Технология формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

       Экологическое качество среды в третьем тысячелетии изменилось, к сожалению, не в лучшую сторону. Наша цель – научить ребенка выстраивать свои отношения с удивительным миром природы, уметь понимать и чувствовать, какие взаимосвязи существуют между объектами живой и неживой природы.

       Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, поэтому я выбрала тему работы с детьми – экологическое воспитание. Необратимые изменения окружающей природной среды, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем исходят от людей. Лишь формирование у детей начал экологической культуры даёт им возможность осознанно – правильно относиться к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства.

       Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Исходя из цели, решаются такие задачи, как формирование элементарных научных экологических знаний, развитие познавательного интереса к миру природы, внимания, памяти, речи, мышления, формирование первоначальной системы ценностных ориентаций, воспитание гуманной социально – активной творческой личности, способной любить природу и бережно относиться к ней.

       Формирование у детей экологического сознания, культуры природопользования в совместной деятельности вместе с родителями способствовало решению целей и задач, поставленных мною. Сформированность начала экологического мировоззрения и культуры, знание правил поведения в природе помогло детям и их родителям ответственно отнестись к своему здоровью и здоровью других людей, понять, как важно не нанести вред миру природы. Ведь от этого зависит благополучная жизнь людей на нашей планете Земля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Природа не признает шуток; она всегда правдива; всегда серьезна; всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»

 И. Гёте

        

В переводе с греческого языка "экология" - это наука о доме, жилище ("ойкос" - дом, "логос" - наука). Возникнув ещё в прошлом столетии как часть зоологии, экология определялась, как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется биологической или классической экологией. По мере развития общества эта наука всё больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине XX века экология обрела широкую известность среди всех людей. Независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

Жизненной задачей взрослого человека должна стать потребность научиться гармонизировать свои отношения с ребёнком и научить его способам гармонизации отношений со сложным и удивительным миром природы, людей, предметов.

Слово "воспитание" произошло от русского глагола "питать", т. е. давать ребёнку еду и питьё. Сейчас, воспитывая ребёнка, мы заботимся прежде всего о его экологической культуре. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. В концепции общего экологического образования указывается, что "экологическая культура опирается на духовный и практический опыт прошлых и нынешних поколений, а также учитывает прогнозы специалистов по изменению экологического качества среды в наступившем третьем тысячелетии".

В системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется термин “экологическое образование”, включающий воспитание, обучение, развитие.

        Взаимодействие человека с природой — чрезвычайно актуальная проблема современности, поэтому я выбрала тему работы с детьми — экологическое воспитание. Глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем явились основой экологического законодательства РФ. 19 декабря 1991 г. был принят закон РФ «Об охране окружающей природной среды, где одной из задач предусматривается экологическое воспитание и образование всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующаяся на основе глубокого знания законов природы, понимания, что человек не властелин природы, а ее часть. Экологическая проблема — это не просто проблема загрязнения окружающей среды, она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо, если у человека достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Авторы различных программ  предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников:

И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”. Например, чтобы воспитать у ребёнка ответственное отношение к социоприродной среде, эстетику отношений и такие качества, как честность, справедливость, ответственность, гуманизм, необходимо:

- сформировать представление о том, что всё в природе взаимосвязано, человек – это часть природы, которую надо любить и беречь;

- сделать так, чтобы ребёнок прочувствовал это, сопереживал, если в природе нарушается естественный баланс;

- создать ситуацию, чтобы ребёнок сам проявил такие качества, как гуманизм, эмпатию, ответственность за свои действия по отношению к окружающей среде.

И. Д. Зверев подчёркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, установки на активную деятельность по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды). А экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Экокультура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей.

В. А. Ясин предполагает, что “экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности”.

Н. Ф. Винокурова подчёркивает, что в экологической культуре “интегрируются все сферы сознания личности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально – ценностной) и психомоторной”.

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

Технология формирования экологических представлений детей дошкольного возраста включает ознакомление детей с окружающим миром, в рамках которого  осуществляется познание  дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Детский сад – первое звено системы непрерывного образования, где у детей формируется экологическое сознание, культура природопользования. Основной целью экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомиться в дошкольном  детстве. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от  факторов внешней среды, взаимосвязи внутри природных сообществ. Такие знания   в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного  отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

- формирование системы элементарных  научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;

- развитие внимания, памяти, речи, мышления, познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых  своих действий по отношению к окружающей среде);

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятия себя как  части природы,  взаимосвязи человека и природы);

 воспитание гуманной, социально – активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней;

- привлечь родителей к творческой деятельности детей и педагогов ДОУ.

Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является  наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов. Приобщая детей к природе, мы проводим с ними наблюдения на территории детского сада и в группе. Дети любят наблюдать за восходом и закатом солнца, как меняется цвет неба, а какие бывают красивые облака.  Мы вспоминаем народную примету: «Красный закат — к хорошей погоде». В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы, сравнивать их. Направляя внимание детей на рост и развитие растений и животных, ухаживая за ними, мы формируем у них экологические знания, но самое главное — это добрые чувства.

Свои наблюдения дети отражают в рисунках, зарисовках. Предметные и графические изображения помогают детям вспомнить увиденное на  прогулке, экскурсии. В уголке природы у нас есть календарь наблюдений за сезонными изменениями природы; альбом наблюдений за ростом и развитием растений; альбом наблюдений опытов. Моделирующая деятельность помогает осуществлять экологическое воспитание дошкольников.

Технология формирования экологических представлений  детей дошкольного возраста применяется как в непосредственно –образовательной  деятельности, так и в повседневной  жизни. На экскурсиях, прогулках дети наблюдают за живой и  неживой природой, устанавливают их взаимосвязи. В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Любимые книги наших детей: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Кладовая солнца», В. Степанов «Азбука времен года». Детям всегда доступны настольно-печатные игры: «Живая и неживая природа», «Биологическое лото», «Зоопарк», «Собираем урожай», «Родная природа».  Экологические знания, умения дети получают во время НОД, бесед, чтения природоведческой литературы, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин о природе, презентаций, игр, игровых упражнений, игр – заданий и труда в природе.

Основным методом работы с детьми по экологическому воспитанию, конечно, является игра. Особая роль отводится  игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим видом деятельности для них является игра. Детям нравятся игры – инсценировки «Прогулка в лес»; игра – имитация снежных явлений: падают снежинки, метель, ветер, светит солнышко; игры –викторины; игры – путаницы; дидактические игры «Живая и неживая природа», « Угадай на вкус?» , « Угадай по запаху», «Опиши – мы угадаем». Игра « Чем мы можем помочь природе?» - составление природоохранительных знаков и их обсуждение – помогает детям усвоить правила норм и поведения  в природе. Экскурсии по экологической тропе вызывают у детей эмоциональный отклик и желание защитить природу. Беседы  с рассматриванием  журналов «Здоровье и экология», «Юный натуралист» знакомят детей  с общественными и детскими природоохранными организациями, вызывают у детей  желание самим участвовать в таких организациях. Как способ решения познавательной задачи, с детьми поводятся разнообразные опыты: сравнение  глины и песка, выявление свойств воды, воздуха и т. д. Во время опыта дети ведут наблюдения, сравнивают объекты, делают зарисовки. Особенно дети любят наблюдать, как тает  в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т. к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь.

Дополнительно в своей работе я использую технологии С.Н. Николаевой по программе  «Юный эколог», что позволяет дать детям более глубокие знания. Основная цель этой программы — воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ней.  Для реализации программы необходима организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. В рамках программы в группе мной проводится кружковая работа «Юный эколог», где я расширяю знания детей об окружающей природе. В кружке дети чувствуют себя более непринужденно, чем в непосредственно-образовательной деятельности. Большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Наблюдения за объектами живой и неживой природы осуществляются более глубоко, у детей формируется научное видение мира.

«Юный эколог» является программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам: «Окружающий мир», «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

Природа — могучий источник познания. Познавать природу с детства надо через живое общение с ней, а природоведческая литература, элементы фольклора, картины, фильмы и др. нам помогают в этом. Ян Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни. Ничто не может заменить запах цветов, плодов, журчание ручья и пение птиц. Все это дает возможность почувствовать природу, служит богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, а сенсорная культура — это неотъемлемая часть умственного воспитания. При непосредственном общении с природой у детей совершенствуются анализаторы, накапливается чувственный опыт, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий, таких как «Атмосфера», «Сообщество», «Круговорот воды в природе» и т.д. В процессе осознания причинных связей и отношений у ребенка развиваются познавательные способности, логическое мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность. Ознакомление дошкольников с природой является средством образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы,  у детей  формируется научное видение мира, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью.

Ожидаемые результаты:

- сформированность  начала экологического  мировоззрения  и культуры;

-  знание правил поведения в природе;

- ответственное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;

- активное участие детей, родителей и педагогов в работе по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями. На родительском собрании и во время анкетирования выяснилось, что родители хотят участвовать в нашем педагогическом процессе.

Родители  участвуют активно в воспитательно-образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения:

- подбирают материал по разным темам, интересные иллюстрации, картинки;

- находят видеоматериалы;

- находят информацию о растительном и животном мире;

- помогают изготавливать стенгазеты, плакаты;

- участвуют в различных конкурсах;

- изготавливают кормушки, скворечники для птиц;

- собирают и заготавливают корм для птиц;

- приносят посадочный материал для озеленения территории детского сада;

- помогают в проведении досугов, праздников и других мероприятий.

 

Каждый год в нашем саду проводятся акции «Покормите птиц зимой!»,

«Посади свое дерево». Участие родителей в природоохранных акциях, субботниках помогает проводить воспитательно-образовательную работу с детьми на высоком уровне.

        

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими ми...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

   Актуальность: Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений имеет большое значение в познавательном развитии дошкольника. ...

перспективное планирование по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста

Данный материал посвящен экологическому воспитанию дошкольников. Он включает в себя перспективные планы работы по формированию экологических представлений у дошкольников по программе "Юный эколог" С.Н...

перспективное планирование по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста

Данный материал посвящен экологическому воспитанию дошкольников. Он включает в себя перспективные планы работы по формированию экологических представлений у дошкольников по программе "Юный эколог" С.Н...

Выступление на педсовете"Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной технологии"

Закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания...