Нод "Путешествие в Бумажную страну"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Щетинина Татьяна Вячеславовна

Нод "Путешествие в Бумажную страну"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Тема: "Путешествие в Бумажную страну"

Цель: Развитие творческой и познавательной активности детей при ознакомлении детей с бумагой.

Образовательные задачи 

Познакомить детей с понятием «бережливость», уточнять и расширять представления детей о бумаге, об изготовлением новой бумаги из старой . 

Учить расставлять события в правильной последовательности, продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, схемы.

Учить детей  самостоятельно выдвигать  возможные способы решения проблемы. Формировать умение видеть знакомый предмет под новым углом зрения, искать ему новое применение.  

Создать условия для инициативы и любознательности у детей с целью закрепления полученных знаний. Расширять представления детей о труде взрослых.

Развивающие задачи:                                                                                                                          

Развивать познавательные способности детей в процессе  практической  деятельности.

Развивать умение оптимально организовывать рабочие место.

Развивать у детей умения выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, развивать поисковую активность, мышление, внимание, речь.

Развивать творчество и фантазию при изготовление дизайнерской бумаги.

Воспитательные задачи:

Воспитывать активную жизненную позицию у ребёнка, желание участвовать в акциях, вовлечение детей в практику сбора и  сдачи макулатуры.                                                                                                                                                                                                      Воспитывать желание у детей к необходимости вторичного использования природных ресурсов.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающему.

Оборудование: Ноутбук, видеоролик «Как делают бумагу?», слайды фотографий, мольберт, алгоритм изготовления бумаги, бумажная масса для изготовления дизайнерской бумаги, фартуки по количеству детей, поролоновые губка, материал для творчества, пособие «Чудо –дерево»,

Предварительная работа: Знакомство с историей возникновения бумаги, рассматривание альбома «Разные виды бумаги», проведение бесед  на темы “Как бумага в наш дом приходит», «Что можно сделать из бумаги”, проведение опытов: «Свойства бумаги», «Свойства крахмала».

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

1.Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

улыбнитесь, подружитесь.

Поздоровайтесь с гостями.

 - Я очень рада  видеть вас и   ваши добрые лица! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!  

-Дети, кто из вас знает, что означает слово бережливость? (бережливость - это важное качество человека, необходимое ему в жизни) 

-Что мы должны беречь? (Вещи, игрушки, книги, продукты, природу)

- Как вы считаете, для чего нам нужно беречь вещи? (Чтобы предметы и вещи служили другим детям, когда мы уйдем в школу, на сэкономленные деньги родители могут нам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники)                                                                                                          

-Ребята, послушайте загадку.

- Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

(Бумага)

-Правильно, дети это бумага.

Мотивация деятельности.

2.Игровая ситуация «Бумажная страна»

-Не отправиться ли нам в путешествие? А что же нам посетить сегодня…

 -Я вам предлагаю сегодня отправиться в волшебную страну, а в какую вы мне сами позже скажете.

Сначала нам нужно сказать волшебные слова.

На месте дважды покружись!

В волшебной стране очутись! (звук волшебной музыки)

-Мы с вами оказались  в волшебной стране!

-Как вы думаете в какой?

- Из чего сделаны предметы в этой стране?

-Значит страна какая? (Правильно, это бумажная страна)                                                   -Ребята, а вы обратили внимание, что в бумажной стране оказались все наши поделки!

- Почему? (потому что они сделаны из бумаги)

- Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно?( Читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки)

-Что из бумаги делают? (книги, тетради, бланки, газеты, обои, поделки)

-Правильно ребята в жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой.

- Ребята, а вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге?

Практический этап

3.Эвристическая беседа «Что я знаю о бумаге?»

-А как вы думаете, из чего делают бумагу? (из древесины)

- Как известно, бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает.

-На чем писали люди, когда бумаги еще не было? (на скалах высекали - изображения, на глиняных и восковых дощечках, на папирусе, бересте).

-В какой стране впервые изобрели бумагу? (Китай)

-Правильно первую бумагу делали в Китае, сохраняя при этом все этапы изготовления в секрете, но со временем китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу. В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди.

-Кто из вас знает, как и где изготавливают бумагу? (На бумажной фабрике, комбинате)

4.Видеоролик  «Как делают бумагу»

-Я предлагаю узнать, как делают бумагу.  Давайте подойдём к экрану и посмотрим.

-Ребята, вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс.

-Какой вывод для себя мы сделаем? (Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев.)

-Да правильно, нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.

-Ребята, а нам пора отправляться дальше

 -Скажите, откуда люди узнают много разных новостей? (газета)

-Что такое газета? (бумага, на которой печатают все новости, люди, читают ее и про все узнают много интересного)                                                                                                       - Правильно! Каждая газета имеет свое название. В ней печатаются новости, которые произошли в стране, в городах, в других странах.                                                                      - У нас есть районная газета. Кто знает ее  название? («Заря»)

-Прежде чем попасть к читателям, газета проходит долгий путь. В её создании участвуют люди многих профессий.

-Давайте назовем эти профессии ( журналист, специальный  корреспондент, фоторепортер, художник)

5.Игровое упражнение «Плохо — хорошо»

-Скажите, что хорошего, в том,  что у нас есть газеты?

Хорошо: узнать много новостей, можно прочитать, узнать много нового, интересного, можно рассматривать картинки, выучить стихотворение, находить знакомые буквы, когда мы научимся  читать, то сможем прочитать все газеты и узнать, что в них написано. Учитесь скорей читать!

- Если мы в лесу найдем, много ягод  как нам в этом может, помочь газета?    

( Свернуть из газет кулёчки и собирать ягоды)

- Как хочется посидеть у ручья, но кругом песок. Что же делать? (Можно газеты превратились в  коврики)

-А чем ещё может быть газета? В холод газета согревает, а в жару? (Если будет жарко, можно обмахиваться веером).

 -Ещё можно шляпку сделать, чтобы голову солнцем не пекло.

-Когда делают ремонт, то тоже делают шляпки, чтобы не запачкать голову

-Если дождь пойдет, то газету можно просто держать над головой, как зонтик!

-Ребят скажите, а что плохого от газеты?

Плохо: мы не умеем читать, и не можем прочитать, что написано в газетах, буквы бывают мелкие, газета бумажная – её можно порвать, испачкать, намочить,  если газеты старые — они желтые, помятые, плохо видно, что написано. 

-Скажите газеты можно  выбрасывать?

 -Да, правильно газеты выбрасывать нельзя.

-Что нужно делать с газетами? (Их необходимо собирать в мусорные контейнеры с надписью «Для бумаги» или сдавать в специальный приёмный пункт. Оттуда их потом увезут на бумажную фабрику для переработки, и из старых газет получится новая бумага)

-Как называется старая использованная бумага? (макулатура)

6.Показ фото слайдов акция «Сдай макулатуру - спаси дерево»

-И недавно мы с вами принимали участие в акции "Сдай макулатуру - спаси дерево"

-Вы вместе со своими  родителями приняли в этом активное участие.

-Я предлагаю вам вспомнить, как это было.

-Для чего мы собирали  макулатуру? (да, верно из старой бумаги делают, новую и тогда мы спасем, дерево с этой целью мы  приняли участие в акции «Живи лес»)

- Дети, вы знаете, еще какой-либо способ изготовления бумаги, чтобы не навредить дереву? 

- Правильно, бумагу можно ещё изготовить из старой бумаги.

7.Алгоритм «Изготовление бумаги».

-Мы все вместе уже  делали  бумагу из макулатуры. Я предлагаю вам вспомним, все этапы изготовления бумаги и рассказать весь процесс изготовления бумаги из макулатуры.  Внимательно рассмотрите картинки.

-Кто из вас назовет первый этап работы?

(Дети на мольберте выкладывают алгоритм изготовления бумаги из макулатуры)

1этап. Мы взяли бумагу и порвали  на мелкие кусочки макулатуру и наполнили ими миску до середины.

2 этап. Затем залили бумагу горячей водой.

3 этап. Размяли всё это блендером. Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги.
4 этап. У нас получилась бумажная масса
(показ слайд алгоритм изготовления бумаги)

- А как вы думаете, будет ли похож процесс изготовления бумаги из древесины с процессом изготовления бумаги из макулатуры?

-Скажите, какие полезные вещи мы можем сделать из остатков использованной бумаги? (открытки, шкатулки, картины)

-Я предлагаю сделать открытку, вы согласны?

-Из чего мы сделаем открытку? (из готовой бумажной массы, которую мы умеем делать)

-При  изготовлении открытки,  какой дополнительный материал можно использовать? ( веточки от кустарников, семена  фасоли, семечек, остатки от пластмассы, косточки от ягод, ракушки, гуашь)

-Дети, а кому мы сможем подарить нашу открытку? (маме, бабушке, сестре, скоро День Матери)

-Наше путешествие в страну Волшебной бумаги продолжается

4.Работа в мастерской «Бумажные секреты»

-Дети, мы с вами говорили, что для создания бумаги трудятся много людей с разными профессиями.

-Вы хотите стать дизайнерами?

-Вы знаете, кого называют дизайнером? (Дизайнер – это человек, который разрабатывает необычные вещи, используя свою фантазию, творческие способности)

- Сегодня мы будем делать с вами дизайнерскую бумагу из макулатуры.  

-  Дети, на некоторое время наша группа превратиться в дизайнерскую мастерскую.

- Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной. 

- В мастерской нужно четко выполнять мои инструкции, не кричать, не трогать предметы без моего разрешения, не пробовать на вкус, соблюдать осторожность, работать на своем месте, не мешать друг другу.

(показ слайда правила в мастерской)

-Ребята,  вы любите порядок?

- Следует соблюдать порядок на рабочем месте, то есть, все материалы и инструменты класть на определенные места, так, чтобы рабочее место было свободным от посторонних предметов. Ребята, обратите внимание на схему, которая вам поможет правильно организовать свое рабочее место.                                               - Для работы нам понадобятся фартуки. Я предлагаю надеть их.                                                    - А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы? (бумажная масса, лоток, ложка, губка, акварельные краски)                                                                                                                                                         – У нас есть готовая бумажная  масса, мы выкладываем ее на лоток и распределяем   тонким и равномерным слоем. Затем необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого у нас есть губка её мы  промакиваем  бумажную массу и сглаживаем все неровности.

- Чтобы открытка из бумаги  получилась красивой, яркой, как у настоящих дизайнеров, в этом нам поможет волшебный  материал,  его вы выберете по своему усмотрению.

- А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги из макулатуры.   (Музыкальное сопровождение )                                                                                                         

-И вот наша открытка готова. Что дальше нужно сделать с открыткой ? (её надо просушить)

-Как вы думаете, как  мы можем просушить бумагу? (убрать в тёплое место и подождать до полного высыхания)

-Теперь, когда мы с вами закончили работу, посмотрите на свое рабочие место, все у вас на своих местах.

-Расскажите о своей работе, из чего состоит ваша бумажная заготовка, кому ее можно подарить?

-У нас получилась необычная дизайнерская  бумага, у каждого свой оригинальный бумажный листочек. И самое главное, что свою заготовку вы сделали своими руками.                                                                                                                             - Дети наше время вышло, наше путешествие заканчивается. Нам пора прощаться с Бумажной страной и возвращаться в детский сад.

- Давайте для этого  скажем волшебные слова.                                                                                                          На месте дважды покружитесь! (звук волшебной музыки)

В детский сад вернитесь!

5.Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия

-Вот мы и в детском саду. Посмотрите, что есть у меня.

-Что это? Да это дерево, мы сегодня много говорили о бумаге, из чего ее изготавливают. И запомнили что дерево связано волшебной ниточкой  с бумагой. Я вам предлагаю  украсить наше дерево красивыми осенними листьями. Мы будем брать красивые листочки  и рассказывать, о том что вы узнали  сегодня нового, что было для вас интересно.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее производстве, узнали о том, что бумагу можно использовать несколько раз и  что из вторичного сырья действительно можно получить бумагу. Вы  молодцы, потому что смогли сберечь несколько деревьев!

-Чтобы наши гости не забыл о нашей встречи, давайте подарим  небольшие сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие в бумажную страну

занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами бумаги...

конспект интегрированной НОД в старшей группе "Бумажная страна"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников. Интергация образовательных областей "«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»....

Конспект игры-занятия "Путешествие по бумажной стране".

развитие воссоздающего и творческого воображения....

Конспект коррекционно - развивающего заняти в подготовительной группе "Путешествие в Бумажную страну"

Конспект занятия "Путешествие в Бумажную страну" для детей подготовительной группы.Цель занятия- подготовка детей к школе...

Конспект занятия и презентация "Бумажная страна"

Конспект занятия создан для детей подготовительной группы. Благодаря презентации дети не только услышат, но и увидят, как изготавливают бумагу....

Путешествие в бумажную страну

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой во второй младшей группе "Путешествие в бумажную страну"...

Тема: «Путешествие в бумажную страну»

1) Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.  Познакомить детей с историей бумаги , сформировать знания о производстве бума...