Познавательно - исследовательский проект "Лук - ребятам друг"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Гербер Любовь Алексеевна

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования осознанного отношения к объектам природы, с которыми дети непосредственно контактируют и о которых им рассказывают взрослые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_mladshey_gruppe.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошекольное образовательное учреждение  детский сад №7 «Радуга

Кулундинского района Алтайского края

Познавательно – исследовательский проект

Подготовила:

воспитатель Гербер Л.А. 

с.Кулунда

2019 г.

Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования осознанного отношения к объектам природы, с которыми дети непосредственно контактируют и о которых им рассказывают взрослые.

Вид проекта. Познавательный. Исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта. Дети группы младшего возраста (3 года), воспитатель, родители.

Продолжительность проекта. Среднесрочный (один месяц).

Актуальность проекта: Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей о луке.

Цель. Формирование основ экологической культуры. Активизация мыслительно-поисковой деятельности. Развитие познавательных и творческих способностей. Вызвать интерес к посадке и выращиванию лука.

Задачи. Рассказать о значении лука для здоровья. Учить ухаживать за растениями в комнатных условиях. Формировать представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащать словарный запас. Побуждать проявлять инициативу и любознательность. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда.

Проектная идея. Создать в групповой комнате «огород» на подоконнике.

Объект исследования. Репчатый лук.

Оборудование и материал. Контейнеры. Земля. Лейки. Луковицы.

Этапы проекта

 Подготовительный этап.

  • Подбор материала по теме (сказок, стихов, загадок, пословиц и поговорок, сюжетных картин, иллюстраций, дидактических и настольных игр).

Исследовательский (практический) этап.

  • Рассматривание луковиц.
  • Посадка репчатого лука.
  • Наблюдение за ростом лука.
  • Занятия: «Посадим лук», рисование «Наш зелёный лук», лепка «Растёт лучок зелёный», аппликация «Собираем урожай».
  • Беседы: «Что нужно растениям для роста», «Витамины для детей», «Овощи», «Лук от семи недуг».
  • Чтение стихов, потешек, отгадывание загадок, «Сказки о луке» (С. Лосева).
  • Драмматизация русской народной сказки «Репка».
  • Разучивание стихов, загадок, потешек, чистоговорок о луке.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Готовим обед».
  • Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Покажи и назови» (овощи), «Найди пару», разрезные картинки «Овощи, фрукты», «Вершки и корешки».
  • Настольные игры: лото «Овощи», «Собери картинку» (пазлы), «Варим суп, компот»,
  • Пальчиковые игры: «Овощи», «У девочки Алиночки овощи в корзиночке».
  • Развивающие игры: «Сад. Огород», «Помоги бабушке посадить лук», «Мамины помощники».
  • Игра-инсценировка по сказке «Репка».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить в комнатных условиях.
  • Прослушивание детских песен об овощах: «Весёлый огород» (муз. С. Соснина, сл. М. Садовского), «Урожай» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
  • Хороводные игры: «Каравай» (русская народная песня), «Кабачок (муз. и сл. З. Роот).
  • Утренняя гимнастика «В огороде по утру».
  • Физкультминутки: «В огороде», «Солнце».
  • Дыхательная гимнастика: «Вырасти большой».
  • Ходьба по ребристой дорожке «В гости к луку».
  • Подвижные игры: «Кто быстрее соберёт овощи», «Солнышко и дождик».

Работа с родителями.

  • Консультация «Полезный овощ – лук».
  • Предложить родителям принести для проведения проекта – контейнеры, луковицы для посадки.

Заключительный этап.

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
  • Угощаемся луком с нашего чудо – огорода.
  • Оформление выставки детских работ (рисунков и поделок).
  • Оформление фотоальбома.
  • Презентация на тему «Как мы лук сажали»

Результат проекта.

Теперь дети знают, что луку, как и любому растению, нужны: свет, тепло, воздух, вода; лук помогает людям не болеть; в луке много витаминов. Дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки; у детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, развился познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, укрепилось сотрудничество родителей и детей.

Приложение 1

Конспекты занятий

НОД  Познавательное развитие «Посадили мы лучок».

Цели: вызвать у детей интерес к выращиванию лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, привлекать детей к трудовым действиям.

Активировать в речи слова: лук, земля, сажать, поливать.

Задачи: познакомить детей со способом посадки лука в землю, дать представление о процессе подготовки луковиц и почвы к посадке. Учить бережно относиться к природе.

Материалы: игрушка Мишка, ящик для рассады, земля, лейки с водой, луковицы; «Волшебный сундучок», муляжи овощей, дощечка, лента синего цвета.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель говорит детям, что к ним сегодня придут гости и предлагает отгадать загадку:

Кто позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге? (медведь)

Слышится стук в дверь – входит Мишка, здоровается с детьми и предлагает поиграть в игру «Волшебный сундучок» (достаёт из сундучка овощи, дети называют их, последним показывает лук, рассказывает о пользе лука и предлагает им посадить такой же). Все вместе идут к «огороду» …Но, чтобы туда попасть, нужно перейти через ручеёк, по мостику.

П / и «Пройди через ручеёк».

Мишка с детьми друг за другом переходят через ручеёк, где находится «огород».

Мишка: «Сегодня я покажу вам ребята, как надо сажать лук. А вы будете мне помогать, (показывает с объяснением) нахожу у луковички донце с корешками. Сажаю её в землю корешками, надавливаю на луковичку, чтобы она крепко села в землю. Поливаю землю вокруг луковицы. Затем мы поставим наш ящик с луком на подоконник, где много солнышка и света. А ещё, что нужно, чтобы наш лучок вырос? Правильно! Поливать!»

Мишка: «Спасибо вам ребята за помощь! Вот подрастёт лучок – угощайтесь на здоровье!» (прощается с детьми и говорит, что ещё придёт к ребятам).

В последующие дни дети наблюдают за ростом лука, поливают, делают выводы

НОД по  Художественно – эстетическому развитию

Рисование «Мы рисуем пёрышки».

Цели:

  • учить рисовать карандашом прямые вертикальные линии.
  • закрепить умение держать карандаш тремя пальцами.
  • закрепить знание желтого и зеленого цвета.
  • дать элементарные представления о пользе лука для здоровья.
  • вызвать у детей интерес к результатам своего труда по выращиванию лука, желание нарисовать зеленые перышки карандашами.

Материалы: игрушка лисичка, заготовки нарисованных луковиц, карандаши зеленого цвета,

Ход образовательной ситуации:

В гости к детям приходит лисичка и говорит, что увидела на окошке у нас

лучок. Предлагает рассказать ребятам сказку про лук: «Жила была

луковичка, она любила путешествовать. Вот однажды мишка принёс её в

детский сад к ребятам, и они посадили её в землю. Через некоторое время

сверху появились зелёные пёрышки. Они очень полезные, в них много

витамин. У меня тоже есть нарисованная луковичка, хотите, чтобы у неё

тоже выросли зелёные пёрышки? Тогда давайте сами их нарисуем…»

Воспитатель предлагает всем сесть за столы. Объясняет, как нужно

расположить листы, напоминает какого цвета луковица (желтого), что

перышки нужно рисовать карандашом зеленого цвета (показывает образец).

В процессе рисования напоминает детям, как нужно правильно держать

карандаш, помогает. Лисичка хвалит детей, говорит, что хорошо постарались и предлагает поиграть:

Пальчиковая гимнастика «Огород».

Поднялся наш огород                                                           (поднимают руки вверх)

Всё на солнышке растёт                                                       (вращают кистями рук)

Свекла, лук, морковь, горох                                                (загибают пальцы на правой руке)

Уродился он не плох                                                            (играют кистями рук)

Вот картошка, вот капуста                                                  (загибают пальцы на левой руке)

Помидоры, огурцы! Угощайтесь молодцы

НОД  по  Художественно – эстетическому развитию

Лепка «Зелёненький лучок».

Цели:

 - закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями.

- закрепить знание желтого и зелёного цвета.

  • учить детей замечать изменения в росте растений (лука); сравнивать обращаясь к впечатлениям недавнего прошлого.
  • активизировать в речи слова: пророс, поливать, зеленый лук рыхлить.
  • привлекать детей к простым трудовым действиям (рыхление почвы полив).

Развивающая среда: игрушка медведь, игрушечная ёлочка, лейка с водой,

корзинка с луком, царапки для рыхления почвы, тарелка с печеньем, пластилин,

дощечки для лепки, влажные салфетки.

Ход образовательной ситуации:

В гости к детям приходит мишка. «Здравствуйте ребята! Какие вы молодцы, что поливаете лучок, посмотрите, как он подрос! А когда мы его садили, он был совсем маленький!» Мишка предлагает взрыхлить почву и полить лук, помогает детям. Затем говорит: «Как мы хорошо потрудились, а теперь давайте поиграем».

П /и «Баба села на горох».

Цель: Развивать двигательную активность, поднять настроение.

Затем мишка говорит, что очень любит лепить из пластилина. Вос-ль предлагаем детям вместе с мишкой слепить лучок. Дети садятся за столы, вос-ль показывает заготовку луковицы без перьев и напоминает: «Ребята, какой формы у нас лук лук? (круглой) А какого цвета? (желтого) Правильно! Сейчас мы слепим для лука перышки зелёного цвета, вот такие (показывает детям сначала образец, затем помогает в процессе работы, лепят колбаски) и прикрепим их к луковичке.» По окончании работы, дети дарят свой лучок мишке. Мишка благодарит ребят и угощает их печеньем.

Беседа «О луке — детям»

Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.

Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.

Был такой старинный обычай.

Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.

Индивидуальные беседы с детьми о пользе лука

Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным за болеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Приложение 2

Загадки, пословицы, стихи.

Физкультминутка «В огород пойдем…»

В огород пойдем,                                                             дети идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберем,

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем собирать.

Мы морковки натаскаем «таскают»

И картошки накопаем «копают»

Срежем мы кочан капусты «срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный                                  показывают круг руками (три раза)

Щавеля нарвем немножко «рвут»

И вернемся по дорожке.                                                  Идут по кругу, взявшись за руки.

По окончанию воспитатель выставляет на стенде рисунки детей. «Какой красивый лучок получился у нас для Колобка!!!

Пословицы о луке

  • Лук да баня все правят.
  • Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
  • Лук семь недугов лечит.
  • Оба луки, оба туги.
  • Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
  • Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
  • Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.
  • Тугой лук, — то сердечный друг.
  • Будто с лука спрянул.
  • Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.
  • Облупил, как луковку.
  • Миряне — родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая.
  • Кому до чего, а стрелку до лука.
  • Людской Семен, как лук зелен; а наш Семен в грязи завален.
  • Вот тебе луковка попова, облуплена, готова: знай почитай, а умру, поминай (говорит отец, наделяя сына).
  • Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.
  • Из лука — не мы, из пищали — не мы, а попить, поплясать — против нас не сыскать.

Загадки про лук

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а.... (Лук)

Пришёл барин с грядки

Весь в заплатках

Кто не взглянет,

Всяк заплачет. (Лук)

Скинули с Егорушки

Золотые пёрышки

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка. (Лук)

И зелен, и густ -

На грядке вырос куст.

Начали щипать.

Стали плакать и рыдать. (Зелёный лук)

Сидит старый дед,

В золотую шубу одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Никого он не огорчает,

Но плакать всех заставляет. (Лук)

Пришёл с грядки,

Весь в заплатках,

Взглянешь на него,

Заплачешь всё равно. (Лук)

Пришла Аня в жёлтом сарафане:

Стали Аню раздевать,

Сразу плакать и рыдать. (Луковица)

На каждом есть он огороде,

Ведь он любимец у народа!

Избавит нас от всех недуг,

Чуть -чуть поплачешь. Это.. (Лук)

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто с него кафтан снимает,

Слёзы часто проливает. (Лук)

На нашей грядке сидит Игнатка,

Кафтан Игнатки весь в заплатках.

Если ты Игнатку тронешь,

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Под землёй сидит не велик

В золотой шубке старик. (Лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а.. (Лук)

Хоть он горький — но полезный

Стихи про лук.

С луком дружат все спортсмены,

И до слез не довело

Любят взрослые и дети.

Даже те, кто на диете

Потребляют непременно

Наш зеленый овощ лук.

Ведь во всех супах, борщах,

Вторых блюдах, овощах,

Привкус он дает особый

Ты не веришь нам? Попробуй!

Порожденье горьких мук,

Это что? Конечно лук!

От микробов защищает,

Хоть и за язык щипает

Наш зеленый Айболит,

Когда горлышко болит.

У меня есть друг,

Он — от семи недуг!

Это — вкусный и полезный,

Жёлто — золотистый лук!

Лук – наш овощ очень жгучий,

Зря его не трогать лучше.

Ну а если тронешь, ручки

Надо тщательно помыть

И всю горечь лука смыть.

Так сказать на всякий случай,

Чтобы в глазки не пекло

Список литературы

  1. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
  2. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005. 3. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1990. 9. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа». – М, 2014.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект : «Солнце друг или враг?»

Задачи:•Узнать  какое значение имеет солнце в жизни людей.•Определить хорошее и плохое влияние солнца на организм человека.    •Выяснить, какие правила надо соблюдать находясь...

Познавательно - исследовательский проект " Собака друг человека"

Актуальность: «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Цивилизованность общества в значительной степени...

Познавательно-исследовательский проект "Огонь - друг или враг"

Познавательно-исследовательский проект с дошкольниками  "Огонь - друг или враг"...

Познавательно-исследовательский проект «Мой друг - СВЕТОФОР»

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Мой друг - СВЕТОФОР» для детей среднего дошкольного возраста...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

Правильно организованная развивающая среда поможет каждому воспитаннику найти занятие в соответствии со своими интересами, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами ...

Презентация.Познавательно-исследовательский проект:«Наш друг-батарейка»

Презентация.Познавательно-исследовательский проект:«Наш друг-батарейка»...