Познавательно-исследовательский проект «Хлеб – наше богатство!» 2 младшая группа.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Бондаренко  Татьяна Александровна

Тема «Хлеб - важнейший продукт питания» актуальна всегда, связана с жизнью. Не все дети понимают ценность хлеба.
Современные дети не имеют возможность увидеть поле, колоски, сельскохозяйственный труд. С помощью проекта, я хотела показать детям, какой долгий путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, сколько людей участвует в его выращивании и производстве. Я надеюсь, что дети будут более бережно относиться к хлебу, дорожить каждым кусочком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Хлеб – наше богатство!» 2 младшая группа.

Есть в мире понятия, ценность которых непреходяща.

К этим понятиям можно отнести и Хлеб - древний и

вечно молодой продукт человеческого труда.

Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства,

прививая детям эту любовь и в детском саду и дома.

Актуальность:

Тема «Хлеб - важнейший продукт питания» актуальна всегда, связана с жизнью. Не все дети понимают ценность хлеба.
Современные дети не имеют возможность увидеть поле, колоски, сельскохозяйственный труд. С помощью проекта, я хотела показать детям, какой долгий путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, сколько людей участвует в его выращивании и производстве. Я надеюсь, что дети будут более бережно относиться к хлебу, дорожить каждым кусочком.

Участники проекта: Воспитатели, дети младшей группы, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта:  2 недели.

Цель проекта:

Углубить знания детей о хлебе как основном богатстве. Донести до сознания детей, что хлеб - результат большой работы многих людей.

Задачи:

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать, откуда берется хлеб, как его делают, кто его выращивает и печет. Развивать внимание на содержание труда людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

3. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, познакомить с пословицами и поговорками.

4. Приобщать к культуре и традициям чувашского, русского народа.

5. Вызвать интерес к лепке изделий из солёного теста, в рисовании изображающих растение – колос.

Условия успешной реализации проекта:

1. Разработка мероприятий по проекту.

2. Создание условий для творческой деятельности в рамках проекта детей, родителей.

3. Осуществление тесного взаимодействия между родителями и педагогами.

Формы работы по проекту:

Работа с детьми:

1. Рассказывание о хлебе. Беседы.

2. Чтение художественной литературы: «Кто сделал хлеб?» А.Дитрих, Г.Юрмин, стихотворение «Хлеб» С.Погореловский и т.д.,

заучивание пословиц и поговорок.

 Отгадывание загадок. Придумывание сказки.

3. Рассматривание альбома репродукций картин, иллюстраций, предметных картинок.

4. Проведение комплексных занятий.

5. Эксперименты и наблюдения.

6. Дидактические, подвижные игры.

7. Художественное творчество: лепка каравай хлеба, печенье для игры «Магазин»; рисование колоска пшеницы, «Поле, сплошь покрытое колосьями»

8. Составление альбома «Хлеб - наше богатство», «Откуда хлеб пришел?»

Работа с родителями:

1. Подбор художественной литературы.

2. Выполнение творческих заданий.

3. Консультации.

Ожидаемый результат:

Сформировать знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. Воспитание уважительного отношения к хлебу и труду людей, его выращивающих. Расширение представлений детей о злаковых культурах.

Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Познавательный интерес к экспериментам, желание больше узнать о культуре, традициях чувашского, русского народа.

Изготовление изделий из теста.

Реализация проекта - Продукт проектной деятельности:

1. Подведение итогов проекта.

2. Изготовление уголка для родителей «ХЛЕБ – НАШЕ БОГАТСТВО»»

3. Изготовление каравая «Урожай» и хлебобулочных изделий из солёного теста

4.Знакомство с колосьями пшеницы, ржи, овса и их зёрнышками

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтоб для нас испечь полезный

Хлеб душистый и чудесный!

Вот так малый колосок,

На стол хлебом прийти смог!

В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, развитие речи. Все это способствует не только познанию природы, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (игры, практически полезные дела). В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.

Заключение. Мы попытаемся преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей образовательных услуг. Этот проект позволит определить и наметить основные направления работы по «Познавательному развитию».

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание, помочь ребенку поверить себя и свои способности. Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы. Роль в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

           Растил-жалел, растила-жалела, береги хлеб.

Издавна люди, причастные к хлебу, - те, кто его растит, убирает, сохраняет, пользуются особым почетом и уважением. И сегодня, как и прежде, остается главной на земле твоя профессия, товарищ, профессия хлебороба. Именно от тебя зависит наше главное богатство, мерило всех ценностей – хлеб!

Как из капель воды образуется океан, так из маленьких зерен создается наш огромный хлебный каравай.

Помни об этом, береги каждое зернышко!

Перспективы развития проекта: работа над проектом продолжается. В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.

Материалы к осуществлению проекта.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

не жалел трудов и сил.
                                   (С. Погореловский)

Прочитайте рассказ и обсудите его.

Кто сделал хлеб?

Ехал однажды поезд. Народу в вагоне много. В дороге всегда разыгрывается аппетит. Вот бабушка, сидевшая у окна, достаёт из корзины румяную булочку и протягивает своей внучке...

  • Вкусно? — улыбаясь, спросила девочку соседка.

Очень! Мягкая, а корочка так и хрустит.

  • Приятно, — вступил в разговор ещё один пассажир.

— Когда хвалят булочки, вроде бы и меня хвалят. Я по профессии пекарь и делаю на хлебозаводе как раз такие булочки.

  • Почему эта работа только ваша? — отложил в сторону газету пожилой седоусый человек. — Поглядел бы я, какие у вас получились булочки без хорошей муки. А я как раз работаю мукомолом на мельнице - из зерна мелю муку для хлеба всех сортов. Вот и для  булочки муку смолол.

Тогда уж, извините, если начинать, то с меня, — возразил молодой плечистый паренёк. - Интересно, из чего бы вы намололи муку, если бы вам не привезли зерно? Оно откуда? С поля. А кто убирает с полей урожай? Мы, комбайнёры. Очень может быть, что наэту булочку пошло зерно, собранное моим комбайном.

  • Ай-я-я-й, молодой человек, — вступил и разговор здоровяк в кожаной куртке,  девочка может подумать, что хлеб и вправду начинается с комбайна. Нет уж, дорогие мои попутчики, хлеб начинается с нас, трактористов. Мы поле плугом пашем, землю боронами рыхлим, сеялками сеем отборное зерно, да по том ещё разные сорные травы удаляем с поля. Только тогда земля даёт хороший урожай.

Тут в разговор вмешалось сразу несколько человек:

  • Как же вы про шофёра забыли? Мы и зерно с поля возим, и горючее тракторам, комбайнам доставляем. Работаем днём и ночью, в любую погоду!
  • А мы, железнодорожники, чем хуже? В города вагоны с хлебом привозим мы. Да и трактора, комбайны с заводов на поля тоже.
  • Постойте, а агрономы, по вашему, мало потрудились? Кто подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать?

Тут поднялась бабушка и так сказала: «Всем вам, мои милые, поклон за хлеб».

А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникопа

Чтение загадок про колос: «Весь из золота отлит, на соломинке стоит», «На соломинке дом, сто ребяток в нем», «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят».

Беседа.

  • Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай.) А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе.) А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб.) Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб?
  • Рассказывание о хлебе.
  • Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий.)
  • Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)
  • Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда берется хлеб? (Ответы детей.) Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю специальные машинами, сеялками. Потом вырастают колоски. Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу. Там зёрна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь? (Мягкая, рассыпчатая.) Из той муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты? Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят з печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что ещё пекут из муки? (Булки, батоны, пирожки, пирожные.)

Пословицы и поговорки о хлебе.
Гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец наш родной.
Без соли не вкусно, без хлеба не сыто.

Ешь калачи, да поменьше лепечи.  

Ешь калачи, пока горячи.

Делай дело до поту.

Летний день, год кормит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Познавательно-исследовательская деятельность с детьми во 2 младшей группе. (из опыта работы)

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей е...

Познавательно – исследовательский проект по теме «Воздух» для младшей группы

Цель: Создать условия для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки детско-взрослого исследовательского проекта «Воздух».Задачи:1.Познакомить детей с понятием...

занятие по развитию познавательно - исследовательской деятельности и развития сенсорики для младшей группы "Лист бумаги и её друзья".

Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги;  совершенствовать восприятие основных  цветов (красный, жёлтый, зелёный) и их оттенков под воздействием музыки (Сенс – Санс «Лебедь»); учить дет...

Познавательно- исследовательский проект педагогов и воспитанников второй младшей группы "Камешки, ракушки".

Данный проект включает  в себя информационную карту, в которой содержатся: цель, задачи, актуальность, этапы, ожидаемые результаты и продукты  проекта.Проект направлен на познавательное и эк...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»    Оборудов...

Познавательно-исследовательский проект «Мой любимый город» 2 младшая группа

Дети - это наше будущее, а значит - будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну, но маленьким детям непонятны понятия: страна, патриотизм, Родина. Наша задача - воспитать настоящего ...

Проект «Развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности в 1 младшей группе»

Проект в 1 младшей группе: Задачи проекта:Познакомить детей с настольным и напольным строительным материалом (кубик, кирпичик, трехгранная призма (крыша), пластина (дорожка));Учить детей сооружат...