Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Потапушкина Галина Ивановна

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx52.54 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Раздел 1. Целевой                                                                                                    3

1.1

Пояснительная записка                                                                               3

Цель и задачи реализации рабочей программы                                        4

Принципы формирования рабочей программы                                        4

Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности                                                                 5

1.2

Планируемые результаты освоения программы                                       5

Раздел 2. Содержательный                                                                                     7

2.1

Содержание рабочей программы                                                               7

2.2

Вариативные формы, способы и средства реализации программы        7

2.3

Взаимодействие с семьями                                                                         8

Раздел 3. Организационный                                                                                   9

3.1

Расписание                                                                                                    9

3.2

Перспективное планирование работы педагога                                      10

3.3

Традиционные праздники, развлечения                                                  16

3.4

Описание материально – технического обеспечения программы        16

Список литературы                                                                                    17

Приложение № 1                                                                                        18

Приложение № 2                                                                                        19

Раздел 1 Целевой

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155;

Так же программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Направленность программы социально – педагогическая: создаются условия для социальной практики ребёнка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, можно научить детей бережно относиться к природе и её богатствам.

Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков бережного отношения к природе путём совершенствования система мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов, позволяет ребёнку предвидеть опасные ситуации в природе, оценивать их, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы;
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
  • Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость.

Принципы формирования рабочей программы.

Программа разработана с применением методик, описанных в книге «Мы. Программа экологического воспитания детей» Н.Н. Кондратьевой и программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

В программе применяются следующие принципы:

  • Принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
  • Принцип систематичности, регулярности занятий;
  • Принцип прочности оыладения навыками, многократного повторения;
  • Принцип индивидуальности.

Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.

Подготовительную к школе группу посещают дети не имеющие отклонений в развитии. Поэтому данная программа предназначена для всех без исключения детей данного возраста.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Образовательный:

  • Овладение базовыми правилами поведения в природе;
  • Анализ готовности решать экологические ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях в природе;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе, проявлять творчество.

Социальный:

Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Возраст

Воспитанник должен

Знать

Иметь представление

Подготовительная к школе группа

(6 – 7 лет)

  • Несколько видов растений, цветов, ягод, фруктов, овощей, грибов.
  • О сезонных изменениях в природе.
  • О временах года и их признаках.
  • О домашних и диких животных, рыбах, насекомых.
  • О космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёздах и планетах, о значении природы в жизни человека.
  • Выполнять правила поведения в природе.

Способы проверки знаний, умений, и навыков.

Педагогическая значимость проводится два раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию.

Высокий уровень.

Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познаний природы. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Средний уровень.

Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки, знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Низкий уровень.

Ребенок различает и называет большое число животных и растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение.

Раздел 2 Содержательный

2.1 Содержание рабочей программы

Наименование разделов и тем

Количество занятий

Раздел 1. Путешествие в страну – осень.

2

Раздел 2. Земля наша голубая планета.

2

Раздел 3. Наши пернатые друзья.

3

Раздел 4. Вода вокруг нас.

4

Раздел 5. Проказы зимушки зимы.

3

Раздел 6. Если хочешь быть здоров.

3

Раздел 7. Человек – живой организм.

4

Раздел 8. Природа Мордовии – наш дом.

4

Раздел 9. Защитим природу вместе.

5

Раздел 10. Итоговый.

2

Итого:

32

2.2 Вариативные формы, способы и средства реализации программы.

Формы работы кружка:

  • Занятия;
  • Беседы;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Чтение художественной литературы;
  • Тестирование;
  • Наблюдение;
  • Подвижные игры;
  • Ведение дневника наблюдений;
  • Участие в экологических мероприятиях: праздниках, экскурсиях.

2.3 Взаимодействие с семьями

Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Содержание уголков для родителей

по изучению правил поведения в природе

Основная цель создания экологического уголка – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам поведения в природе. Именно от их действий зависит на сколько прочно овладевает ребёнок навыками, правилами поведения в природе.

Уголок может быть оформлен так:

  1. Единый стенд (размер зависит от наличия свободной площади и количества помещаемой информации но не менее 30 х 65 см.).
  2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
  3. Книжка – раскладушка.

Для привлечения внимания родителей при оформлении рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимания лозунги. Например: «Защитим природу вместе!», «Твой дом – твоё здоровье!», «Внимание, ядовитые растения».

Раздел 3 Организационный

  1. Расписание

Обучение проходит в форме группой образовательной деятельности по установленному расписанию (Приложение № 2).

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительность занятия не более 30 минут. Общее количество занятий в год – 32 (на усмотрение педагога). Целесообразно проводить занятия  во II половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность развивающая потребность в общении. Именно в игровой форме дети хорошо усваивают основные правила поведения в природе. С каждого игрового занятия дети должны вынести определённый урок который запомнится им, будет применятся в нужный момент.

Однако целостность образовательного процесса в окружающем ребёнка мире – среде, где он воспитывается.

В группе предполагается оборудование уголка природы для игр; ухода за растениями, наблюдений за ростом растений, мини – лаборатория для экспериментирования, настольные дидактические игры и атрибуты для подвижных игр используются детьми, как в повседневной жизни, так и при проведении конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей экологического сознания, умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

  1. Перспективное планирование работы педагога.

Дата проведения

Тема занятия

Цель

1 неделя сентября

Мониторинг

2 неделя сентября

Мониторинг

Раздел 1. Путешествие в страну – «Осень»

3 неделя сентября

Унылая пора!

Очей очарованье …..

Чтение экологической сказки – «Модница осень»

Уточнить представление об осени, когда всё в природе меняется замирает жизнь растений и животных.

Развивать у детей художественное восприятие – умение слушать литературные произведения.

4 неделя сентября

Путешествие

в осенний лес.

Экологическая викторина – «Осень»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений.

Развивать логическое мышление.

Раздел 2. Земля наша голубая планета

1 неделя октября

Планета Земля в опасности.

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки.

Воспитывать любовь к природе.

2 неделя октября

Путешествие по свету.

Развивать способность анализировать, устанавливать простейшие причинно –  следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека.

Раздел 3. Наши пернатые друзья

3 неделя октября

Птицы – наши друзья.

Викторина – «Знаешь ли ты птиц?»

Уточнить представление детей о знакомых птицах, их разнообразии, учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способам его добывания.

4 неделя октября

Жизнь птиц осенью.

Аппликация – «Птицы летят на юг».

Продолжать знакомить детей с жизнью птиц осенью, почему улетают в тёплые края.

Развивать логическое мышление, воспитывать доброе отношение к птицам.

5 неделя октября

Беседа – «Птицы разного края».

Заучивание стихотворения – «Птицы осенью».

Познакомить с птицами нашего края.

Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Раздел 4. Вода вокруг нас

1 неделя ноября

Где живёт капелька?

Дать детям представление о воде, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни.

2 неделя ноября

Волшебница вода.

Экспериментирование с водой – «Какая она – вода»

Познакомить детей со свойствами воды.

Закреплять умение проводить опыты.

Соблюдать необходимые меры безопасности.

3 неделя ноября

Кому нужна вода.

Показ схемы круговорота воды в природе.

Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Она нужна всему живому.

Познакомить с круговоротом воды в природе.

4 неделя ноября

Кто живёт в реке и в  озере.

Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр.

Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц.

Раздел 5. Проказы зимушки зимы

1 неделя декабря

Беседа о снеге.

Д/и – «Чьи ушки и хвостики».

Закреплять знания детей о снеге, помочь установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Учить способам распознающего наблюдения.

2 неделя декабря

Как интересно бывает зимой.

Вырезывание снежинок из салфеток.

Заучивание стихотворения – «Вечор, ты помнишь вьюга злилась» А.С. Пушкин.

Сформировать обобщённое представление детей о зиме, состоянии неживой природы, состоянии живой природы – растительный и животный мир.

Воспитывать желание оказывать помощь животным и птицам, позитивное отношение к зиме.

3 неделя декабря

Север – царство льда и снега.

Чтение сказки

Г. Х. Андерсена – «Снежная королева».

Формировать представление детей о климатических условиях крайнего севера и тундры.

Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Раздел 6. Если хочешь быть здоров

3 неделя января

Наше здоровье в наших руках.

Приготовление витаминного салата из овощей и фруктов.

Закрепить представление детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни.

Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.

4 неделя января

Как и для чего человек дышит.

Экспериментирование: надуть воздушные шарики, подуть через трубочки в стакане с водой и т.д.

Познакомить детей с дыхательной системой человека.

Продолжать  воспитывать познавательный интерес к человеку.

5 неделя января

Человек – живой организм.

Рассматривание иллюстраций в книги – энциклопедии – «Тело человека».

Подвести детей к пониманию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности.

Формировать представления о некоторых органах человека о положительном и отрицательном влиянии на них.

Раздел 7. Человек – живой организм

1 неделя февраля

Зачем человеку желудок?

Модели пищеварительной системы.

Сформировать представление об органах пищеварения.

Раскрыть функции и значение желудка для человека.

2 неделя февраля

Рассказ педагога «Колыбельная из двух слов».

Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце.

Воспитывать любознательность и бережное отношение к своему организму.

3 неделя февраля

Письма заболевшим детям.

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание что здоровый ребёнок красиво выглядит.

Учить детей быть добрыми, заботливыми по отношению к близким людям.

4 неделя февраля

Как люди заботятся о своём здоровье зимой.

Уточнить представления о человеческом теле, о назначении отдельной его частей и органов, что все органы важны, их надо укреплять и развивать.

Что нужно делать зимой, чтобы организм был здоров.

Раздел 8. Природа Мордовии – наш дом

1 неделя

марта

Моя малая Родина.

Показ иллюстраций – г. Ковылкино

Закреплять понятия столица.

Формировать представление о том, что у каждого человека есть Родина где он родился.

Воспитывать чувство гордости за свою родину.

2 неделя

марта

Животные Мордовии.

Темниковский заповедник им. П.Г. Смидовича – показ иллюстраций.

Формировать представления детей о животных которые обитают в Мордовии.

Воспитывать чувство сострадания за животных.

3 неделя  марта

Реки Мордовии.

Познакомить детей с реками протекающими по территории Мордовии.

Воспитывать у детей любовь к родным местам, желание быть защитником природы.

4 неделя  марта

Мой край родной: Мордовия моя.

Чтение стихотворения – «Есть край наш мордовский….».

Расширить представления детей о родном крае, культуре.

Воспитывать чувство гордости за родную малую Родину.

Раздел 9. Защитим природу вместе

1 неделя  апреля

Мы друзья природы

Д/и – «Человек – верный сын природы» с элементами драматизации.

Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблемам охраны природы.

Познакомить с нормами и правилами поведения в природе.

2 неделя  апреля

Давайте сохраним жизнь животных и птиц.

Выставка рисунков на данную тему.

Продолжать формировать знания детей о Красной книге – выявить причины вымирания животных.

Воспитывать любовь к животным и птицам..

3 неделя  апреля

Что тревожит природу?

Рисование экологических знаков.

Дать детям представление о разнообразии природы.

Перечислить основные причины вымирания некоторых животных и птиц.

4 неделя  апреля

Показ экологической сказки младшим дошкольникам – «Серая шапочка».

Доставить детям радость, уметь драматизировать меняя голоса воспитывать доброе отношение к природе.

5 неделя  апреля

Загадки природы.

Выставка рисунков – «Бережем природу вместе»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах.

Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязь в экосистемах.

Закреплять знания детей о правилах поведения в природе.

Раздел 10. Итоговый

1 неделя

мая

Экологический КВН – «Что я знаю о природе».

Формировать знание о том, что в природе всё взаимосвязано.

Развивать внимание, мышление, речь.

2 неделя

мая

Праздник юных любителей природы «В царстве царя царя Берендея»

Доставить радость от увиденного.

Учить запоминать, логически мыслить.

Воспитывать доброе чувство к природе.

3 неделя

мая

Подведение итогов мониторинга.

4 неделя

мая

Обработка результатов мониторинга.

3.3 Традиционные праздники, развлечения

Итоговый компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. Два раза в год (январь, май) проводятся праздники, включающие в себя игры и различные ситуации для закрепления правил поведения в природе.

3.4 Описание материально – технического обеспечения программы

  • Игрушки и игровое оборудование: домашние и дикие животные, макеты леса, реки;
  • Наглядно – дидактические пособия: картинки с изображением животных, растений, грибов, ягод, леса, природы. Картинки с ситуациями: «Как вести себя в лесу?», «Мы пришли на речку», «Пожар в лесу»;
  • Картины из серии «Домашние и дикие животные»;
  • Дидактические игры: «Времена года», «Мой малыш», лото – «Растения – Животные», «Чей хвост».

Список литературы

  1. Кондратьева Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2001.
  2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999.
  3. Молодова Л.П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», «детство - пресс», Санкт - Петербург, 2006.
  5. Фесюкова Л.Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр,2008.
  6. Грекова Л.И. «В союзе с природой. Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис - школа», 2000
  7. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель»,2009.
  8. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000.

Приложение № 1

к рабочей программе

кружка группы № 11

Список детей подготовительной к школе группы

ПЕРВАЯ ГРУППА

ВТОРАЯ ГРУППА

1.Колесников Арсений

2.Овчинникова Вероника

3.Данкин Захар

4.Оськин Захар

5.Кузькин Павел

6.Ивашкина Юля

7.Канайкина Ульяна

8.Лопасова Мариам

9.Сурдяев Артём

10.Илькаева Василиса

1.Дворецкова Алёна

2.Китов Савва

3.Солонин Данил

4.Исанина Вероника

5.Крайнова Даша

6.Фирсткина Даша

7.Чекашкин Максим

8.Оськин Максим

9.Осадчук Дима

Приложение № 2

к рабочей программе

кружка группы № 11

График работы кружка

«Юный эколог» (Экологический кружок)

День недели

Время

работы

Количество детей

Возраст

детей

Руководитель

Понедельник

Четверг

15:40 – 16:10

15:40 – 16:10

  1. человек

9 человек

(1 раз

в неделю для каждой подгруппы)

6 – 7 лет

Воспитатель:

Потапушкина Галина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» «Приключения с Незнайкой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием дидактических игр

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием сюжета русской народной сказки «Колобок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе в образовательной области познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: Путешествие в сказку «Три поросенка»

Цель: расширение представлений у детей о свойствах природных материалов, используемых для строительства домов (солома, хворост, камень).Задачи:Образовательныепродолжать формировать у детей умение уста...