Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи для старшей группы .Витруальная экскурсия в зимний лес "На поиски Деда Мороза"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Русина Жанна Александровна
Конспект занятия для районного конкурса "Учитель года- 2020"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_virtualnoy_ekskursii_v_zimniy_les_1_1.docx13.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи  для старшей группы .

Виртуальная экскурсия в зимний лес

"На поиски Деда Мороза".

Цель: Развивать элементы аналитического мышления на основе  представлений из области живой природы: естествознания

Задачи :

Актуализировать знания детей: о лиственных и хвойных деревьях , о лесных обитателях  и их образе жизни в зимнее время;

Способствовать развитию познавательно-исследовательского интереса и побуждать делать элементарные умозаключения;

Уточнить и обобщить знания детей о правилах поведения зимнем лесу по обеспечению собственной безопасности;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к деревьям и лесным обитателям.

Оборудование: ноутбук, проектор с колонками, валенки, макеты деревьев, натуральный природный материал ( шишки, жёлуди, каштаны), декорация со следами диких животных.

Виды деятельности: познание, исследование, игра, общение.

Ожидаемые результаты: дать представление о зимнем лесе;

актуализировать знания о деревьях и животных леса. Расширить первичные представления о млекопитающих- обитателях леса, их "домашних сородичах".Продолжать формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

1. Вводная часть

Знакомство, налаживание зрительного контакта, создание благоприятной эмоциональной обстановки с помощью игры "Обувной салат", подведение к обозначению детьми цели занятия

3 минуты

2.Основная часть

Р\упр "Игры со снежинкой"

Решение проблемной ситуации : установление названий лиственных и хвойных деревьев, на основе выделения характерных существенных признаков.

Беседа об образе жизни диких животных  зимой, упражнять в определении принадлежности следов.

Проблемная ситуация: мы заблудились в зимнем лесу.

15минут

3. Заключительная часть

Р/и "Это я, Дед Мороз".

1. Игра- приветствие "Обувной салат". Воспитатель добавляет в "салат" " секретный ингредиент"-валенки.

Воспитатель сообщает детям, что это зимняя обувь, делают её вручную,"валяют" из шерсти. Поэтому они очень тёплые. А ещё эту обувь можно надевать на любую ногу. В ходе рассказа дети знакомятся с валенками.

А какое время года наступило вы знаете?

К какому празднику мы готовимся с приходом зимы?

Что за долгожданный гость всегда приходит к нам на праздник?

А не хотите ли вы отправиться навстречу Деду Морозу?

Как вы думаете, куда надо отправиться, чтобы наверняка его встретить?

Воспитатель предлагает отправиться в лес.

 Обозначение детьми цели занятия.  

  Р\и "Что надели мы не скажем, а покажем": воспитатель предлагает потеплее одеться. Дети имитируют действия по одеванию зимней одежды проговаривая ,что они надевают и отправляются в лес.

    Упражнение-ходьба "По глубокому снегу".

 2.1. В лесу: рассматривание леса, деревьев ( молчаливое созерцание). Демонстрация слайда с изображением зимнего леса.

Воспитатель декламирует:

мы пришли в зимний лес,

сколько ждёт нас здесь чудес?!

Все деревья в снежных шубках стоят,

На нас с интересом глядят.

Снежинки в небе кружатся

И на сугробы красиво ложатся.

Воспитатель сообщает, что пошёл снег и предлагает поиграть со снежинками.

Проводятся упражнения для развития речевого дыхания со снежинкой:

     1. "Сдуй снежинку с ладони";

     2. "Сдуй снежинку с носа".

Снег после упражнений убираем под деревья ( утепляем корни).

Воспитатель обращает внимание на лес :это хвойный, лиственный или смешанный лес?

Предлагает дифференцировать хвойные деревья и определить их названия. При затруднении, загадфвает загадку: зимой и летом одним цветом. Обращает внимание на длину хвои (сосна и ель), дети сравнивают. Спрашивает, что растёт на хвойных деревьях? Как называются плоды? Затем предлагает поискать под деревом плоды. В шишках созревают семена (орешки). Р/упр. "Чьи шишки?". (с ели-еловые, с кедра-кедровые и т.п.)

Воспитатель обращает внимание на лиственные деревья. Как же узнать названия этих деревьев? Это берёзы? Нет? Почему вы так решили?

Воспитатель констатирует: листьев нет. Куда они могли деться? (ответы детей).

 Воспитатель предлагает поискать под деревом опавшие его плоды: находят каштан и жёлудь. Подводит в выводу о том, что жёлудь упал с дуба, а плод каштан соответственно принадлежит другому дереву.

2.2. Воспитатель обращает внимание на тишину в лесу. Сообщает, что несмотря на тишину в лесу живёт много его обитателей и обращает внимание детей на следы под деревьями , нарисованное дупло на лиственном дереве и гриб на сучке: мне кажется это чьё-то жилище? Как выдумаете, кто здесь живёт? Так кому принадлежат эти следы  под елью и сосной, где мы нашли шишки?

Кто из лесных обитателей питается шишками? - Белка!(предполагаемый ответ). (демонстрируется слайд)

Воспитатель показывает следы зайца: вот я вижу тут и заяц побывал. Как вы думаете, чем питается зимой заяц в лесу?

Грызёт кору деревьев. (Демонстрируется слайд).

 У зайца в лесу много врагов? Кто это? Это хищники: волк и лиса. Но далеко не всегда они могут зайца поймать, потому что он быстро бегает, петляет, запутывая следы и ещё ему помогает прятаться от врагов зимой его шубка. Как она ему помогает? ( ответы детей).Если дети затрудняются, воспитатель загадывает загадку: летом серый, а зимой-белый.

Физкультминутка "Зайка беленький сидит".

Далеко не всегда лиса и волк могут поймать зайца и чтобы не остаться голодными, они промышляют другой охотой. Они мышкуют.(Демонстрируется слайд).

Воспитатель обращает внимание на голос лисы. Спрашивает, что детям он напоминает. Лиса- тявкает, очень похоже на тявканье собаки. Правильно, лиса- дикая родственница домашней собаки.

Воспитатель обращает внимание на следы под дубом и каштаном. Как вы думаете, кто питается жёлудями и каштанами? Чьи это следы? (обращает внимание на следы кабана).На слебы от лап,как у белки,зайца совсем не похоже. Это след от копыт! Демонстрация слайда

Кабан- мощное и опасное животное, хоть и является диким родственником домашней свиньи. У взрослого кабана имеются клыки, которыми он роет землю, подкапывает корни и защищается от врагов. Часто кабана называют вепрем. Живут кабаны стадом, так им легче оберегать своё потомство от врагов.

Хорошо ещё, что мы не встретили медведя! Как вы думаете: почему? (медведь зимой спит в берлоге).

Вы не замёрзли? Давайте согреемся!

Физкультминутка "Мы погреемся немножко".

2.3. Пока мы с вами гуляли по лесу, мне кажется мы заблудились. Что делать? Куда идти? Можно позвонить по сотовому телефону маме или в службу спасения? Кто-нибудь знает номер телефона? И телефон мы не взяли.

Можно было взять компас, такой прибор, похожий на наручные часы, который показывает части света, но мы и его не взяли. Давайте попробуем позвать на помощь старым проверенным способом: покричать : "АУ"!

Воспитатель обращает внимание, что зимой  лесу звери на снегу оставили следы, значит и мы с вами их оставили! Предлагает вернуться по своим следам.

Воспитатель говорит, что увидела вдали огоньки. Идём на огни и вышли к своему селу.

3. Деда Мороза так и не встретили, но мы можем сейчас каждый побыть в роли Деда Мороза.

Р\и " Это я- Дед Мороз".

Это я, Дед Мороз, бородою я оброс, я ищу следы зверей, выходите поскорей!"

Демонстрируется карточка с изображением следов, дети изображают поведение животного.

Каждая демонстрационная карточка сопровождает  слайд с характерной музыкой и изображением животного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»

Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе с ЗПР "Волшебница Зима"

Тип занятия: обучающийВид: подгрупповоеПрограммное содержание:- развитие связной речи;- развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, их видов и свойств;- развитие умения ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...

НОД по развитию речи в старшей группе Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать поступки героев, сти...