Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя в старшей группе тема: «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Махначева Ольга Викторовна

продолжать уточнять знания детей о зимующих птицах нашего края:  снегирь, ворона, дятел, голубь, воробей; учить находить общие признаки для всех птиц / клюв, лапки, коготки, оперенье, хвост, крылья /; отличать птиц друг от друга; рассказывать, где они живут и чем питаются; почему птицы улетают в теплые края

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ptitsy.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непрерывной образовательной деятельности

воспитателя  в старшей группе  тема:     «Птицы»

Цель:  продолжать уточнять знания детей о зимующих птицах нашего края:  снегирь, ворона, дятел, голубь, воробей; учить находить общие признаки для всех птиц / клюв, лапки, коготки, оперенье, хвост, крылья /; отличать птиц друг от друга; рассказывать, где они живут и чем питаются; почему птицы улетают в теплые края

Программные задачи:

Образовательная:

- продолжать знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи, снегири и вороны.

- формировать предпосылки умения соотносить народные приметы, связанные с повадками птиц.

-   раскрыть понятия «зимующие птицы»;

-   расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;

-  рассматривание семян растений;

Развивающая:

-  развивать мышление, наблюдательность;

-  развивать зрительную и словесно-логическую памяти;

- способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, их потребностях)

- способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитательная:

воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.

Предварительная работа:

- беседы и чтение книг о птицах, наблюдение за птицами на прогулке; чтение художественной литературы о птицах: В. Чаплина «Птицы в нашем лесу», В.Чарушин «Воробей», Е.Ильина «Снегирь»,  Е. Благинина «Улетают, улетели», Ю.Кушак «Сорок сорок», С.Маршак «Где обедал воробей?», рассматривание иллюстраций «Птицы». 

Словарная работа:  корм, кормушка, холодно, голодно;

Средства и способы: загадки, беседа, игра «Разрезнные картинки», игра «Скачет шустрая синица», словарная работа.

Материал и оборудование:

Карточки – загадки с картинками птиц, разрезные картинки птиц, семена, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, плакат «Пищевые цепочки»

   

 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я сегодня проверила почту нашего детского сада и обнаружила там письмо и посылку. Давайте посмотрим от кого это письмо. На конверте написан номер нашего детского сада и наша старшая группа «Цветные ладошки», а прислал нам Старичок - Лесовичок. Сейчас мы с вами прочитаем, что же внутри.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Старичок - Лесовичок. Хоть я и старенький, но слежу за порядком в лесу. С наступлением холодов в лесу становится все тише и тише, жучки и паучки все попрятались, одни птицы«перелетные» - улетели в теплые края, а другим «зимующим» нечем питаться. И я хотел бы обратиться к вам с просьбой, но…об этом чуть позже…  Сначала я хотел бы с вами поиграть и чтобы вы выполнили мои задания…»

Ребята, давайте посмотрим, что же в посылке?

Карточки - загадки про птиц:

1. Я весь день ловлю жучков.

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю.

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый (Воробей)

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири)

4. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. (ворона)

5. Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость  

хочет? (Сорока)

      Воспитатель: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)

Дети: Нет, нелегко им холодно и голодно, снег укроет землю и они не могут найти себе корм.

Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой, на улице очень холодно и корма зимой мало. Кто же приходит к ним на помощь?

Дети: люди.

Воспитатель: А как называют этих птиц, которые не улетают, а остаются с нами зимовать?

Детизимующие.

Воспитатель: Правильно. Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?

Дети: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет  есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса - человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. Снова посмотрим в посылку, что на этот раз приготовил для нас Старичок  – Лесовичок…

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери разрезанную картинку и расскажи про птичку».

-У меня есть 5 конвертов с изображением птиц.

-Давайте разделимся на 5 групп. Ваша задача: собрать разрезанную картинку в целую, отгадать, что это за птица и рассказать про неё.

Дети (1 подгруппа): Это синица.

          Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.

Воспитатель: Как много и интересно вы мне рассказали.

-А знаете ли вы, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну.

Народная примета гласит: первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов, синичка с утра начинает пищать — жди мороза.

Дети(2 подгруппа): Это птица воробей.

Воспитатель: А, что про него вы можете рассказать?

Дети: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Он чирикает«Чик – чирик- чик-чирик».

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, вот если только гнездо разорят или беда какая случится, только тогда улетит. Всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте.

А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению.

Дети (3 подгруппа): Это птица снегирь.

У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.

Воспитатель: Молодцы!

- Дети, а вы знаете, что чем сильнее мороз, тем спокойнее ведут себя снегири, мало передвигаются. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. С наступлением весны снегири исчезают из городов, но они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы.

- Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.

Дети (4подгруппа): Это сорока.

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красивый у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Воспитатель: Сороку невозможно спутать с другими птицами. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы.

- Сорока обычно селится в открытом месте со  множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

- Примета гласит: если сорока под крышу лезет - к вьюге.

Воспитатель: Посмотрим, кого же собрала у нас пятая подгруппа.

Дети (5 подгруппа): Это ворона.

У вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Воспитатель: Молодцы! Для гнёзда вороны выбирают опушки лесов, а так же, селятся в центре города.

В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

-Молодцы, все справились с этим заданием.

- А сейчас мы с вами расскажем, чем занимается синица.

        Скачет шустрая синица  – прыжки на месте на двух ногах

        Ей  на  месте  не сидится, - прыжки на месте на левой ноге.

Прыг-скок, прыг-скок - прыжки на месте на правой ноге.

Завертелась, как волчок.  - кружимся на месте.

Вот присела на минутку,  - присели.

Почесала клювом грудку, - встали, наклоны головы влево - вправо

И с дорожки — на плетень, - взмахи обеими руками.

Тири - тири, - взмахи обеими руками.

Тень-тень-тень! - прыжки на месте на двух ногах.   (А. Барто)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вернемся к письму и посмотрим, какую же просьбу просит исполнить Старичок - Лесовичок.

«Ребята, вы уже знаете, что снег зимой укрывает весь корм для птиц и им нечем питаться, так вот у меня большая просьба к вам и вашим родителям, изготовьте кормушки для птиц. Но самое главное, не забывайте класть регулярно в неё корм. Заранее вам всем спасибо! До свидания, ваш Старичок – Лесовичок.»

Ну, что ж, ребята, надо постараться исполнить просьбу Старичка- Лесовичка. А знаете ли вы, чем питаются птицы зимой(ответы детей,  на тарелочках разложены семечки,   семена тыквы, арбуза, дыни, ягоды рябины, пшено)

Воспитатель: 1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, любит несолёное сало. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.

3. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

4. Сорока и ворона - всеядны. Зимой питается остатками человеческой пищи. Любят разные зерна, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, даже питаются мелкими грызунами.

Дидактическое упражнение«Что могут делать птицы Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

(Ходят,   клюют,   взлетают,   летают,   выводят,   прыгают,   вьют,  кормят,  ухаживают,  высиживают,  поют)

Игра: «Посчитаем» /карточки с цифрами от  1 до 5/

1 воробей, 2 воробья, 5 воробьев, синица, ворона, сорока, снегирь.

Игра: «Назови ласково»

— А теперь давайте согреем  птиц ласковыми словами –

воробей - воробушек, синица - синичка, снегирь -  снегирек,.

        

Игра «Сравни птиц с животными и людьми»
     -  у человека дети,  а у птицы  – птенцы,
     -  у человека нос,  а у птицы – клюв,
     -  у животных шерсть,  а у птиц  – перья,
     -  у животных лапы,  а у птиц – крылья, ноги

Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня были разные задания и игры. Кому показалось что-то трудным?

Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Дети: О зимующих птицах, о том, как им трудно зимовать и что без помощи человека, птицы могут погибнуть, а мы знаем, что птицы приносят пользу, поэтому птиц надо подкармливать круглый год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет по аппликации с презентацией "Зимующие птицы"

Самоанализ занятия раскрывает педагогический смысл интегрированного обучения, который  предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Птицы - наши друзья, зимой их забывать нельзя!»

Конспект организованной образовательной деятельности  в старшей группе «Птицы - наши друзья, зимой их забывать нельзя!»...