проект по экологическому воспитанию "экологическая тропа в зимний период во второй младшей группе"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
в проекте разработан план на холодный период во второй младшей группе и схема прохождения экологической тропы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект во второй младшей группе экологическая тропа в зимний период | 225.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому воспитанию
во второй младшей группе.
Тема проекта: «Экологическая тропа в зимний период во второй младшей группе»
Автор проекта: воспитатель МАДОУ «Детский сад 42» Лещук А.Г.
Участники проекта: воспитанники группы №4, воспитатели, родители
База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад №42»
Сроки реализации проекта: с 18.11.2019 г. – по 28.03. 2020 г.
Вид проекта: познавательно – информационный, оздоровительный.
Длительность проекта: среднесрочный
Тип проекта: комплексный
Актуальность
Большинство современных детей редко общаются с природой, поэтому на территории нашего детского сада создана экологическая тропа. Организация экологической тропы в детском саду тесно связана с вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Экологическая тропа – это путь, на котором ребенок может делать «открытия». Вся совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых осуществляется во время экскурсий, прогулок, игр и т.д.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе в зимний период.
Гипотеза проекта
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей в зимний период, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе, поможет понять взаимосвязи всего живого. Экологическая тропа расположена по периметру детского сада позволит более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий на экологической тропе детского сада для экологического воспитания детей в зимний период.
Задачи проекта:
Образовательные:
- подобрать необходимый материал для обустройства станций на экологической тропе зимой;
- обеспечить возможность общения с природой в условиях, приближенных к естественным;
- способствовать развитию познавательной активности детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы в зимний период;
- активизировать родителей с целью оказания помощи по благоустройству экологической тропы на территории детского сада;
- познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
Развивающие:
- развивать у детей экологические представления о живой и неживой природе в зимний период, выделять характерные признаки;
- развивать эстетические чувства, умение замечать красоту окружающей природы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к природе;
- воспитывать экологическую культуру детей, безопасное поведение.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»
Знакомство с разными объектами живой и неживой природы в зимний период.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Дать представления о животном и растительном мире в зимний период.
ОО «Речевое развитие»
Развитие умения слушать, побуждая к ответам на вопросы, обогащение активного словаря.
ОО «Физическое развитие»
Отработка движений посредством разнообразных форм двигательной деятельности, развитие активности.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Организация мероприятий по экологии.
Предварительная работа:
- подбор литературы по теме;
- подбор дидактических игр, бесед по экологии;
- создание и оформление тропы и ее карты-схемы;
- подбор иллюстративного материала по теме;
- наблюдение в природе на прогулке
Формы и методы реализации проекта:
- метод обследования, наглядности;
- словесный (объяснение, беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
- мотивационный (убеждение, поощрение)
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- целевые прогулки;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- труд в природе;
Проект построен на основе методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность материала;
- постепенность его усложнения.
Ресурсное обеспечение проекта: ресурсы интернета (картинки, презентации, информация), телевизор, литература, настольные и дидактические игры, станции экологической тропы.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Экологическая тропа помогает детям научиться строить модель, отражающую внешние условия жизни:
- дети узнают особенности природы родного края в зимний период;
- дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе и бережного отношения;
- у детей сформируется стремление к исследованию объектов и явлений природы в зимний период, научатся делать выводы;
- дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Поэтапный план реализации проекта:
Этапы реализации проекта
I этап: Поисково-исследовательский
- обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;
- составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов зимой;
- подготовить литературу по экологическому развитию детей;
- наметить план работы по реализации проекта;
- подбор дидактического материала.
II этап: Практический
- создание на участках станций из имеющихся материалов;
- создание дополнительного материала по темам;
- создание метеоплощадки в зимний период;
- разработка методических рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми второй младшей группы.
III этап: Заключительный (результативный)
- самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов;
- внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению;
- создание дидактических игр экологического содержания;
- путешествие с детьми по экологической тропинке, презентация проекта.
Календарно-тематическое планирование
Перспективный план работы по маршруту экологической тропы
в зимний период для второй младшей группы.
Сроки | Станции экологической тропы | Тема | Цели и задачи | Формы и методы работы |
ноябрь | 1.В гостях у белочки 2. На лесной опушке. | Что случилось с белочкой. Что случилось с зайчиком. | Дать детям знания о том, что животные поздней осенью меняют цвет шерсти. Развивать интерес к изменениям в природе осенью. Воспитывать любовь в происходящим животному миру. | Беседа, художественное слово, сравнительный анализ |
декабрь | 1.Метеостанция Фиксиков. 2. Волшебное озеро. 3. В гостях у белочки | Флюгер Что случилось с водой? Ель | Учить детей анализировать состояние погоды, познакомить с метеоприбором: флюгером, объяснить его назначение. Развивать знания детей о том, что зимой вода замерзает, превращается в лед. Закрепить знания детей новогоднем дереве-ели. | Сюрпризный момент Введение игрового персонажа Художественное слово (загадка) Рассматривание объекта Проведение опыта |
январь | 1.Метеостанция Фиксиков 2. Птичий городок | Ветряной рукав Птичья столовая | Продолжать учить детей анализировать состояние погоды, познакомить детей с измерителем ветра. Закрепить знания о зимующих птицах, их повадках, упражнять в правильном назывании птиц. | Сюрпризный момент. Введение игрового персонажа. Художественное слово (загадка) Рассматривание объекта. Проведение опыта. Подкормка птиц. Дидактическая игра «Назови зимующих птиц» |
февраль | 1.Метеостанция Фиксиков 2.Уютный дворик | Как измерить глубину снега. Домашние животные зимой | Продолжать учить детей анализировать состояние погоды, учить определять высоту снега в разных местах. Дать знания, что за домашними животными зимой ухаживают люди | Введение игрового персонажа Беседа о зиме. Проведение опыта. Игра «Кто больше слепит снежков». Дид.игра «Найди домашних животных» |
март | 1.Птичий городок 2.В гостях у клена. | Скворечник Деревья весной | Познакомить детей с назначением скворечника, воспитывать у детей любовь к птицам. Дать знания о том, какие изменения происходят с деревьями весной, воспитывать любовь к природе. | Художественное слово. Беседа о птицах. Дидактическая игра: «Кто больше назовет птиц?», «Угадай дерево». Беседа о деревьях Беседа о весне |
Предполагаемые продукты проекта (станции тропы):
- Под елочкой (в гостях у белочки)
- Волшебный пруд
- Уютный дворик
- Метеостанция Фиксиков
- На лесной опушке
- Птичий городок
- В гостях у клена
Станции экологической тропы в зимний период
для второй младшей группы.
В соответствии с формами и методами работы разработаны станции зимней экологической тропы, которые являются мобильными и могут меняться в зависимости от видов деятельности, которые дети выбирают в качестве приоритетных на том или ином участке тропы. Выделены следующие станции зимней экологической тропы:
1. Под елочкой (в гостях у белочки). Белка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Они имеют округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками, особенно они выражены в зимний период. Зимний мех высокий, мягкий и пушистый, так летний наоборот – более жесткий, редкий и короткий. Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое преодолевая расстояние в 3-4 метра по прямой и 10-15 метров по нисходящей кривой. Для такого передвижения она использует свой большой и пушистых хвост в качестве руля. Свои убежища белка устраивает только на деревьях.
2. Волшебный пруд. Наш пруд, конечно, волшебный и нем живут различные обитатели. Данная станция дает детям возможность изучить обитателей водоемов и что происходит с ними в зимний период . Воспитатель вместе с детьми определяет значение воды в жизни человека, животных и растений. Воспитанники второй младшей группы получают знания, где и в каком виде существуют вода в природе. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Проводятся опыты.
3. Уютный дворик. На данной станции детей ждут домашние животные, которые живут на уютном сельском дворике. Здесь они узнают о правилах ухода за домашними животными в зимний период, закрепляют их детенышей. Узнают, как жили раньше в деревнях и как живут в настоящее время.
4. Метеостанция Фиксиков. На данной станции дети, вместе с Фиксиками, изучают явления природы (осади, направление ветра, температура и др.) Знакомятся со специальным оборудованием (термометр, флюгер – петушок, снегомер, ветряной рукав) предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Экспериментальная деятельность, в которую вовлекаются дети, позволяет обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулировать мыслительную активность, самостоятельность, удовлетворить естественную потребность к познанию окружающего мира.
5. На лесной опушке. На лесной опушке, среди снега, очень трудно увидеть зайца. На данной станции дети узнают, что зимой у зайцев шерсть белого цвета, чем питаются они и как прячутся от хищников.
6. Птичий городок. Что это что за стук? Здесь дети знакомятся с миром птиц. Изучают их строение, сравнивают между собой. Проводятся дидактические игры «Назови птицу», «Назови зимующих птиц». На станции большое количество д кормушки. В зимний период дети подкармливают птиц, весной производят ремонт скворечников, совместно с родителями, летом наблюдают за повадками некоторых птиц, осенью устраивают праздник «Синичкин день»
7. В гостях у клена. На этой станции детей встречает красивое дерево – клен. Как интересно наблюдать за ним в течении года. Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Также дети узнают, как зимуют деревья. Клен предлагает пройти на спортивную площадку и поиграть в разные подвижные игры и т.д.
Схема экологической тропы для второй младшей группы
в зимний период детского сада №42.
5
6
7
7
3
3 4
2
1
Работа с родителями
∙ Памятка для родителей «Правила поведения в лесу»;
- Консультация «Взаимодействие детей и животных», «Зимние игры»
- Участие родителей в подготовке и проведении досуга;
- Изготовление кормушек, скворечников, построек из снега.
Вывод
Экологическая тропа нашего детского сада - это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут, проходящий через разные природные объекты, имеет познавательную, эстетическую, природоохранную, здоровьесберегающую, нравственную ценность.
Наполнение экологической тропы осуществляется в соответствии с целями и задачами экологического воспитания. Цели и задачи по ознакомлению детей с природой планируются в соответствии с возрастом детей. Объекты представлены определённым содержанием. Обустройство экологической тропы рассчитано на организационное продолжение формирования новых объектов исследования.
В результате реализации проекта:
• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Литература:
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
2. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. -96 с.
4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке //
Биология в школе. - 2000. - №6. – с. 12-14.
5. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»
Экологический проект
во второй младшей группе
«Экологическая тропа в зимний период»
Выполнила: Лещук А.Г.
Саранск
2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование зимних прогулок во второй младшей группе для воспитания экологического сознания дошкольников.
Программные задачи; 1. Дать детям элементы экологического познания.2.Закрепить свойства снега. (белый, холодный, тает, можно лепить из него).3.Продолжать знакомство с зимующими птицами, особенностями ...
Проект: «Зимние забавы» во второй младшей группе Белочка
Разработала: воспитатель Пестерева Сардана Ивановнаг. Якутск 2021 г. Вид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта: краткосрочный Участники п...
Краткосрочный практико-ориентированный проект "Зимние забавы" для второй младшей группы с использованием электронных образовательных ресурсов
Проект «Зимушка-зима» во второй младшей группеВид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: дети 2-младшей группы, воспитатели, родители в...
Практико ориентированный проект «Зимние забавы» Во второй младшей группе
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД № 844...
Консультация для родителей "Здоровье детей в зимний период" во второй младшей группе.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка....
Проект по экологическому воспитанию на тему "Посадка гороха" во второй младшей группе
Название проекта: «Посадка гороха» Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной опытнической деятельности по выращиванию гороховых семянЗадачи...
Консультация на тему: «Организация прогулок в зимний период во второй младшей группе».
laquo;Организация прогулок в зимний период во второй младшей группе».Игровая площадка зимой — это прекрасное место для оздоровительных прогулок на свежем воздухе.Регулярное пребывание на ...