Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие», тематический блок «Формирование элементарных математических представлений» Тем
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Метельская Елена Станиславовна

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oo_poznanie_femp.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №10 «Чебурашка»

(МАДОУ ЦРР – Детский сад №10 «Чебурашка»)

Конспект

организации непрерывной непосредственно образовательной  

деятельности детей в подготовительной к школе группе

по образовательной области «Познавательное развитие»,

тематический блок «Формирование элементарных математических представлений»

Тема:   «Площадь.  Измерение площади»

Тип занятия:(открытия нового знания)

Автор конспекта ННОД:

Метельская Елена Станиславовна,

воспитатель

г. Краснокаменск 2015

Используемая программа: Парциальная программа Петерсон Л.Г., Холина Н.Е. Раз – ступенька, два – ступенька.

Цель образовательной ситуации: Сформировать представление о площади фигур и сравнении фигур по площади с помощью двух способов.

Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»,

1.Закреплять умение сравнивать фигуры по площади путем наложения.

2.Научить использовать различные мерки для измерения площади.

3.Закреплять умение сравнивать числа натурального ряда.

Задачи ОО в интеграции:

 ОО «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми.

ОО «Речевое развитие»: обогащение активного словаря математическими терминами. (мерка, площадь)

Предпосылки универсальных учебных  действий:

ЛУУД – формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

КУУД –формулировать собственное мнение и позицию; строить попятные высказывания;

ПУУД – умение узнавать, называть и определять объекты,- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

РУУД –умение работать по инструкции взрослого;

Оборудование для педагога: картинки с изображениями Мальвины и Буратино, Пьеро и Артемона, коврики, цифры, знаки(больше, меньше)

Оборудование для детей: на каждый стол: конверты от Мальвины, тетради, карандаши.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап: создание мотивационного поля, актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации)

Содержание ННОД

Образовательная

область

(вид детской

деятельности)

Наличие

средства для достижения образовательного результата у каждого ребёнка

Формы

работы

Образователь-

ные цели и задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель:

-К нам сегодня пришли гости. Кто это?

- (Буратино). (Мальвина). Артемон, Пьеро.

-Однажды Мальвина стала учить Буратино рисовать, и он поставил две — вот такие большие кляксы: одну- красными красками, а другую- синими. Как вы думаете, какая из клякс занимает больше места на листе бумаги? (Синяя).

Речевое развитие

(коммуникативная)

Слово

беседа

Заинтересовать детей и стимулировать их к постановке проблемы.

Обладает установкой положительного отношения к предстоящей деятельности

Основная часть (содержательный, деятельностный этап: открытие детьми нового знания, самостоятельное применение нового знания на практике)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Наличие

средства

у детей

Формы работы

Образователь

ные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Проблема:

-А можете вы это доказать? Что нужно сделать?

Дети:

 Нужно их сравнить.  

Воспитатель:

Как нужно их сравнить?

Дети:

-Надо наложить, красную кляксу на синюю так, чтобы красная уместилась в синей. (нужно их наложить друг на друга)

Воспитатель вызывает одного ребенка, который делает показ на доске.

Воспитатель:

Что мы сделали?

Дети: Мы наложили одну на другую.

Воспитатель: Что мы увидели?

Дети: Что синяя клякса больше красной.

Воспитатель: Почему вы это решили.

Дети: Потому что синяя выглядывает из-под красной.

Воспитатель: Свойство фигуры, которое показывает, больше или меньше места она занимает на листе, называется площадью. Повторите это название. Молодцы!

-А как сравнить фигуры по площади?

Дети:

Наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась в другой.

Практическая работа

Воспитатель:

-Мальвина прислала вам конверты. Она предлагает вам определить, сколько четырехугольников в этом конверте.

Дети рассматривают конверты.

Воспитатель:

- Сколько четырехугольников у вас получилось. (Два)

Какой четырехугольник больший по площади? Покажите мне.

Дети показывают большой четырехугольник.

Воспитатель:

- Докажите, что этот четырехугольник больший по площади? Что вы для этого сделаете?

Дети:

- Я желтый четырехугольник наложил на синий.  Синий четырехугольник выглядывает из-под желтого. Значит он больший по площади.

Воспитатель:

-А теперь покажите мне маленький по площади четырехугольник.

Дети показывают  маленький по площади четырехугольник.

Докажите, что он меньший по площади? Что вы для этого сделаете?

Дети:

-Я синий четырехугольник наложил на желтый. Желтого четырехугольника не видно.

Воспитатель:

-Можете вы сказать, что он меньше? Да.

-А он может быть равен синему? Нет

-А могут они быть одинаковые? Нет.

-Но мы же не видим нижнего прямоугольника.

Значит не всегда путем наложения можно сравнить площади фигур. Мы об этом еще подумаем.

-Отодвиньте четырехугольники на край стола.

- А пока давайте отдохнем.

Физкультминутка: «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся.

Повернулся, развернулся,

Наклонился, поклонился,

Шел, шел, шел,

Тихо сел и соседа не задел.

(2 раза в разном темпе)

Воспитатель:

Мальвина связала коврики для героев сказки. Как вы думаете, какой коврик занимает большую площадь?

-Что мы для этого сделаем? Наложим их

Кто ни будь из детей выходит к доске и накладывает их друг на друга. Сначала один.

Воспитатель:

-Какой больше. Не пойму.

Воспитатель:

-Тогда наложи другой. Какой больше. Не понятно.

Воспитатель:

- Получилось у вас определить какой больше. Нет.

Так всегда ли можно способом наложения определить какая фигура больше по площади? Нет.

Воспитатель:

-Если нет, будем искать другой способ.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на коврики. Из каких фигур они состоят? (из прямоугольников).

-Какие эти прямоугольники по размеру?

Дети:

Они одинаковые.

Воспитатель:

-Значит, мы можем использовать их как мерки?

-Как это можно решить?

Дети:

-Нужно посчитать прямоугольники в ковриках.

Воспитатель:

-Сколько прямоугольников в зелено-желтом коврике? (пять), а в коричнево- розовом (четыре.).

-Значит, какой коврик больший по площади? (коричнево- розовый).Почему?

Дети:

Потому что пять больше чем четыре.

Поставить на доске 5 больше 4 (делает воспитатель.)

Воспитатель: Значит, желто-зеленый коврик занимает большую площадь.

Воспитатель: (работа в тетради)

-Давайте потренируемся использовать мерку для измерения площади в тетрадях.

-Откройте тетради на закладках.

Задание №1

-Ребята, Мальвина связала другие коврики для Буратино, Артемона и Пьеро.

- Какие цвета использовала Мальвина для ковриков?   зеленый, красный, желтый, синий).

-Из каких геометрических фигур состоит узор на ковриках.

(Из квадратов).

Воспитатель:

- Какие квадраты по размеру в ковриках.

Дети:

- Они одинакового размера.

Воспитатель:

-Можно ли использовать квадрат как мерку? (Да.)

- Как измерить площадь ковриков этой мерклой.

Дети:

-Можно посчитать квадратики в каждом коврике.

Воспитатель:

-Сосчитайте квадраты и под каждым ковриком напишите цифру, соответствующую количеству квадратов.

-Сколько квадратов вместилось в коврике у Буратино? (9). А у Артемона? (8). У Пьеро? (8) .

-Что мы можем сказать про площадь ковриков? (коврик Буратино занимает большую площадь, т. к. состоит из 9 квадратов, а Артемона и Пьеро площадь ковриков меньше, чем у Буратино, т. к. состоят из 8 квадратов).

А что мы можем сказать про коврики Артемона и Пьеро? (эти коврики по площади равны, т. к. состоят из 8 квадратов).

Воспитатель: Каким способом, кроме наложения можно измерить площадь фигур?

Дети:

-С помощью мерки

Вывод:

-Чтобы измерить площадь фигуры, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в данной фигуре.

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская).

Социально-коммуника-тивное развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская).

Физическое развитие (двигательная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская).

Слово

Изображение клякс

Конверты

Демонстрационные коврики

Тетради, карандаши

Решение проблемных ситуаций

Объяснение нового знания

Практическая деятельность детей по исследованию объектов

Физкультминутка

Показ знакомого способа наложения, наблюдения

Ситуативный разговор

Работа в тетрадях

Дать детям представление о площади фигур.

Закреплять умение

сравнивать фигуры по площади путем наложения.

Сохранять и закреплять физическое здоровье.

Учить сравнивать фигуры по площади с помощью условной мерки.

Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитывать усидчивость, выдержку; формировать первоначальные школьные навыки.

Ребенок обладает первоначальными знаниями по математике

Умеющий слушать взрослого, отвечать на вопрос и выполнять его инструкции

Ребенок овладевает основными культурными способами познавательно-исследовательской деятельности

У ребенка развита крупная моторика

Заключительная часть (итог занятия, рефлексия, оценка)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Наличие

средства

у детей

Формы работы

Образователь

ные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель:

-С каким новым свойством фигур мы сегодня познакомились? (С площадью).

-Что  показывает площадь? (Сколько места занимает фигура на листе бумаги)

-Какими способами мы пользовались при измерении площади? (способом наложения и меркой)

-Давайте сделаем коврик нашего занятия.

-Если вам было легко заниматься возьмите желтый магнит и прикрепите его на наш коврик, а если сложно – возьмите зеленый магнит.

Выходят сначала девочки. Потом мальчики.

-Магнитов, какого цвета больше? (желтого)

-И так мы видим, что вам было легко заниматься.

Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная)

Слово, магниты. Коврик рефлексивный

Рефлексия.

Формировать умение оценивать свою деятельность.

Ребенок способен к принятию собственных решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ»

Конспект  непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «МЕТАЛЛЫ»...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Формирование целостной картины мира» по теме: «Тайны космоса»

Цель: Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.Задачи приоритетной образовательной области: Рассказать д...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Формирование математических представлений» по теме: «Мы за Солнышком пойдём, из беды его спасём. Числа от 1 до 10»

Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной группы по теме «Числа от 1 до 10»; активизировать мыслительную деятельность.Задачи пр...