, её свойствах и пользе для всего живого на Земле. Поэтому недаром русским народом придумано много пословиц и поговорок. А вы знаете их? Что они обозначают?

Вот сколько интересного и познавательного мы сегодня с вами узнали о воде. Недаром её называют самой настоящей волшебницей, ведь у неё столько свойств. Давайте ещё раз вспомним их. А как мы с вами определили эти свойства? Правильно, проводили опыты. Вам понравилось быть волшебными лаборантами? А почему? А какой опыт больше всего понравился? А где вы испытали затруднения?

Вы замечательно сегодня потрудились и со всеми опытами отлично справились. Поэтому это было наше не последнее путешествие в волшебную лабораторию, совсем скоро мы сюда вернёмся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"

Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...