Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ (из личного опыта воспитателя).
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа)

Татаринцева Елена Александровна

В статье говорится о том, какие наглядные материалы можно использовать при работе с детьми самого младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ (из личного опыта воспитателя).

В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

Дети первой младшей группы только-только делают первые шаги в исследовательскую деятельность, они еще не умеют читать, писать и не знают буквы, поэтому я столкнулась с большими трудностями при организации своих самых первых исследовательских проектов и при выборе наглядного материала именно для самого младшего возраста. О своих находках мне хочется рассказать на примере темы исследования «Вода».

Для начала исследования, я собрала все вопросы детей о воде. Рассказала, что вода состоит из множества-множества капелек и вот каждая капелька может что-то нам рассказать о воде. Каждая капелька = это вопрос.

Все вопросы детей «вытекают» из крана. Таким образом дети видят первоначальный этап исследования. Что водичка бежит из крана и несет сразу в себе вопрос. Пока капельки воды «зависают» это значит, что мы ищем ответы на эти вопросы, проводим опыты и экспериментируем. Как только найден ответ на вопрос – капелька воды сразу «падает» в ведро, к остальным другим капелькам. Получается большой объем воды в ведре. Таким образом, дети видят наглядно, сколько много фактов они уже знают о воде.

Под исследование я отвела в своей группе отдельный стенд, он доступен по высоте для всех детей. В любой момент у ребят есть возможность подойти и поиграть с капельками или вспомнить вопросик или ответить на него.

Помимо «капелек» мне очень помогают иллюстрации книг, например Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», К. Чуковский «Мойдодыр».

По результатам экспериментов совместно с детьми мы сделали мнемокарточки, которые подсказывают как надо мыть руки возле раковины и где находится вода, которую можно пить.

Родители помогли мне собрать фото, где ребята так или иначе контактируют с водой (море, снег) и мы сделали групповой коллаж, где же в жизни нам встречается вода. Благодаря тому, что это личные фото детей, они очень любят их реально рассматривать и обсуждать, так как речь идет об их опыте, а не просто о нарисованных детях.

Надеюсь, мои идеи станут и вам полезны во время ваших занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."

Экспериментирование - дея­тельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину ми­ра, основанную на собственных наблюде­ниях, ответах, установлении взаимозави­симостей, зак...

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...

«Из личного опыта» Воспитателя Васильевой В.И. город Санкт-Петербург ГБДОУ №26 Калининского района. «Проектная деятельность».

Современный мир – это мир экспериментов, изменений и новых технологийНе обошли эти изменения и систему дошкольного образования.Все активнее входит в нашу жизнь слово проект....

Использование бросового материала в организации опытно-экспериментальной и поисковой деятельности

У детей интерес к исследовательской деятельности способствует формированию основ научного мировоззрения....

Организация экспериментальной деятельности в младшей группе детского сада методическая разработка опытов в помощь воспитателям ДОУ.

Методические рекомендации проведения опыта для воспитателей: 1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности. 2...

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе» из личного опыта воспитателя

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе» из личного опыта воспитателя...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование наглядного материала при оформлении экспериментальной деятельности в ДОУ»

В данной ппубликации  вы познакомитесь со способами фиксации детского экспирементирования в разных возрастных группах....