Занятие по реализации образовательной области "Познание" "Ветер - это движение воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хандакова Елена Владимировна

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_veter.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

По реализации образовательной области «Познание» «Ветер – это движение воздуха»

Задачи: - познакомить с природным явлением «ветер»; установить взаимосвязь между изменением ветра и погоды;

- научить определять движения воздуха на основе наблюдений.

Оборудование. Иллюстрации с изображением ветреного и безветренного дня; карточки с цифрами 1,4,7,10; флюгер; картинки с изображением дерева при различной силе ветра, парашюта; листы картона 15-20 см разной плотности, куски полиэтилена 15-15 см с прикреплёнными по углам нитками длиной 20 см, небольшие кусочки пластилина, маленькие машинки из-под киндер-сюрприза.

Подготовительная работа: изготовление веера из бумаги, игра с ним; наблюдение за движениями облаков.

Ход занятия. Ребята, отгадайте загадку: этот невидимка есть и в доме, и на улице, никто его не видит, но никто без него не живёт (воздух). Зачем нам нужен воздух? (воздух нужен, чтобы дышать).

Воспитатель предлагает детям взять лежащие на столах листы картона и помахать ими, чтобы почувствовать движение воздуха. Дети выполняют, делятся впечатлениями.

 Как вы думаете, веер поможет нам почувствовать воздух? (дети рассказывают о своих ощущениях при использовании веера).

Воздух мы можем почувствовать, только когда он движется. Кто из вас на улице ощущал, как движется воздух? (на улице был ветер, когда мы гуляли).

Ребята, каким бывает ветер? (ветер может быть сильным, холодным, слабым, тёплым…)

Вспомните, пожалуйста, что происходит, когда дует лёгкий ветерок? (когда жарко, ветерок обдувает лицо и делает приятно; листья на деревьях качаются чуть-чуть; когда ветерок лёгкий, то не холодно).

Что же происходит при ветре? (качаются листья и ветки на деревьях. Ветер сдувает листья. Наклоняются цветы и трава. Ветер раздувает пыль, он дует в лицо).

Воспитатель обращает внимание детей на выставленные иллюстрации с изображением ветреного и безветренного дней.

Отгадайте загадку: Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Это облака. Облака плывут по небу. Когда ветер, облака плывут быстро. Они бывают разные).

Сильный ветер может пригнать и тёмные тучи. Как вы думаете, что тогда произойдёт? (Солнце спрячется за тучу, из которой пойдёт дождь или снег, в зависимости от времени года).

Правильно, ребята, погода изменится. Оказывается, силу ветра можно измерить. Например, если от него на деревьях шевелятся ветки, то говорят, что это ветер в 4 балла.

Воспитатель выставляет соответствующую картинку и рядом с ней цифру 4.

Если ветер гнёт ствол дерева и сильно качает ветки, это ветер в 7 баллов.

Воспитатель выставляет соответствующую картинку и рядом с ней цифру 7.

Если мы совсем не замечаем и не чувствуем ветра, это ветер в 1 балл.

Воспитатель выставляет соответствующую картинку и рядом с ней цифру 1.

Ветер может быть очень сильным. Такой ветер ломает деревья, срывает с домов крыши, обрывает электрические провода. Это ветер в 10 баллов.

Воспитатель выставляет соответствующую картинку и рядом с ней цифру 10.

Ребята, какой ветер сильнее – 4 или 7 баллов? (ветер в 7 баллов сильнее, он гнёт деревья).

Вы сейчас станете деревьями. Встаньте и поднимите вверх свои руки – ветки. Я буду называть силу ветра и показывать вам цифру, а вы покажете, что при этом с деревьями происходит.

Физминутка. воспитатель показывает цифры, при ветре в 1 балл дети стоят неподвижно, в 4 балла – они плавно качают руками, в 7 баллов – дети наклонятся в разные стороны.

Ребята, можно узнать, откуда дует ветер. Для этого есть прибор, называемый флюгером. По его стрелке определяют направление ветра.

Воспитатель знакомит детей с макетом флюгера.

Давайте дружно дунем и понаблюдаем за стрелкой. Запомните, куда она показывает.

Дети вместе с воспитателем дуют на флюгер в одном направлении, при этом стрелка занимает определённое положение.

Что показывала стрелка флюгера? Откуда дул ветер? Куда будут наклоняться ветки дерева? Сейчас вы будете рисовать дерево, на которое дует ветер. У вас листы бумаги с цифрой, у всех разные цифры, которые показывают силу ветра. Нарисуйте деревья так, чтобы было понятно, откуда и как сильно дует ветер.

Дети рисуют деревья и объясняют, откуда дует ветер, что означает сила ветра в баллах.

Перед вами на столах листы разной бумаги. Давайте возьмём их в руки, поднимем высоко над головой, затем разожмём пальцы. Что происходит с бумажными листами.

Дети поднимают вверх листы бумаги, выпускают из рук и наблюдают.

Дети. Листочки из тонкой бумаги опускаются медленнее, чем другие.

Ребята, вы видели, как плавно, медленно опускаются бумажные листки, их поддерживает воздух. Теперь сделайте из своих листочков комки бумаги. Попробуем поднять их вверх и опустить. Что происходит? Поддерживает воздух бумажные комки?

Дети комкают листы бумаги, поднимают и выпускают. 

Дети. Комки бумаги падают быстро, воздух их не поддерживает.

- Люди заметили, что воздух поддерживает лёгкие, тонкие большие листы бумаги, и придумали парашют. Из самолёта на нём можно опускать грузы и людей в такие места, где нет дорог, и поэтому не могут подъехать автомобили, нет аэродрома и поэтому не могут сесть самолёты.

Воспитатель выставляет картинку с изображением летящего парашюта.

Настоящие парашюты делают из тонкой, лёгкой шёлковой ткани, к её краю пришиты верёвки – стропы. К ним и прикрепляют груз.

Мы сейчас сделаем парашюты, которые будут опускать вот этот груз – маленькие машинки. Перед вами куски полиэтилена с ниточками по углам. Из них мы и сделаем парашюты. Нужно соединить концы ниток.

Дети собирают кончики ниток, скрепляют их пластилином и прикрепляют машинки.

У всех готовы парашюты? Теперь аккуратно возьмём парашют за купол и отпустим.

Воспитатель демонстрирует, как нужно взять и отпустить парашют. Дети поднимаются повыше (на скамейку, стул или банкетку), отпускают парашюты, наблюдают за ними и делятся впечатлениями.

Парашюты медленно опустились. Теперь вы ещё раз возьмёте и отпустите их, а я в это время с помощью фена сделаю «ветер».

Дети поднимают и затем опускают парашюты. Струёй воздуха парашюты относит в сторону.

Что произошло с парашютами? (Дул ветер, и они улетели в сторону).

Так бывает, когда сильный ветер дует и на настоящий парашют. Он отлетает в ту сторону, куда дует ветер.

Ребята, что вы сегодня узнали о воздухе и ветре?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по реализации образовательной области "Физическая культура» в совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В данный конспект были включены мероприятия по закаливанию, точечному  и самомассажу, дыхательная гимнастика и упражнения на ф...

Занятие по реализации образовательной области «Коммуникация» во 2 младшей группе «Лесной гость»

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию по мотивам сказки "Заюшкина избушка".Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками....

Ветер - это движение воздуха

Занятие по экспериментированию в старшей группе ДОУ....

Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание» на тему «Космос»

Конспект занятия по реализации образовательной области «Познание»  на тему «Космос»Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, здоровье, поз...

Конспект занятия Экспериментальная лаборатория в ДОУ "Ветер - это движущийся воздух" в старшей группе

Интеграция образовательных областей.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- воспитывать понимание значения для человека явлений природы; -познакомить с природным явлением ...

"Ветер это движение воздуха"

Проектная деятельность...