Открытое ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе по теме " Мое Отечество - Россия"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Трегубова Юлия Ивановна

ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе «Березка» «Мое Отечество – Россия»

 

Программное содержание:

Формировать у детей интерес к получению знаний о России, воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважении к культурам других народов, умении рассказывать об истории и культуре своего народа, воспитывать патриотические чувства и любви к своей стране у дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе «Березка» «Мое Отечество – Россия»

Программное содержание:

Формировать у детей интерес к получению знаний о России, воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважении к культурам других народов, умении рассказывать об истории и культуре своего народа, воспитывать патриотические чувства и любви к своей стране у дошкольников.

Методы и приемы: показ, рассказ, объяснение, вопросы, игры, практические действия детей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

Предварительная работа: беседы, чтение стихотворений, пословиц, поговорок, рассматривание иллюстраций.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Словарная работа: родной, русский, герб, флаг, гимн, конституция, национальности, многонациональная.

Материалы и оборудование: иллюстрации, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В.В. Путина, картинки с национальностями, пазлы, ноутбук, музыкальное сопровождение, мультимедийный аппарат.


Ход занятия

Начало занятия начинается с того, что дети стоят на ковре в кругу.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, и не просто гости, а учителя, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).

-Сегодня на нашем занятии мы с вами раскроем тайну одного очень важного для нас слова. Вы готовы узнать тайну? (ответы детей).

Но сначала вспомним уже знакомое слово, послушайте внимательно и вспомните его секрет – слово «родная».

Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящее слово. Вспомнить, кого или что мы можем назвать родным (ответы детей – мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край) (передавая мяч, дети называют словосочетания).

- Какие вы молодцы. Давайте, послушаем, как это слово может звучать в стихотворении.

Аня: Много мам живет на свете

Всей душой их любят дети

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я:

«Родная мамочка моя».

- А давайте повторим нежно и ласково: «Родная мамочка моя»

Молодцы! Давайте послушаем еще одно стихотворение.

Кристина: Рано утром детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки для ребят

В уголке скучают!

Красный мяч, синий мяч,

Куклы, медвежата,

Детский сад!

Родной наш сад!

Любят все ребята.

- Вот так по-разному может звучать одно и тоже слово.

- Послушайте еще одно стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос «Что такое Родина»?

Андрей Ч: Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки и дороги,

По которым мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

- Вы послушали стихотворение. И так, что такое Родина? (ответы детей: Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, всё в ней для нас родное)

- А давайте посмотрим, какая она наша Родина, давайте присядем за наши столы и посмотрим презентацию про нашу Родину, нашу большую и великую страну (по оценке Федеральной службы государственной статистики на начало года население нашей страны составляло 146 780 720 (146 миллионов 780 тысяч 720) постоянных жителей, страна занимает 9 место в мире по численности населения – Китай – 1 399 483 000 (миллиард), Индия – 1 368 774 000, США – 331 427 186, Индонезия – 266 911 900, Пакистан – 215 855 198, Бразилия – 210 611 060, Нигерия – 204 117 376, Бангладеш – 169 495 503).

Вот такая замечательная презентация.

Скажите, какая она наша Родина? (ответы детей: красивая, прекрасная, любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, богатая, огромная).

- Константин Дмитриевич Ушинский говорил – «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…»

- А теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

Глазкам нужно отдохнуть, (закрыли глазки)

Нужно глубоко вздохнуть,

Глазки по кругу побегут,

Много-много раз моргнут.

Глазкам стало хорошо.

Увидят мои глазки все!»

- Молодцы! Продолжим говорить о нашей Родине.

- А как называется наша Родина, наша страна, в которой мы живем? (ответы детей – Россия)

- Правильно – это Россия, у нашей страны очень красивое и звучное имя – Россия, посмотрите, как пишется это слово (на доске выкладывается слово из букв «Россия»)

- Смотрите, какое красивое имя – Россия. А вы знаете, что на территории нашей страны живут более ста национальностей – это русские, чуваши, башкиры, мордва, буряты, калмыки и многие другие (воспитатель выкладывает картинки с национальностями). Вот такая у нас многонациональная страна.

А еще про нашу страну, нашу Родину есть много пословиц, давайте вспомним некоторые из них:

На родной стороне и камешек знаком.

Каждому мила своя сторона.

Нет в мире краше Родины нашей.

У народа один дом – Родина.

Человек без родины – соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

- Молодцы! А как вы думаете, нужна ли человеку Родина?

- Правильно, нужна.

- А почему? (ответы детей: Родина это место, где родились, здесь родители, друзья, дом, здесь любимая родная природа, люди, которые окружают).

- Молодцы! И в продолжении нашего разговора, запомните такие слова:

Зверю – лес, поле и степи,

Рыбе – вода,

Птице – воздух,

А человеку нужна Родина!

- Родина – это наш большой и общий дом.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем небольшую физминутку:

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно-желтый листопад

Обсыпает всех ребят,

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты.

Вянут травы и цветы.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скуку

Будем листья собирать.

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист,

Ты сорвать поторопись,

Низко-низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет.

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели,

А теперь домой идем,

Листья желтые несем.

- А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», только не забываем, что мы не выкрикиваем, а поднимаем руку и отвечаем полным ответом.

1. Наша страна называется… (Россия)

2. Граждане России называются… (россияне)

3. Столица России – город… (Москва)

4. Кто президент в России… (Владимир Владимирович Путин)

5. Кто выбирал президента… (российский народ)

6. Какой документ имеет гражданин России… (паспорт, свидетельство о рождении)

7. В каком документе записаны права гражданина России… (конституция РФ)


- Послушайте, пожалуйста, легенду!

«Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь обзываться – обзывайся. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Государство Можно захватило половину государства нельзя. И как вы думаете, что тогда, ребята, случилось? В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. Придумали Конституцию, в государстве установился порядок, а все жители стали жить счастливо и дружно».

- И так, что же такое Конституция? (ответы детей: основной закон, те список самых главных правил, которые установили для себя граждане странны).

- Какие вы все молодцы!

- У России есть много своего особенного, того, что люди называют «русским». Давайте вспомним и скажем, про что можно сказать «русский», «русская», русские»? (русская природа, русская песня, характер, люди, душа, зима, закаты, солдаты, морозы и т.д.).

- Молодцы! Присаживаемся на свои места за столы.

- А скажите, пожалуйста, какие государственные символы вы знаете? (ответы детей: герб, флаг, гимн).

- Нашу Родину – Россию можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу.

- Мы с вами знаем, что наш флаг не похож на флаги других стран.

Из каких цветов состоит полотнище нашего флага (ответы детей: Полотнище нашего флага состоит из трех цветов).

- Назовите их цвета (ответы детей: белый, синий, красный).

- Давайте вспомним, что означают эти цвета? (ответы детей: белый – мир, благородство; синий – цвет неба, верность; красный – отвагу, мужество, героизм).

- Где можно увидеть российский флаг? (ответы детей: флаг поднят на зданиях администрации и правительства, флаг вывешивают в дни праздников, флаг развивается на мачтах Российских кораблях, изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях, на спортивных соревнованиях, дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники) (22 августа отмечается День Российского флага).

- Теперь давайте рассмотрим наш герб и попробуем его описать.

Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел (орел означает силу, две головы – головы орла смотрят в разные стороны, как бы показывая, что хоть страна и большая, но она единая), корона говорит, что Россия живет своими законами, на груди орла расположен герб Москвы, он представляет собой изображение всадника в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне, он поражает золотым копьем черного змея (дракона) (означает победа добра над злом, справедливости над несправедливостью).

- Где можно встретить изображение герба? (ответы детей: на печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, на государственных зданиях)

- Что такое гимн? (ответы детей: это главная песня нашей страны)

- Герб и флаг мы видим, а гимн – слышим, это мелодия торжественная и величественная, она звучит в торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний, исполняется во время спортивных соревнований.

- Когда она звучит, то мы должны…. встать. (музыка Александра Васильевича Александрова, слова Сергея Владимировича Михалкова)

- Молодцы! А в закреплении сказанного, поиграем и сложим пазлы. На столах у вас лежат 2 конверта, содержимое их разное, мы с вами сейчас поработаем в парах, и соберем пазлы, и скажем, что получилось. Какая пара сложит пазлы все, тихо поднимаем руку, я подойду и проверю, а затем мы проверим на доске, что у нас с вами получилось. Приступаем.

- И еще в нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России.

Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники:

1. Дед Мороз принес подарки,

Их под елочку кладет.

Наступил веселый, яркий,

Лучший праздник… (Новый год).

2. Чтоб на всей большой Земле

Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале

День… (Защитника Отечества).

3. Если нам куда-то надо,

Путь найти поможет карта.

Если нам нужны награды,

Быстрый бег начнем со старта…

А весной мы встретить рады

Женский день… (Восьмое марта).

4. Музыка, флаги, шары и цветы,

Сколько весенней вокруг красоты!

Первого мая отметим всегда

Радостный праздник… (Весны и труда).

5. Идет парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды

Встречают славный… (День Победы).

6. 12 июня мы отмечаем день… (Рождения России).

7. 4 ноября какой будем отмечать праздник… (День народного единства – народ объединился и защитил свою Родину от врагов).

- Что вы сегодня узнали и о чем мы с вами говорили? (ответы детей: поиграли в игры подбирали к словам родной и русский слова; узнали, что такое Родина, повторили символы нашей страны, вспомнили государственные праздники, повторили национальности и  т.д.)

Закончу сегодня наше занятие такими словами:

Берегите Россию, без нее нам не жить,

Берегите ее, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой!

- В завершении занятия, вспомним песню Георгия Струве «У моей России длинные косички…».

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная –

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы.

Для меня Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная –

Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная –

Нет земли красивей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Государственные символы России- флаг, гимн.»

       Цель: Формирование патриотических чувств; закрепление знаний государственных символов страны (Флаг, гимн); формирование простейших географических представлений о стра...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...

Конспект открытого занятия для студентов по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Кукла умывается».

Конспект открытого занятия для студентов по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Кукла умывается»....

ООД по познавательному развитию ( ознакомлению с окружающим миром) в подготовительной группе на тему:«Животные жарких стран»

ООД по познавательному развитию ( ознакомлению с окружающим миром) в подготовительной группе на тему:«Животные жарких стран»...