Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Елочка зеленая иголочка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Григорьева Наталья Потапиевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33
Кировского района Санкт-Петербурга

Подготовила воспитатель старшей группы

                                        Григорьева Наталья Потапиевна

 

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Елочка зеленая иголочка»

Интеграция образовательных областей:

 

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

     

Формировать представления детей о дереве ёлочке.

Расширение и углубление представлений о ели как представителя живого мира природы.

Программные задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес детей к объектам природы.

Продолжать формировать представления о деревьях на примере новогоднего дерева ели.

Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Знакомство со стихами, загадками о елочке.

Развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения людей в природе.

 

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к хвойному лесу и его обитателей;

Развивать фантазию, логическое мышление;

Развивать память, связную речь;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33
Кировского района Санкт-Петербурга

Подготовила воспитатель старшей группы

                                        Григорьева Наталья Потапиевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Елочка зеленая иголочка»

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: 

Формировать представления детей о дереве ёлочке.

Расширение и углубление представлений о ели как представителя живого мира природы.

Программные задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес детей к объектам природы.

Продолжать формировать представления о деревьях на примере новогоднего дерева ели.

Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Знакомство со стихами, загадками о елочке.

Развивать у детей экологические представления о ценности природы и о правилах поведения людей в природе.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к хвойному лесу и его обитателей;

Развивать фантазию, логическое мышление;

Развивать память, связную речь;

Воспитательные:

Григорьева Наталья Потапиевна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Елочка зеленая иголочка» в старшей группе.

Формировать интерес к жизни леса;

Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке детского сада, в парках нашего города.

Формировать положительный эмоциональный настрой внутри          коллектива, умение прийти на помощь другому.

Методы и приемы:

Рассматривание, чтение стихотворения, постановка проблемных вопросов, беседа, игровая деятельность, пальчиковая гимнастика «Елка», релаксация «Есть в лесу», игровое упражнение «Елочка»

Оборудование:

Презентация «Елочка зеленая иголочка», презентация «Елка попала в беду!»,  дидактические игры, ваза с еловой веткой, фотоколлаж, белая бумага, краски.

Предварительная работа:

Беседы о зимнем лесе, рассматривание иллюстраций. Прослушивание музыкальных произведений. Чтение стихотворений о зиме, елке, Новом годе. Просмотр мультфильмов.

План совместной деятельности:

Мотивация детей на беседу о ели, хвойном лесе;

Закрепление и обобщение знаний детей о ели, о жизни зимующих птиц и животных;

Творческая работа «Елочка».

Методы и приемы:

Наглядные: мультимедийная доска, картинки, фланелеграф.

Словесные: стихи, загадки.

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, физкультурная, дыхательная и пальчиковая гимнастики.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня знаний, умений, представлений детей о проблеме сохранения хвойных деревьев, понимать и правильно взаимодействовать с природой, умение отражать в продуктивных видах деятельности своё отношение к природе.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Дети внимательно прислушайтесь как ветер гуляет по верхушкам деревьев. Деревья умеют разговаривать между собой. Один говорит, что он красивее всех, другой говорит, что он старше всех, третий, что он похож на парусник, а четвёртый самый маленький рассказывал о своём друге…
Послушайте внимательно. Ш-ш-ш- ш шумят деревья. Я хочу загадать вам загадку:

Стою в лесу на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я ... (ёлкой)

Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.

Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.

Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года…

А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными.

Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках.

Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья большинства других деревьев.

Кроме ели и сосны к хвойным деревьям относятся: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.

Хвойные деревья в силу жёсткости своих игл не служат источником питания для животного мира.

В хвойном лесу могут произрастать лишь немногие виды растений вследствие недостатка солнечного света. В них всегда прохладно.

Применительно к хвойным деревьям нередко употребляется выражение «самый-самый». Самое древнее дерево, самое высокое дерево, самое толстое дерево – все эти рекордсмены среди деревьев — представители хвойного царства.

Слайд № 2

Воспитатель: Ель какая? (зеленая, сказочная, волшебная, пушистая, стройная, колючая, необыкновенная, чудесная)

Как бы вы ее назвали? (лесная красавица, чудо-елочкаелочка- зеленая иголочкаелочка-красавица)

Что есть на веточках? (иголки)

А как называются иголки у елки(еловые)

А как еще можно их назвать? (хвоинки)

Воспитатель: Хвоинки - это листья, они тоже опадают, только постепенно, а не сразу.

Посмотрите, какая красивая веточка ели стоит у нас в вазе.

От еловой веточки исходит приятный запах. Это запах смолы.

Дыхательная гимнастика«Ах как пахнет».(Вдох-выдох)

Веточка пушистая, широкая, похожа на лапу птицы, поэтому ее еще называют еловой лапой. И таких еловых лап на елке много, много. Зимой, когда дует холодный ветер, он не попадает в еловую чашу. Поэтому и летят в непогоду птицы в ельник. Он и от метели укроет, и на ночлег приютит.

Слайд № 3

Воспитатель: Потрогайте кончик хвоинки.

Какая она? (колючая)

Какого животного она напоминает вам? (ежика)

А шишки для красоты? (нет, в них семена для птиц и белок)

Дидактическая игра «С какого дерева шишка?»

Слайд №4

Воспитатель: Найди еловую шишку? Что находится в шишке? (семена) Они созревают зимой и ими питаются белка, дятел, клест. Это их лакомство.

Слайд №5

Воспитатель: Когда много елей, то это какой лес? (еловый) Он темный, величественный. В лесу растут взрослые деревья и маленькие. Каждый год появляются новые веточки. Можно посчитать мутовки и узнать возраст елки.

Дидактическая игра «Определим, сколько лет елке»

Слайд №6

Физкультминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)

Ели-елки-елочки(Руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встать на носочки)

На елках-птичьи голоса. (руки в стороны, махи руками)

Внизу на елочках-роса(Руки вниз, присели)

Воспитатель: Еловый лес-это дом для многих животных. Елка – это и дом, и столовая.

Слайд№7

Дидактическая игра «Кто у елочки живет

Воспитатель: А людям елка приносит пользу?  Круглый год, хвойный лес выделяет кислород. Из ели изготавливают ткани, бумагу, строительные материалы, музыкальные инструменты. Летом спасает от жары. Можно из шишек сделать поделки, посчитать их.

Презентация «Елочка живи

Слайд № 8

Воспитатель: Кто-то срубил елочку к Новому году. Хорошо или плохо поступил этот человек? Звери и птицы обеспокоены. Ведь скоро Новый год и в лесу еще много появится пеньков, а нам без деревьев в лесу нельзя.

Дидактическая игра «Что будет, если не будет еловых лесов?»

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг другу)

Пальчики выставить веред.

Локотки к телу не прижимать

Рефлексия: Что вы, дети, поняли из нашей беседы? Правильно, нельзя рубить ели. Они нужны всем: и птицам, и зверям, и людям.

Давайте вместе скажем напутственные слова.

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади.


Рисование деревьев (коллективная работа).
Воспитатель: ребята, посмотрите, какой  замечательный получился, у нас лес!

Воспитатель: Что нового вы узнали о ёлках?
Ответы детей.
Оформить выставку рисунков детей на тему «Лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленые друзья"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленые друзья"...

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).

Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерс...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений) в старшей группе "Прогулка по лесной полянке"

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений)...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию: развитию элементарных математических представлений

Образовательная деятельность построена в игровой форме в виде путешествия по островам (с использованием образовательных мастерских)...