Занятие "Свойства песка"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Комарова Лидия Антоновна

Занятие свойства песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _komarova_zanyatie_pesok.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова Лидия Антоновна, воспитатель

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска «Детский сад №9»

Образовательная деятельность по познавательному развитию «Свойства песка»

Подготовительная группа

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к объектам природы

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы.
  2. Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах; представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
  3. Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь.

Материалы и оборудование:

Сундучок с предметами песочные часы, стекло, кусок кирпича, камень; презентация по теме, фильм о пустыне; стакан с чистым сухим песком, лупа, два камня на каждого ребёнка, белый лист бумаги, коктейльные трубочки, двухлитровая банка с крышкой в крышке отверстие для трубочки.

Воспитатель: ребята, сегодня в нашем сундучке появились новые предметы. Хотите посмотреть? Как  вы думаете, что объединяет все эти предметы? (стекло, песочные часы, кусок кирпича, камень).

Дети: они все сделаны из песка.

Воспитатель: Докажите.

Дети: из песка при большой температуре получается стекло, кирпичи делают из песка.

Воспитатель: а для чего здесь камень?

Дети: предполагают, как камень и песок связаны между собой.

Воспитатель: Проведем опыт «Камень - трение – песок». Перед вами белые листы бумаги, два камня и лупа. Сильно потрите камни друг о друга над белым листом, и посмотрите на лист через лупу. Что вы видите?

Дети: на листе много маленьких песчинок.

Воспитатель: сосчитайте, сколько песчинок.

Дети: много, невозможно сосчитать. (показ слайда, песчинки в увеличении)

Воспитатель: кто трёт камни в природе?

Дети: ветер, вода…

Воспитатель: так и в природе, под воздействием воды, ветра, солнца камни, горы разрушаются до маленьких частичек – песчинок. Какой сделаем вывод?

Дети: при разрушении камня, получается песок.

Воспитатель: где можно встретить песок?

Дети: в песочнице, на дороге, в пустыне.  (показ слайда, пустыни)

Воспитатель: как вы думаете, где самое большое скопление песка?

Дети: в пустыне.

Воспитатель: пустыня - огромная территория, где всё покрыто песком.

Проведем еще один опыт «Сухой песок может сыпаться».

Возьмите  горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место на лист бумаги.  Что происходит?

Дети: Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании, песок движется.

Воспитатель: движение похоже  на течение. Почему это происходит?

Дети: песок сыпучий, он сыплется (показ слайда, сыплющегося песка).

Воспитатель: песок может двигаться, почему?

Дети: потому что дует ветер.

Воспитатель: как называются волны из песка?

Дети: барханы.

Воспитатель: попробуем сделать песчаные барханы. Для этого возьмем коктейльные трубочки. Потихоньку  выдувайте воздух, создавая при этом волны – барханы из песка (показ слайда, барханов).

Как образуются барханы?

Дети: барханы образуются из-за ветра.

Воспитатель: в пустыне очень часто бывают песчаные бури.  Хотите создать такую бурю? Для этого нам понадобится банка с песком. Закроем  её крышкой. В крышке сделаем отверстие, вставим коктейльную трубочку. Начинаем сильно дуть в трубочку. Что  происходит?  

Дети: песок поднимается, летает…

Воспитатель: Вот так под воздействием ветра и происходит песчаная буря.  теперь ветер   прекратился,  посмотрите, что стало с песком?

Дети: получились волны, барханы, дюны. (показ слайда, песчаной бури)

Воспитатель: на какое слово похоже слово пустыня?

Дети: пусто, пустой.

Воспитатель: вы правы, но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни. Каких животных пустыни вы знаете?

Дети: верблюд, варан, змеи, пауки, скорпионы, черепахи…

Воспитатель: расскажите, как некоторые животные приспособились к жизни в пустыне?

Дети: прячутся от жары днём, ночью выползают, у верблюда в горбе запас пищи и воды, черепаха прячется под толстым панцирем. (показ слайда, животных)

Воспитатель: какие растения можно встретить в пустыне?

Дети: кактусы, колючки.

Воспитатель: как растения приспособились к жизни в пустыне?

Дети: длинные корни, колючки вместо листьев. (показ слайда, растений)

Воспитатель: люди могут жить в пустыне?

Дети: нет.

Воспитатель: почему?

Воспитатель: как люди используют песок в быту?

Дети: при строительстве домов, изготовлении посуды, стекла, для игр. (показ слайда, как человек использует в быту песок).

Воспитатель: В какие игры можно играть с песком?

Дети: Рисование на песке, куличики. (показ слайда, игр с песком)

Воспитатель: сегодня мы с вами открыли некоторые тайны песка и пустыни. А помогли нам опыты. Какой  опыт вы хотели бы провести еще раз? Что бы вы хотели ещё узнать о пустыне?

Воспитатель: где мы можем об этом узнать?

Дети: в энциклопедии, по телевизору.

Воспитатель: хотите посмотреть фильм о пустыне?

Воспитатель: что еще интересного вы узнали? Какой интересный факт   вас удивил?  

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/ авт.-сост. В.Ю.Белькович и др. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 464с.
  2. http://docplayer.ru/29657800-Konspekt-zanyatiya-po-ekologii-s-elementami-eksperimentirovaniya-pesochnaya-strana-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"

Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...