Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шакирзянова Евгения Викторовна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием средств ИКТ

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Осень».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах;

- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;

- Закреплять умение образовывать слова;

- Дать представление о зеленом веществе в листьях – хлорофилле.

Развивающие:

- Развить познавательную активность в процессе выполнения опыта;

- Развить умения сравнивать, рассуждать;

-Развить наблюдательность, любознательность, внимание;

-Развить интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

- воспитывать умение договариваться;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Оборудование:

- смарт доска;

- смарт презентация к занятию;

- ноутбук;

Предварительная работа: беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы»; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень.

Используемый материал: бумажные осенние листочки; демонстрационный материал: «Перелетные птицы», «Зимующие и кочующие птицы»; материал для опыта и исследования листьев (лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта); письмо, лист формата А4, конверт, смарт доска; ноутбук; видеоматериал.

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся в круг, выложенный осенними листочками.

Воспитатель: Ребята, какой прекрасный сегодня день - подходящий день для путешествия. Хотите узнать, куда мы с вами отправимся? Узнаете, но сначала давайте все вместе поздороваемся.

Малоподвижная игра «Здравствуй, друг!».

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель читает стихотворение и выполняет соответствующие движения. Дети повторяют.

Здравствуй друг!        вытягивают правую руку в сторону

Здравствуй друг!        вытягивают левую руку в сторону

Становись скорее в круг,        берутся за руки

Мы по кругу пойдем

И друзей себе найдем        идут по кругу

Здравствуй зайка!        машут над головой правой рукой

Здравствуй еж!        машут над головой левой рукой

До чего же день хорош!        поднимают обе руки вверх.

Воспитатель: Нам сегодня утром почтальон принес письмо.

На конверте написано, что получатель – детский сад «Диво», старшая группа №2 «Знайки». Да, пришло оно по адресу, но от кого же? Ага, вот обратный адрес: Юнтоловский заказник. центральная поляна. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дети и взрослые! Мы очень просим вашей помощи! Мы – птицы и звери Юнтоловского заказника. Мы вчера весь день пытались решить, нужно ли нам уже готовиться к зиме или нет. Одни говорят, что да, другие – нет. Помогите, пожалуйста, нам решить, и объясните свой выбор, ведь для нас это очень важно!»

Ребята, поможем? (Ответы детей)

Сначала давайте отгадаем загадку.

Несу я урожай, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Я время года….(осень).

Правильно, молодцы, ребята! Появляется Слайд 1 презентации с изображением осеннего пейзажа.

А какая она – эта осень? Вы знаете? Давайте попробуем ее описать?

Словесная игра «Погода осенью»

Ход игры: Дети стают в кругу. Воспитатель передает осенний листочек каждому ребенку, а тот называет признак погоды осенью.

Воспитатель: У меня в руках осенний листочек, я буду вам передавать его, а вы должны сказать, какая погода осенью.

В: - Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)

В: - Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)

В: - Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

В: - Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

В: - Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)

В: - Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

В: - Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)

В: - Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

Молодцы! Вы все правильно сказали!. Сейчас становится все холоднее, ветренее, и дождливее. Мы надеваем теплую одежду, теплую обувь. А как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку). А все ли животные осенью готовятся к спячке? Давайте поиграем. Там, где луна, переместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.

Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» (на экране лес и отдельно стоящие животные, дети перемещают животных по заданию [Слайд 2]).

Умницы! У вас получилось правильно разместить животных.

А осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края) Давайте разберемся, кому улетать, кому оставаться зимовать. Поиграем в игру «Перелетные – зимующие птицы». На экране, на фоне леса, перепутанные перелетные и зимующие птицы. [Слайд 3]

Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы» (дети разбирают силуэты птиц, перед ними ориентиры-картинки зимний лес и теплые края, после слов: «Осень наступает, ветры задувают, вмиг все птицы улетают», дети занимают свои места возле знаков).

Воспитатель: А теперь проверим, правильно ли разобрались с заданием, тех ли птиц мы отправили на юг? (проверка – самопроверка).

Здорово! Посмотрите, ребята, каждый справился замечательно, мы смогли отправить птиц в теплые края.

Появляется картинка «Листопад». [Слайд 4]

Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад). Давайте поиграем в игру листопад.

Физминутка:

Дует, дует ветер,        дети дуют и покачивают туловищем

Желтые листочки…

С дерева срывая.        движения руками

И летят листочки -        кружатся

С ветки на дорожки.

И бегут по листьям        легкий бег

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем                шагают

И листочки соберем         наклоняются, собирая листочки.

Воспитатель: Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей)

Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)

Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

- Что нам понадобится для этого эксперимента?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани) Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас вместе вспомним что же мы узнали за сегодня и напишем ответ жителям Юнтоловского заказника. (Воспитатель и дети вспоминают все характерные признаки осени и воспитатель пишет их на листе бумаги. Затем письмо вкладывается в конверт). Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики, если вы считаете, что мы помогли жителям ЮЗ, то возьмите себе листик с улыбкой, если вы считаете, что не помогли, то возьмите листочек грустный.

Используемая литература:

1. Сооломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть1 и 2». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.

3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

4. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: «Издательство Гном и Д», 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Экскурсия в осенний парк"

Решая задачу патриатического воспитания детей, по формированию основ любви к малой Родине в воспитательно -- образовательном прцессе, я использую авторскую программу коллектива МАДОУ "Каневской Кубань...

План-конспект занятия по познавательному развитию «Что нам осень принесла?»

Целью данной работы является: Формирование первичных представлений о природном многообразии...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Осенняя прогулка»

- закрепить знания детей об осени; - учить детей видеть и чувствовать красоту природы; - учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «В осеннем лесу».

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «В осеннем лесу».Цель:  обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени....

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: "Осень: живая и не живая природа"

Конспект ООД по формированию целостной картины мира (познавательное развитие) в средней группеТема: «Осень: живая и неживая природа» Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в осенний лес"

Тема: «Путешествие в осенний лес» Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи: ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Труд взрослых осенью" в подготовительной группе

Образовательная задача: Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.Закрепить знания сельскохозяйственной техники и профессий.Развивающая задача: Развивать потребность в получении инф...