Проект по самообразованию в подготовительной группе №7 «Путешествие в прошлое предметов».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…) мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях? И если так, то, в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответы вместе с детьми. Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольный возраст понятие о человеке, его истории и культуре формируется через ознакомление с историей предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_proshloe_predmetov.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида»

Проект по самообразованию

в подготовительной группе №7

 «Путешествие в прошлое предметов».

Воспитатели: Гмызина Н.В.

Тимушева Е.А.

Сыктывкар, 2019г

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: 2019 – 2020 учебный год.

Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: 

- воспитатели группы: Гмызина Н.В.; Тимушева Е.А.

- дети подготовительной группы №7 «Улыбка»

- родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Актуальность:

      Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. В последнее время  большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов». И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

     Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…) мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях? И если так, то, в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответы вместе с детьми. Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольный возраст понятие о человеке, его истории и культуре формируется через ознакомление с историей предметов.

Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, нами была определена

Цель работы: сформировать представления детей об истории создания предметного мира.

Задачи для детей:

  1. Учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета).
  2. Расширять кругозор детей.
  3. Развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях  («человек – предмет», «ребенок – предмет»).
  4. Воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.
  5. Развивать фантазию, творчество, интерес к предметам.

Задачи для родителей:

  1. Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.
  2. Пополнить знания родителей о прошлом предметного мира.
  3. Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.


Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:   2-30 сентября 2019 г.

- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

- Формулирование цели и задач проекта.

- Знакомство родителей с проектом на 2019-2020 год, с целями и задачами проекта.

- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап – основной: октябрь 2019 г. – май 2020 г.


Перспективное планирование проекта «Путешествие в прошлое предметов»

  1. ОКТЯБРЬ

Тема: Путешествие в прошлое счетных устройств.

Задачи:

- Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

- Развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

- Активизировать познавательную деятельность.

Работа с детьми:

- Рассматривание иллюстраций разных видов счетных устройств (по возможности и самих счетных устройств).

- Отгадывание загадок на данную тему, решение задачек.

- Разучивание считалки:  Маршак «Веселый счет» 

- «Игра – путешествие в прошлое счетных устройств» 

-  Выставка рисунков счетных устройств «Счетная машинка будущего»

- Организовать мини-музей: «Выставка счетных устройств».

Работа с родителями:

- Консультация для родителей на родительском собрании на тему: «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно»

- Участие родителей в сборе информации по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

- Помощь родителей в организации выставки мини-музея: «Выставка счётных устройств».

  1. НОЯБРЬ

Тема: Путешествие в прошлое ручки и карандаша.

Задачи:

- Проследить вместе с детьми историю возникновения ручки и карандаша.

- Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления ручки и карандаша.

- Развивать интерес и желание узнавать прошлое предмета.

Работа с детьми:

-   Рассматривание разных ручек и карандашей.

- Просмотр презентации «История появления ручки»

- Просмотр презентации «История появления карандаша» 

- «Игра – путешествие в прошлое ручки». 

- «Игра – путешествие в прошлое карандаша».

- Рисование: «Ручка будущего».

Работа с родителями:

- Памятка для родителей «Три основных способа познания окружающего мира».

- Участие родителей в поиске информации по теме: «Путешествие в прошлое ручки и карандаша».

  1. ДЕКАБРЬ

Тема: Путешествие в прошлое книги.

Задачи:

- Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека;

- Пробудить интерес к творческой деятельности человека;

- Воспитывать бережное отношение к книгам.

Работа с детьми:

- Рассматривание иллюстраций на тему: «Как к нам книга пришла».

- Игра – путешествие в прошлое книги.  

- Рисование обложки для книги.

- Выставка: «Моя любимая книга».

- Выход в музей (библиотеку) по данной теме.

Работа с родителями:

- Привлечение родителей в поиске информации по теме: «Путешествие в прошлое книги»

- Составление рассказов совместно с родителями: «О моей любимой книжке».

- Совместный выход в музей (библиотеку) по данной теме.

  1. ЯНВАРЬ

Тема: Путешествие в прошлое электрической лампочки.

Задачи:

- Познакомить детей с историей лампочки.

- Вызвать интерес к прошлому этого предмета.

Работа с детьми:

- Игра – путешествие в прошлое электрической лампочки. 

- Чтение: «Сказка про спички»  С.Я. Маршак.

- Рисование: «Лампа будущего».

- Лепка: «Дизайнерский торшер».

Работа с родителями:

- Консультация: «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Участие родителей в сборе информации по теме: Путешествие в прошлое электрической лампочки.

- выход в музей по теме: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

  1. ФЕВРАЛЬ

Тема: Путешествие в прошлое дома.

Задачи:

- Пополнить знания детей о конструкциях домов.

- Продолжить знакомить с различными строительными материалами.

- Воспитывать уважение к человеку труда.

Работа с детьми:

- Игра- путешествие: для чего нужны дома.

- Викторина по сказкам: «Кто, где живёт».

- Аппликация: «Дом моей мечты».

Работа с родителями:

- Участие родителей в поиске информации по теме: Путешествие в прошлое дома.

- Выход музей по теме: «Дом на Коми земле, обычаи и традиции строительства дома».

- Создание альбома: «Дома».

  1. МАРТ

Тема: «Путешествие в прошлое швейной машины»

Задачи: 

- Научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. - Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования. 

- Развивать фантазию и творчество.

Работа с детьми:

- Просмотр презентации «История создания швейной машины» 

- Игра – путешествие в прошлое швейной машины. 

- Беседа с детьми «Бытовые приборы – наши помощники» 

- Д/игра: «Родственные предметы» 

- Рисование: «Какими предметами ты украсишь комнату»

Работа с родителями:

- Консультация для родителей: «Бытовая техника и дети».

- Участие родителей в сборе информации по теме: «История создания швейной машины».

- Выход в музей по данной теме.

  1. АПРЕЛЬ

 Тема: «Путешествие в прошлое одежды»

Задачи:

- Познакомить с одеждой прошлого.

- Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

 

Работа с детьми:

- Беседа: «Почему я так одеваюсь»

- Игра-путешествие в прошлое одежды.

- Рисование: «Моя любимая одежда»

- Аппликация: «Одежда будущего».

Работа с родителями:

- Участие родителей в поиске информации по теме: путешествие в прошлое одежды.

- Создание д/игры: «Бумажные куклы».

- Создание альбома: «Мода – вчера и сегодня».

  1. МАЙ:

Тема: «Путешествие в прошлое транспорта»

Задачи:

- Развить ретроспективный взгляд на предметы.

- Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

- Развитие фантазии и творчества.

Работа с детьми:

- Беседа: «Летательные аппараты вчера и сегодня», «Как раньше передвигались по дорогам, и как сейчас», «Водные средства передвижения».

- Игра – путешествие в прошлое транспорта. 

- Чтение: С. Михалков «От кареты до ракеты» 

- Д/игра: «Транспорт», «Что было - что будет» 

-  Аппликация: «Транспорт будущего».

Работа с родителями:

- Составление ребусов совместно с родителями на тему: «Транспорт».

- Составление альбома: «Транспорт вчера и сегодня».

- Отчет на итоговом родительском собрании о проделанной работе по теме: «Путешествие в прошлое предметов».

III этап – заключительный.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. «Ребёнок и окружающий мир».
  2. Дыбина О.В. «Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников»
  3. Дыбина О.В. «Что было до … (игры-путешествия в прошлое предметов)».
  4. Зубков Б. «Книжка про книжку».
  5. Ильин М. «100 тысяч почему».
  6. Смирницкий Е.В. «Происхождение вещей».
  7. Житков Б. «Что я видел ».
  8. Комиссарова Е.В. «Большая энциклопедия почемучек».
  9. Золотов А. В. «Большая энциклопедия техники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона»в рамках недели "Наука и экспериментирование"  Цел...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...

Занятие по ФЭМП для детей старшей подготовительной группы.  Тема: «Путешествие в прошлое часов».

Какие вы знаете часы?(Ответы детей)А хотите, я расскажу вам о солнечных часах?Далее следует рассказ воспитателя о солнечных часах. Показ разных видов солнечных часов в различных странах с ...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое книги».

Цель. Познакомить детей с историей создания книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; познакомить и вызвать интерес к творческой...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Путешествие в прошлое или 7 чудес света»

Конспект  итогового интегрированного занятия в подготовительной группе.  Тема «Путешествие в прошлое или 7 чудес света» Цель:  Выявить уровень знаний детей, их...