Ветер - это движение воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Азарскова Светлана Алексеевна

Занятие по экспериментированию в старшей группе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter_-_eto_dvizhenie_vozdukha.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Ветер – это движение воздуха»

Цель: расширять знания детей о ветре как о природном явлении.

Задачи:

Закрепить знания детей о воздухе и ветре, познакомить с возникновением ветра в природе. Формировать познавательный интерес к природе.

Развивать у детей мышление, память, познавательную активность.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

Оборудование: бэйджи, воздушные шары (синий, красный, зелёный), оборудование для опытов: пластиковые стаканы, полиэтиленовые пакеты, кусочки земли, кирпича, губки, прозрачные контейнеры с водой; ноутбук, мультимедийная система, экран.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и находятся на ковре.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает –

Так  порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде!

Дети: Это ветер!

Воспитатель: Почему ветер называют невидимкой?

Дети: Ветер нельзя увидеть, его можно только почувствовать или увидеть  то, что ветер делает.

Воспитатель: Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, пронизывающий, свирепый…

Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть. Если раскачиваются флажки или бельё на верёвке, то ветер есть…

Воспитатель: Давайте подойдём к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер?

Дети подходят к окну и рассуждают, воспитатель обобщает наблюдения детей.

Воспитатель: Ребята, а что умеет делать ветер?

Дети: Ветер умеет гудеть, свистеть, освежать, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде…

Воспитатель:         Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и  плохих. Смотрите на экран, посмотрим на работу ветра.

Использование средств ИКТ показ слайдов: воздушный шар, парусник, мельница, ветряк, ураган,  шторм.

Воспитатель: Какой ветер вам больше понравился?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте, мы тоже превратимся в ветер.

Под спокойную музыку проводится динамическая пауза:

Осторожно ветер                          Руки вверх, махи руками вправо-влево.

За калитку вышел.                        

Постучал в окошко,                     «Постучать»

Пробежал по крыше,                     Перебирать пальчиками.

Покачал тихонько                         Руки верх, махи вправо – влево.

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то                         Погрозить пальчиком

Воробьёв знакомых.

И, расправив гордо                        Махи руками, бег на носочках.

Молодые крылья,

 Полетел куда-то

Вперемешку с пылью.        

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Воспитатель:                          

Представьте, что вы учёные работаете в лабораториях. У нас работают четыре лаборатории. Внимательно посмотрите на цвет шариков на эмблемах и разделитесь по группам. Разделились  -  молодцы!  Перед учёными стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем доказать нам это. Прошу исследователей воздуха  пройти в свои лаборатории. Приступайте к исследованиям.

Дети проводят опыты с воздухом, используя подготовленное оборудование и материал (3стола по 4 ребёнка за каждым).

Воспитатель: Исследовательская работа закончена. Начинается заседание учёного совета. О своих открытиях расскажут учёные лаборатории №1.

Ребёнок: Мы взяли стакан и положили в него бумажную салфетку, затем повернув его отверстием вниз, опустили стакан в воду, а потом быстро вынули из воды. Потрогали салфетку – она оказалась сухой. Значит, в стакане находится воздух, который мешает воде намочить салфетку. Если под водой наклонить стакан, мы увидим пузырьки воздуха, выходящие из него в воду.

Воспитатель: Поздравляю вас с открытием. Слушаем учёных лаборатории №2.

Ребёнок: Мы взяли целлофановый мешочек и начали его скручивать со стороны отверстия. Мы увидели, что он надувается, значит, в мешочке находится воздух.

Мы раскрыли мешочек, а затем резко зажали его отверстие, мешочек надулся, как шарик – мы поймали в него воздух из комнаты.

Воспитатель: Поздравляю вас с открытием. Слушаем  учёных лаборатории №3.

Ребёнок: Мы взяли ком земли, кусочек кирпича, губку и всё это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, кирпиче и в губке находится воздух.

Воспитатель: Поздравляем вас с открытием! Молодцы учёные, вы доказали, что воздух находится  повсюду  вокруг нас.  Ребята, а как же из воздуха получается ветер?

Дети: Мы машем руками, включаем вентилятор, кондиционер, машем веером.

Воспитатель: Но ведь на улице нет вентиляторов, а ветер иногда возникает очень сильный. Вы хотите узнать, как он образуется? Илона  вместе с родителями провела дома  исследование и хочет с вами поделиться  его результатами. Наш учёный совет продолжает свою работу. Прошу всех подойти к экрану. Слушаем учёного – Илону.

         Опыты «Тёплый воздух поднимается  вверх» (бумажная змейка над батареей начинает кружиться), «Как дует ветер?»(окно и свеча). На экране слайды. Вывод: Воздух нагревается и поднимается вверх, его место занимает холодный воздух, который опять нагревается – так происходит и в природе: движение воздуха создаёт ветер.

Воспитатель: Молодец, Илона! Поздравляем с научным открытием! Оно совпадает с мнением учёных, которые выяснили, что ветер возникает из-за движения масс воздуха (показ схемы). Сегодня мы определили наличие воздуха вокруг нас и узнали, как получается ветер. Я надеюсь, вы и дальше будете  проводить эксперименты.  Для дальнейшего изучения ветра  мы подготовили чашечный ветромер, ветряной рукав, вертушки. Давайте быстрее собираться на прогулку, чтобы испытать  эти приборы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми "Ветер-движение воздуха"

Ветер - движения воздуха.      Цель: Расширить у детей знания о воздухе, о его значение в жизни растений, животных, человека.Методы и приемы: беседа, пояснения воспитателя.1. ...

Презентация познавательного проекта по формированию здорового образа жизни "Ветер, воздух, человек"

Проект направлен на формирование здорового образа жизни, с использованием исследовательской деятельности, наблюдений, бесед, подвижных и театрализованных игр, ручного труда, изодеятельности. Подробно ...

Конспект занятия Экспериментальная лаборатория в ДОУ "Ветер - это движущийся воздух" в старшей группе

Интеграция образовательных областей.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- воспитывать понимание значения для человека явлений природы; -познакомить с природным явлением ...

Движение воздуха в природе

Образовательная область:«Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: Речевое развитие.Социально-коммуникативное развитие.Физическое развитие.Форма проведения:Совместная де...

"Ветер это движение воздуха"

Проектная деятельность...