Конспект НОД "Башни Московского Кремля" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ковылина Светлана Валентиновна

Конспект НОД предполагает повторение истории создания  Московского Кремля и ознакомление с некоторыми башнями Кремля. В завершении образовательной деятельности воспитанники,  работая реставраторами восстанавливают разрушенные башни.Коллективная работа воспитывает дружелюбие и взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bashni_moskovskogo_kremlya.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Башни Московского Кремля»

                                                        Подготовила воспитатель высшей

                                                              квалификационной категории Ковылина С.В.

                                                                  МБДОУ д/с № 4 « Ручеек», г. Мариинска

Цель: Формирование познавательного  интереса к истории Кремля.

Задачи:  Сформировать представления детей о Кремле как старинной крепости. Познакомиться с разнообразием башен Московского Кремля. Показать значимость профессии  реставратора. Закрепить умение делать аппликацию  по предложенному элементарному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Воспитывать дружелюбие при создании коллективной работы.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением Московского Кремля (крепостная стена с башнями). Беседы о гербе, флаге, гимне Москвы, чтение рассказов, стихотворений о Москве. Прослушивание гимна, песен о Москве.

Материалы, инструменты и оборудование. Проектор; аудиозапись боя курантов; презентация с изображением Москвы деревянной, белокаменной, современной. Схема общего вида Московского Кремля, башен. Набор материала для коллективной аппликации .

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, ИКТ, ТСО, сюрпризный момент, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Мы живем с вами в большой и красивой стране, которая называется …..Россия. Очень много в стране больших и маленьких городов.

И есть самый главный, большой, удивительный, красивый город. Как вы думаете, о каком городе идет речь? (Москва)

Да, самый главный город нашей страны, столица нашей Родины – Москва.

Каждый город имеет свою историю возникновения, свою жизнь. Можем ли мы с вами узнать, как появилась Москва, как она расцветала? Что нам в этом поможет? ( книги, картины художников, кино)

   Сегодня в наш детский кинотеатр привезли фильм о Москве. Может мы сейчас с вами отправимся  туда, чтобы посмотреть, как город зарождался.

(Организуется продажа билетов в кассе, воспитанники занимают свободные места в зале, повторяем правила поведения )

Слайд №1 

Слайд №2   Давным-давно Москвы не было, а были…Как вы думаете что? (леса) .

Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые).Через леса протекали реки большая Москва река и маленькая, называлась Неглинная.

Слайд №3  .На берегу самой большой реки поселились люди. И начали люди на холме строить маленькие деревянные домишки.

Слайд № 4  Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь, быть на этом месте городу и называться ему Москвой. Так кто же основал Москву? (ответы детей) .

Воспитатель: Город необходимо было защищать. От кого? (диких зверей, врагов) .

А как вы думаете, как можно было защитить город? Слайд №5

Застучали топоры

Над Москвой-рекою.

Стали рощи и боры

Стройкой городскою.

Был построен град Москов

За рекой Неглинной.

И прошло с тех пор веков

Девять с половиной.

Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем. Что же такое Кремль? Это огороженное укромное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник», а позднее стали называть «кремль». 

Слайд № 6  Шло время, Москва расширялась. Другой московский князь Иван Калита решил расширить  Кремль, из дубовых бревен он строит новый Кремль. С высокими дозорными башнями, чтобы следить за приближением врагов. Были построены красивые княжеские хоромы из дерева. И тогда и долго, долго потом Москва вся была деревянной. Слайд №7 Она часто горела и князья помогали людям заново отстраивать дома.

Слайд №8  Чтобы спасти город от пожаров другой московский князь Дмитрий Донской приказал соорудить стены из камня. Отстроили новый Кремль очень быстро. Так как жители узнали, что к Москве приближаются враги и хотят ее поджечь. При Дмитрии Донском Кремль не только стал белокаменным. Но и значительно расширился. Его стены стояли почти там же, где и сегодняшние. Эти крепкие стены не раз защищали Москву от врагов. И что бы уберечь Москву от пожаров князь распорядился не строить деревянные дома рядом с кремлевскими стенами. И все деревянные дома убрали на расстояние 200 метров, так и образовалась Красная площадь. Но и белокаменный Кремль со временем начал стареть, разрушиться, терять свою красоту.

Слайд №9 Россия становиться сильным государством. Из разных стран приезжали иностранные послы, все хотели подружиться с Россией. И Москве нужно было придать достойный вид, и другой князь Иван Калита затеял грандиозное строительство. И Кремлевские стены были сделаны из красного кирпича. Таким он и сохранился до наших дней. Но  сейчас Кремль является только частью большой Москвы, находится  центре города.

Слайд №10  Давайте теперь внимательно рассмотрим Кремль. У него 20 башен. А как вы думаете, для чего нужны башни? (Предположения детей)

Да, в башнях укрывались воины, жители города, там находилось продовольствие, вода, оружие.

Посмотрите внимательнее и скажите, все башни одинаковые?

Какие вы видите башни? (Большие, маленькие, средние)

А одинаковой они формы? (Есть башни прямоугольные, а есть круглые)

Посчитайте сколько круглых башен в Кремле? (Три) Где они находятся? (По углам). А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили круглые башни? (Предположения детей)

Все они разные по высоте и по форме. Обратите внимание на узкие бойницы в стенах Кремля. Через них защитники крепости стреляли в, нападавших на них врагов. С внутренней стороны проходит боевая площадка, чтобы люди могли не только стоять на одном месте, но и передвигаться от одной бойницы к другой.

Круглые башни были наиболее прочными, и из них можно было вести обстрел вкруговую, потому что враг был виден не только впереди, но и вдоль всех стен.

Физминутка.  

Встаем и повторяем за мной! (Проводится динамическая пауза «Московский Кремль».)

Я люблю мою Столицу - (дети показывают руками сердечко.)

Много в ней красивых мест! (приставляют руку к голове и смотрят в разные стороны.)

Сядем с мамой мы в машину (садятся на корточки)

И поедем все смотреть! (встают и рулят руками)

Вот большой дворец, огромный, (выставляют обе руки вперед и показывают)

Называется Кремлем!

Здесь походим, погуляем, (шагают на месте)

Все рассмотрим с мамой в нем! (приставляют руку к голове и смотрят в разные стороны)

Я вам покажу самые интересные башни Московского Кремля. Все башни украшены высокими шатрами, покрытыми тёмно-зелёной черепицей. У каждой башни своё название и своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

Слайд № 11  Первая башня – Тайницкая. Она невысокая. О чем нам говорит ее название? (Ответы детей) Правильно. Это значит, что она таинственная, хранит какую–то тайну. Действительно, внутри нее когда-то был тайник. Да не один, а целых два! Колодец и потайной выход. Только это было давным-давно. (Показ слайда с изображением Тайницкой башни.)

Слайд № 12  Посмотрите на следующую башню. Она называется Царская. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Она так называется, потому что на ней располагалась вышка, с которой за всеми наблюдал первый русский царь Иван Грозный. (Показ слайдов с изображениями Царской башни )

Слайд № 13  А это Водовзводная башня. В ней был колодец и потайной ход к Москве-реке, а еще механизм, по которому текла вода для полива Кремлевских садов. Водовзводная, т.е. возводившая, поднимавшая воду. (Показ слайда с изображением Водовзводной башни.)

Слайд № 14  Посмотрите, а это башня с забавным названием – Кутафья. (Показ слайда с изображением башни Кутафьи.) Она не встроена в Кремлевскую стену и совсем не похожа на другие башни. Она служила для охраны мостов, ведущих в Кремль. Ее название происходит от слова – «кут», которое означает укрытие.

Слайд № 15  Посмотрите – это самая главная и красивая башня Кремля – Спасская. (Показ слайда с изображением Спасской башни.) Что мы на ней видим? (Большие часы.) Как они называются? (Куранты.) Правильно! Куранты - это огромные часы с золотыми цифрами. Давайте послушаем, как они звучат.

(Звучит аудиозапись «Бой курантов».)

Знакомый звук? Где мы могли его слышать? (После Новогоднего поздравления президента России В.В. Путина) Эти часы показывают время, по которому живут все люди в нашей стране.

Слайд № 16  Кремль занимает много места. Посмотрите на схему, видите, везде проходит стена, и нигде нет даже маленького просвета.

Как же можно войти в Кремль? (Предположения детей). Да, через ворота.

Они находятся самых больших прямоугольных башнях.

Ворота расположены так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, чтобы жители могли быстро укрыться за стенами крепости, когда к их домам подступал враг. Ворота были сделаны из крепкого дуба или металла.

Мы с вами убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью , и не случайно никому не удавалось эту крепость покорить. Враги туда несколько раз входили, но тогда, когда им открывали ворота предатели.

Много – много лет назад построили этот красавец – Кремль итальянские и русские мастера, а до сих пор он вызывает восхищение не только у москвичей, но и у всех, кто приезжает в Москву.

Слайд № 17 Кроме башен на территории Кремля  есть  5 площадей 

Слайд № 18  А вот у стен Кремля расположена Красная площадь. Знакомо вам это название? Да, на Красной площади проходят парады наших войск. А ещё там можно просто погулять и увидеть

Слайд № 19 Храм Василия Блаженного,

Слайд № 20Александровский сад

Слайд № 21  Кремль – это сердце Москвы, символ нашей Родины.

Сейчас Кремль – украшение города, а ещё – здесь живет и работает  президент В.В.Путин и правительство России.

Слайд № 22 Такой большой старинный город.

Гордится им моя страна!

Всем городам – он голова,

Столица Родины – Москва!

А сейчас я предлагаю пройти в фойе нашего кинотеатра и посмотреть макет Кремля, который сделал неизвестный юный художник. ( Воспитанники подходят к работе и видят, что он разрушен). Скажите , а кто восстанавливает разрушенные исторические памятники? Есть такая профессия реставратор, который по схемам или фотографиям восстанавливает или возвращает красоту .А мы с вами можем быть реставраторами? У нас есть чертеж и схема? Работать будем вместе, только надо распределить, кто, за что будет отвечать. Согласны? ( распределяем, кто что будет клеить с опорой на схему)

Оцениваем выполненную работу.

Итог.

Ребята,  о чем мы сегодня посмотрели фильм? Какие башни Кремля вы запомнили?

Что вам понравилось? А что еще есть на территории Кремля? С достопримечательностями  Москвы мы будем еще знакомиться. Я думаю, что вы все полюбите этот город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Московский Кремль».

Цель: познакомить детей с архитектурным памятником – Московским Кремлём.Задачи: расширять представления детей о Москве; познакомить с историческим центром Москвы – Кремлём; дать знания о плане Кремля,...

Конспект по рисованию в старшей группе на тему: «Спасская башня Кремля».

Конспект по рисованию в старшей группена тему: «Спасская башня Кремля». Цель: формировать у детей умение передавать в рисунке конструкцию башни, форму и пропорции частей, ра...

комплексное занятие по рисованию " Спасская башня Кремля" старшая группа

конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста.Интеграция ОО:: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие...

Конспект занятия по рисованию старшая группа «Спасская башня Кремля»

Рисование на тему: «Спасская башня Кремля».Цели: учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей; закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей; ...

Конспект по рисованию в старшей группе "Спасская башня Кремля"

Цель: учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей.Задачи: закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей; упражнять в создании первичного карандашного наброска...

Конспект по рисованию в старшей группе на тему: «Спасская башня Кремля»

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)...

Конспект по рисованию в старшей группе на тему: «Спасская башня Кремля».

Цель: формировать у детей умение передавать в рисунке конструкцию башни, форму и пропорции частей, развивать глазомер, зрительно - двигательные координации, упражнять в создании первичного каранд...