проект по экологическому воспитанию "экологическая тропа в зимний период во второй младшей группе"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

в проекте разработан план на холодный период во второй младшей группе и схема прохождения экологической тропы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию

во второй младшей группе.

Тема проекта: «Экологическая тропа в зимний период во второй младшей группе»

 Автор проекта: воспитатель МАДОУ «Детский сад 42» Лещук А.Г.

Участники проекта: воспитанники группы №4, воспитатели, родители

База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад №42»

Сроки реализации проекта: с 18.11.2019 г. – по 28.03. 2020 г.

Вид проекта: познавательно – информационный, оздоровительный.

Длительность проекта: среднесрочный

Тип проекта: комплексный

Актуальность

        Большинство современных детей редко общаются с природой, поэтому на территории нашего детского сада создана экологическая тропа. Организация экологической тропы в детском саду тесно связана с вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Экологическая тропа – это путь, на котором  ребенок может  делать «открытия». Вся совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых осуществляется во время экскурсий, прогулок, игр и т.д.

Новизна проекта    

                Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе в зимний период.

Гипотеза проекта

            Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей в зимний период, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе, поможет понять взаимосвязи всего живого. Экологическая тропа расположена по периметру детского сада позволит более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Цель проекта:

             Создание благоприятных условий на экологической тропе детского сада для экологического воспитания детей в зимний период.

 

Задачи проекта:        

Образовательные: 

  • подобрать необходимый материал для обустройства станций на экологической тропе зимой;
  • обеспечить возможность общения с природой в условиях, приближенных  к  естественным;
  • способствовать развитию познавательной активности детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы в зимний период;
  •  активизировать родителей с целью оказания помощи по благоустройству экологической тропы на территории детского сада;
  •  познакомить с разными объектами живой и неживой  природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

Развивающие: 

  • развивать у детей экологические представления о живой и неживой природе в зимний период, выделять характерные признаки;
  • развивать эстетические чувства, умение замечать красоту окружающей природы.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к  природе;
  •  воспитывать экологическую культуру детей, безопасное поведение.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»

 Знакомство с разными объектами живой и неживой природы в зимний период.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Дать представления о животном и растительном мире в зимний период.

ОО «Речевое развитие»

Развитие умения слушать, побуждая к ответам на вопросы, обогащение активного словаря.

ОО «Физическое развитие»

Отработка движений посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развитие активности.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Организация мероприятий по экологии.

Предварительная работа:

  • подбор литературы по теме;
  • подбор дидактических игр, бесед по экологии;
  • создание и оформление тропы и ее карты-схемы;
  • подбор иллюстративного материала по теме;
  • наблюдение в природе на прогулке

Формы и методы реализации проекта:

  • метод обследования, наглядности;
  •  словесный (объяснение, беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
  • мотивационный (убеждение, поощрение)
  • экологические беседы; 
  • наблюдения в природе; 
  • уроки доброты; 
  • целевые прогулки; 
  • решение экологических ситуативных задач;
  • чтение художественной литературы;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • труд в природе;

Проект построен на основе методических принципов:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • доступность материала;
  • постепенность его усложнения.

Ресурсное обеспечение проекта: ресурсы интернета (картинки, презентации, информация), телевизор, литература, настольные и дидактические игры, станции экологической тропы.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

              Экологическая тропа помогает детям научиться строить модель, отражающую внешние условия жизни:

  • дети узнают особенности природы родного края в зимний период;
  • дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе и бережного отношения;
  •  у детей сформируется стремление к исследованию объектов и явлений природы в зимний период, научатся делать выводы;
  • дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

 Поэтапный план реализации проекта:

Этапы реализации проекта

I этап: Поисково-исследовательский

- обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;

- составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов зимой;

- подготовить литературу по экологическому развитию детей;

- наметить план работы по реализации проекта;

- подбор дидактического материала.

II этап: Практический

- создание на участках станций из имеющихся материалов;

- создание дополнительного материала по темам;

 - создание метеоплощадки в зимний период;

- разработка методических рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми второй младшей группы.

III этап: Заключительный (результативный)

  - самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов;

   - внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению;

  - создание дидактических игр экологического содержания;

  - путешествие с детьми по экологической тропинке, презентация проекта.

 

Календарно-тематическое планирование

Перспективный план работы по маршруту экологической тропы

в зимний период для второй младшей группы.

Сроки

Станции экологической тропы

Тема

Цели и задачи

Формы и методы работы

ноябрь

1.В гостях у белочки

2. На лесной опушке.

Что случилось с белочкой.

Что случилось с зайчиком.

Дать детям знания о том, что животные поздней осенью меняют цвет шерсти. Развивать интерес к изменениям в природе осенью. Воспитывать любовь в происходящим животному миру.

Беседа, художественное слово, сравнительный анализ

декабрь

1.Метеостанция Фиксиков.

2. Волшебное озеро.

3. В гостях у белочки

Флюгер

Что случилось с водой?

Ель

Учить детей анализировать состояние погоды, познакомить с метеоприбором: флюгером, объяснить его назначение. Развивать знания детей о том, что зимой вода замерзает, превращается в лед. Закрепить знания детей новогоднем дереве-ели.

Сюрпризный момент

Введение игрового персонажа

Художественное слово (загадка)

Рассматривание объекта

Проведение опыта

январь

1.Метеостанция Фиксиков

2. Птичий городок

Ветряной рукав

Птичья столовая

Продолжать учить детей анализировать состояние погоды, познакомить детей с измерителем ветра.

Закрепить знания о зимующих птицах, их повадках, упражнять в правильном назывании птиц.

Сюрпризный момент. Введение игрового персонажа. Художественное слово (загадка)

Рассматривание объекта. Проведение опыта. Подкормка птиц. Дидактическая игра «Назови зимующих птиц»

февраль

1.Метеостанция Фиксиков

2.Уютный дворик

Как измерить глубину снега.

Домашние животные зимой

Продолжать учить детей анализировать состояние погоды, учить определять высоту снега в разных местах.

Дать знания, что за домашними животными зимой ухаживают люди

Введение игрового персонажа

Беседа о зиме. Проведение опыта.

Игра «Кто больше слепит снежков». Дид.игра «Найди домашних животных»

март

1.Птичий городок

2.В гостях у клена.

Скворечник

Деревья весной

Познакомить детей с назначением скворечника, воспитывать у детей любовь к птицам.

Дать знания о том, какие изменения происходят с деревьями весной, воспитывать любовь к природе.

Художественное слово. Беседа о птицах. Дидактическая игра: «Кто больше назовет птиц?», «Угадай дерево». Беседа о деревьях

Беседа о весне

Предполагаемые продукты проекта (станции тропы):

  1. Под елочкой (в гостях у белочки)
  2. Волшебный пруд
  3. Уютный дворик
  4. Метеостанция Фиксиков
  5. На лесной опушке
  6. Птичий городок
  7. В гостях у клена

Станции экологической тропы в зимний период

 для второй младшей группы.

В соответствии с формами и методами работы разработаны станции зимней экологической тропы, которые являются мобильными и могут меняться в зависимости от видов деятельности, которые дети выбирают в качестве приоритетных на том или ином участке тропы. Выделены следующие станции зимней экологической тропы:

1.  Под елочкой (в гостях у белочки). Белка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом.  Они имеют округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками, особенно они выражены в зимний период.  Зимний мех высокий, мягкий и пушистый, так летний наоборот – более жесткий, редкий и короткий.  Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое преодолевая расстояние в 3-4 метра по прямой и 10-15 метров по нисходящей кривой. Для такого передвижения она использует свой большой и пушистых хвост в качестве руля. Свои убежища белка устраивает только на деревьях.

2. Волшебный пруд. Наш пруд, конечно, волшебный и нем живут различные обитатели. Данная станция дает детям возможность изучить обитателей водоемов и что происходит с ними в зимний период . Воспитатель вместе с детьми определяет значение воды в жизни человека, животных и растений. Воспитанники второй младшей группы получают знания, где и в каком виде существуют вода в природе. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Проводятся опыты.

3. Уютный дворик.  На данной станции детей ждут домашние животные, которые живут на уютном сельском дворике. Здесь они узнают о правилах ухода за домашними животными в зимний период, закрепляют их детенышей. Узнают, как жили раньше в деревнях и как живут в настоящее время.

4. Метеостанция Фиксиков. На данной станции дети, вместе с Фиксиками, изучают явления природы (осади, направление ветра, температура и др.) Знакомятся со специальным оборудованием (термометр, флюгер – петушок, снегомер, ветряной рукав) предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Экспериментальная деятельность, в которую вовлекаются дети, позволяет обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулировать мыслительную активность, самостоятельность, удовлетворить естественную потребность к познанию окружающего мира.

5. На лесной опушке. На лесной опушке, среди снега,  очень трудно увидеть зайца. На данной станции дети узнают, что зимой у зайцев шерсть белого цвета, чем питаются они и как прячутся от хищников.

6. Птичий городок. Что это что за стук? Здесь дети знакомятся с миром птиц. Изучают их строение, сравнивают между собой.  Проводятся дидактические игры «Назови птицу», «Назови зимующих птиц». На станции большое количество д кормушки. В зимний период дети подкармливают птиц, весной производят ремонт скворечников, совместно с родителями, летом наблюдают за повадками некоторых птиц, осенью устраивают праздник «Синичкин день»

7. В гостях у клена. На этой станции детей встречает красивое дерево – клен. Как интересно наблюдать за ним в течении года. Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м.  Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Также дети узнают, как зимуют деревья. Клен предлагает пройти на спортивную площадку и поиграть в разные подвижные игры и т.д.

Схема экологической тропы для второй младшей группы

 в зимний период детского сада №42.

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                          5

                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                C:\Users\User\Desktop\Новая папка\caption.jpg

                                                                                              6                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                         C:\Users\User\Desktop\Новая папка\klyon.jpg

                                                                                                                                                                                                                     

                                           7                                                                                                                                                                                        

                                        7                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                               

                                     3                                                          C:\Users\User\Desktop\Новая папка\images (2).jpg

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                    3                          4

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\0_68c4f_71a0e276_XL.jpg

                                                        C:\Users\User\Desktop\Новая папка\images (4).jpg            2C:\Users\User\Desktop\Новая папка\DSCN1500.jpg

                                                   1

                

Работа с родителями

∙        Памятка для родителей «Правила поведения в лесу»;

  • Консультация «Взаимодействие детей и животных», «Зимние игры»
  • Участие родителей в подготовке и проведении досуга;
  • Изготовление кормушек, скворечников, построек из снега.

Вывод  

 Экологическая тропа нашего детского сада - это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут, проходящий через разные природные объекты, имеет познавательную, эстетическую, природоохранную, здоровьесберегающую, нравственную ценность.            

              Наполнение экологической тропы осуществляется в соответствии с целями и задачами экологического воспитания. Цели и задачи по ознакомлению   детей с природой планируются в соответствии с возрастом детей. Объекты представлены определённым содержанием. Обустройство экологической тропы рассчитано на организационное продолжение формирования новых объектов исследования.

В результате реализации проекта:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Литература:

1. Аксенова   З.Ф.   Войди   в   природу   другом.   Экологическое   воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)

2. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. -96 с.

 4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке //

 Биология в школе. - 2000. - №6. – с. 12-14.

 5. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Как троллить муравьев )) - WebDiscover.ru Mobile

Экологический проект

 во второй младшей группе

«Экологическая тропа в зимний период»

i?id=348432720-11-72&n=21

                                     

                                               

                Выполнила: Лещук А.Г.

Саранск

2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование зимних прогулок во второй младшей группе для воспитания экологического сознания дошкольников.

Программные задачи; 1. Дать детям элементы экологического познания.2.Закрепить свойства снега. (белый, холодный, тает, можно лепить из него).3.Продолжать знакомство с зимующими птицами, особенностями ...

Проект: «Зимние забавы» во второй младшей группе Белочка

Разработала: воспитатель Пестерева Сардана Ивановнаг. Якутск 2021 г.   Вид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта: краткосрочный Участники п...

Краткосрочный практико-ориентированный проект "Зимние забавы" для второй младшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов

Проект «Зимушка-зима» во второй младшей группеВид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: дети 2-младшей группы, воспитатели, родители в...

Практико ориентированный проект «Зимние забавы» Во второй младшей группе

                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД  № 844...

Консультация для родителей "Здоровье детей в зимний период" во второй младшей группе.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка....

Проект по экологическому воспитанию на тему "Посадка гороха" во второй младшей группе

Название проекта: «Посадка гороха»   Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной опытнической деятельности по выращиванию гороховых семянЗадачи...

Консультация на тему: «Организация прогулок в зимний период во второй младшей группе».

laquo;Организация прогулок в зимний период во второй младшей группе».Игровая площадка зимой — это прекрасное место для оздоровительных прогулок на свежем воздухе.Регулярное пребывание на ...