Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Знакомство со свойствами песка»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Копылова Дарья Александровна

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

«Знакомство со свойствами песка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

«Знакомство со свойствами песка»

Детское экспериментирование с детьми подготовительной группы

Цель:

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность. Учить передавать задуманный образ в рисунке.

Задачи:

1)развитие произвольного внимания;

2) развитие творческого мышления и воображения;

3) совершенствование механизмов саморегуляции;

4) снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;

5) сплочение детского коллектива;

6) развитие уверенности в себе.

Использование следующих технологий:

1. Личностно – ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (игра)

Активизация словаря:

Сыпучий, липкий, рыхлый, фильтрует, тяжелее, лупа, линза, песочные картины.

Материал:

Песок, пластмассовые бутылочки, формочки, палочки, дощечки (для рисования), фартуки на каждого ребёнка и салфетки влажные, вода, подносы, лупа, 3-х литровая банка, фен, аптечные весы, совочки. Мультимедийная Установка и слайды (песочные картины); пальчиковые куклы; оформленный зал – «Сказочная страна»; музыкальный центр, диск со звуками природы, музыка для упражнений; большое зеркало из фальги. «Волшебный мешочек», в котором спрятан какой-нибудь «волшебный» предмет (волшебная палочка, зеркальце и т. д.). Страж кукла-марионетка.

Ход образовательной деятельности.

Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы поприветствуем друг друга ладошками. Для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошкой с Валей. Катя потрется ладошкой со Светой. А теперь давайте поздороваемся плечами, спинами, лбами. Замечательно!

   Ребята, я принесла вам «волшебный мешочек», в котором спрятаны предметы. Давайте отгадаем, что в нем. (Ведущий дает каждому ребенку «волшебный мешочек», в котором спрятан какой-нибудь «волшебный» предмет (волшебная палочка, зеркальце и т. д.). Дети сначала пытаются узнать предмет на ощупь, а потом вынимают его и рассматривают.)

Как вы думаете, где можно встретить эти предметы? Вы догадались. Сказочный мир такой таинственный и неповторимый! Все в нем становится волшебным. И сегодня мы отправимся с вами в сказочную, волшебную страну. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него, не нарушая покоя в волшебной стране. Вы готовы?

Дети:Да!!!

Ведущий: В «Сказочную страну» мы попадем  с вами через волшебное зеркало. Итак, я предлагаю отправиться в путь.

У зеркала детей встречает Страж сказочных ворот: кукла-марионетка, в руках у него волшебная коробочка. Она говорит детям:

Сказочный Страж:«Здравствуйте, мои маленькие странники! Вы стоите у ворот сказочной страны. Но это страну разрушил злой волшебник и его жители перестали радоваться жизни. Эти жители находятся в этой маленькой, волшебной коробочке и в них нет жизни (пальчиковые куклы). Вы должны взять их с собой, спасти  сказочную страну и оживить жителей.

Дети  подходят к зеркалу и произносят волшебные слова «В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!»

«Зеркало» Ритуал входа в сказку

Ведущий: Ребята, мы перенеслись с вами в сказку. Но почему-то оказались в сказочном лесу. Наверное, это волшебство решило нас испытать, чтобы посмотреть, какие мы находчивые. Но я уверена, что все вместе мы пройдем и это испытание. Итак, вперед и только вперед!

(Далее дети выполняют движение по тексту вместе с психологом. Звучит музыка «Звуки леса» )

Ведущий:Мы идем по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывают и трава, и песок, и шишки, и даже стекло. А в волшебном лесу все постоянно меняется. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает нам ноги! А теперь вдруг у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Посмотрите, вдруг выпал снег, и мы идем теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу, а под ногами у нас шуршат сухие листочки. И вот мы вышли к лесному болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, силой вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и снова побежали по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги.

Ой, что это? Капельки? В сказочной стране пошел дождь. Это сказочный дождь. Он дает силу и смывает усталость. Давайте подставим ему наши руки и лицо. Вдох— выдох, вдох — выдох! Немножко постоим под волшебным дождиком и отдохнем. Вдох — выдох, вдох — выдох, вдох — выдох. (Звучит музыка для релаксации «Волшебный дождь»)

    Вот мы и добрались до нашей волшебной мастерской. Видите, ребята, как быстро можно достичь цели, если все делать дружно и слаженно. Но посмотрите вокруг, как здесь много песка? Значит сказочная страна была сделана из песка и злой волшебник разрушил ее.  А песок здесь не простой, а сказочно-цветной. Но прежде чем приступать к работе, давайте рассмотрим свойства песка.

Ведущий: Как вы думаете, для чего нужен песок?

Дети: Для игр, посыпать дорожки зимой.

Ведущий: Совершенно верно, ещё песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах. Где можно встретить песок?

Дети: В песочнице, на стройке, у речки, у моря.

Ведущий: Песок бывает морской и речной (показать и сравнить)

Чем отличается морской песок от речного?

Дети: У морского песка песчинки более мелкие, а у речного крупнее.

Ведущий: А сейчас будем проводить опыты с песком.

Возьмём совочки и насыплем немного песка в коробочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?

Дети: Легко.

Ведущий: Потому – что песок сыпучий. Легко ли его брать? Т.е. он комком или нет? Песок рыхлый.

Ведущий: А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется?

Дети: Увеличительное стекло.

Ведущий: Правильно, так оно называется, потому – что увеличивает, а ещё можно сказать – лупа, линза.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?

Дети: Зёрнышек – песчинок.

Ведущий: Как они выглядят?

Дети: Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.

Ведущий: Похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?

(Ответы детей)

Ведущий: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она  не прилипает к своим «соседям».

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Ведущий: Давайте проведём ещё один опыт. Я насыплю песок в банку и создам в банке игрушечный ветер (феном). Что происходит с песчинками?

Дети: Они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.

Ведущий: А теперь я налью немного воды, смочу песок  и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?

Дети: Нет.

Ведущий: Вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.

Ведущий:  Ребята, нужно спасать сказочную страну и для этого нам понадобится цветной песок и дощечки для него.  

И мы сейчас попробуем порисовать, как маленькие художники.

Возьмите дощечки, насыпьте немного сухого, цветного  песка, разровняйте рукой и нарисуйте что-нибудь из сказочной страны. Кто-то может нарисовать из зеленного песка траву, деревья; а кто-то из желтого солнце или цветок; из синего небо и т.д. ( Использование ТСО. Демонстрация слайдов. Дети рисуют под спокойную музыку).

Ведущий: Ребята, работы закончены, не забудьте вытереть руки салфеткой.

А теперь давайте  соединим, как большие пазлы песочные картины и посмотрим, какая сказочная страна у нас получилась. (Дети рассматривают рисунки, автор рассказывает, что он нарисовал и как: пальчиком, кулачком, ребром ладони, щепоткой, присыпал песком).

Ведущий: Теперь нам осталось оживить жителе сказочной страны. Нам предстоит нелегкая задача, мы будем оживлять наших кукол. Мы вдохнем в них свое тепло и наделим их способностью говорить.

(Дети надевают на указательный палец свою куклу, прижимают к груди и согревают своим дыханием. Куклы оживают и радуются своей сказочной стране.)

Ведущий:Вы молодцы! Вы настоящие волшебники! Но нам уже пора возвращаться из сказочной страны. Мы с вами получили бесценный опыт радости от совместной работы. Все это пригодится нам в нашей жизни. Давайте возьмем этот опыт из нашей сказочной страны. Молодцы! А кто помнит волшебные слова, которые нам нужно произнести?»

«Зеркало» Ритуал выхода из сказки.

Дети по очереди подходят к зеркалу и произносят «волшебные слова»: «В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!»

Ведущий: Вот наше путешествие подходит к концу, я предлагаю поделиться своими впечатлениями.

- Что особенно понравилось вам во время нашего путешествия?

- Как вы думаете, мы справились с испытаниями?  

-Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Экспериментирование «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» в первой младшей группе

Конспект предназначен для проведения эксперементальной деятельности во время прогулки в летний период...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида  Приморского района  Санкт-ПетербургКонспект непосредственно образовательной деятельност...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Знакомство со свойствами песка»

ЦЕЛЬ: развитие познавательной активности у детей через экспериментирование....

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...