Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по речевому развитию «Перелётные птицы»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Грудцинова Наталия Николаевна

    Цель - формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_perelyot.ptitsy2.docx21.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по речевому развитию

    «Перелётные птицы»

    Цель: формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    - расширять и активизировать словарь по теме;

    - совершенствовать грамматический строй речи (употребление предлогов, согласование числительного с существительным, образование существительных с суффиксами -ат, -ят, изменение существительных по падежам, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), слоговой структуры слов, связной речи;

    - развивать речевую активность, диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, артикуляцию и мелкую моторику, творческое воображение;

    - расширять представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни;

    - формировать навыков сотрудничества, доброжелательности;

     - воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы: экран, компьютер; презентация к занятию, видеозапись весеннего леса, предметные картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», муляж скворечника.

    Предварительная работа.

    1. Чтение детям стихотворения З.Александровой «Салют весне»; экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».

    2.  Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

    3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.

    4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.

    5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.

    6. В уголке природы разместить иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.

    7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    В. Ребята, улыбнитесь и поделитесь хорошим настроением друг с другом.

    В.  Почему у вас хорошее настроение? Какое сейчас время года?

    Д. Весна.

    В. Что происходит весной в природе?

    Д. Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы.

    2. Игровая обучающая ситуация «Путешествие».

    В. Сегодня мы отправимся в путешествие в лес и посмотрим, как птицы возвращаются домой.

    В.Для путешествия нужно одеться по погоде. Какая погода за окном? Какое время года?

    (ответы детей)

    В.А как же мы доберёмся до леса? Какой вид транспорта нам подойдёт?

    (Дети становятся парами, делают круг, проходят на стульчики).

    В. Вот мы и в лесу. (появляется видеоизображение весеннего леса) А где же наши птицы? (звучат голоса птиц)

    В. А вот и слышны их голоса. Чтобы узнать, какие птицы к нам прилетают, нужно отгадать загадки.

                     Чёрный, проворный,

                     Кричит «Крак»,

                     Червям враг.

    В. Кто это? (грач) (на экране появляется изображение грача- слайд 3)

    В. У вас в руках таблички красного и синего цвета, На первый и последний звук в названии птицы поднимаем табличку. Для начала вспомним, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными.

    Д. Звуки, которые при произношении встречают преграду, называются согласными. Звуки, которые поются - гласными.

    В.Какой звук в слове грач первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.

    На шесте дворец.

    Во дворце певец,

    А зовут его….

    Д. Скворец. (на экране появляется изображение скворца-слайд 4)

    В. Какой звук в этом слове первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.

    В.Прилетает к нам с теплом,

       Путь, проделав длинный,

       Лепит домик под окном

       Из травы и глины. (ласточка)

    (на экране появляется изображение ласточки- слайд 5)

       Кто на ёлке, на суку,

       Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

    (на экране появляется изображение кукушки- слайд 6)

       Пестрая крякуша

       Ловит лягушек.

       Ходит в развалочку -

    Спотыкалочку. (утка)

    (на экране появляется изображение утки- слайд 7)

    В. Вот и встретили мы птиц. Но некоторые из наших птиц никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем.(слайд 8)

    Игра «Чей домик?».

    В. На столах лежат карточки, подойдите и соедините стрелочками птиц с их домиками. Но для начала выполним гимнастику для пальчиков.

    Из скворечника торчат                      большой палец соединяем с              

    Клювы маленьких скворчат,              указательным;

                                                                 большой- средний палец;

    Клювы раз,                                          большой – безымянный;        

    Клювы два,                   большой-мизинец;

    Лапки, лапки-голова                          Машут руками и кружатся.

    В. Какие птицы здесь изображены?

    Д. Грач, ласточка и скворец.

    В. Сейчас поменяйтесь карточками со своим соседом и проверьте друг друга.

    В. Молодцы!

    В. Что на картинках лишнее?

    Д. Собака и конура.

    В. Почему вы так считаете?

    Д. Грач, ласточка и скворец – птицы, а собака – домашнее животное.(слайд- 9)

    Игра «Перелётные - зимующие».

    В. Вот мы и расселили наших птичек. И пока они обустраивают свои дома, поиграем в игру. У нас будет две команды, одна команда отбирает перелётных птиц, а другая – зимующих. Какие птицы зимуют у нас, а какие прилетают только весной?

    (игра повторяется несколько раз)

    В. Теперь обратите внимание на экран. Ещё раз назовём птиц. (слайд 12, 13)

    Ответы детей

    Физминутка «Птицы»

    Пой-ка, подпевай-ка,                                        2 хлопка.

    Десять птичек — стайка.                                 3 шага.

    Все известны для детей:

    Это птичка - соловей,                                       Правую руку поднять вверх.

    Эта птичка - скворушка,                                  Левую руку поднять вверх.

    Серенькое перышко.                                        Руки вверх, вниз.

    Это птичка - коростель,                                  Правую руку — в сторону.

    Это птичка — свиристель,                             Левую руку - в сторону.

    Это — зяблик, это — стриж,                          4 хлопка.

    Это - развеселый чиж,                                    Руки вверх, вниз.

    Ну, а это - злой орлан.                                     4 хлопка.

    Птички, птички, по домам!                             Полетать по залу.

    В. Вот и отдохнули, птицам пора обустраивать свои гнёзда, ведь совсем скоро у них появятся птенцы.

    3. Игра «У кого кто?»

    В. Давайте назовём их.

    У грача…(грачата)

    У скворца….(скворчата)

    У ласточки   ….(ласточата)

    У дрозда…(дроздята)

    У стрижа…(стрижата)

    У журавля….(журавлята)

    У кукушки….(кукушата)

    В. Ой, ребята, посмотрите, кто это? (слайд 15)

    Д. Ласточка.

    В. Давайте у неё спросим, почему она плачет.

    Д. Ласточка, что случилось?

    (голос из-за двери отвечает:«Меня чуть не съела кошка, еле- еле улетела, но моё крыло………………»)

    5. Игра «Ласточка».

    В. Давайте поможем ласточке. Для этого составим по серии картинок рассказ о ней, но прежде нужно расположить их в соответствии с сюжетом.(слайд 16)

    Какая картинка первая?

    Какая вторая, третья?

    В. А теперь попробуем составить рассказ.(слайд 14) (Дети составляют рассказ.)

    В. Отлично! У нас получился хороший рассказ.

    (обращаюсь к ласточке: «Тебе понравилось?». Ласточка отвечает: «Спасибо, ребята, теперь я могу лететь к своим друзьям!»)

    Итог НОД

    В. Подошло к концу наше путешествие, строимся парами и возвращаемся в детский сад.

    - О чём мы сегодня говорили?

    - Каких птиц называют перелётными?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

    дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

    Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по познавательному развитию "Поможем медвежонку найти маму".

    Знакомство детей с Арктикой, с северным сиянием,учить  составлять описательный рассказ о белом медведе по мнемотаблице,закреплять навыки создавать аппликацию белого медведя, используя манную круп...