прогулки в старшей группе - декабрь
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Смолянова Татьяна Львовна

разработано на каждый день

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_v_starshey_gruppe_-_dekabr.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Декабрь.

                                          Прогулка  № 1.

      Тема: «Зимние явления» (солнце.долгота дня..)

  Цель: Понаблюдать за зимними явлениями (солнце, долгота дня, температура воздуха). Сравнение погоды, определение по приметам.

  1. Приметы:

   а) «Воробьи чирикают – жди потепление»

   б) «Столб от солнца на закате – на мороз»

   в) «Декабрь снежный, да холодный – обещает обильную жатву»

   г) «Дым столбом – к морозу»

  1. Наблюдение за зимними явлениями.

  В декабре солнце редкий гость, погода пасмурная: ведь декабрь – самый темный месяц в году. Солнце все позже восходит и все раньше заходит, в связи с этим дни уменьшаются.

  Сравнить погоду вчера и сегодня.

  Определить погоду на завтра по приметам.

                             3. Труд детей в природе.

  Планирование деятельности детей на участке в зависимости от погоды.

                                     4. Подвижные игры:

  а) «Затейники» - развитие воображения, согласованности движений и образов, выразительности.

  б) «Кто быстрее?» - развитие быстроты, ловкости.

                                                       Декабрь.

                                             Прогулка № 2.

                      Тема: «Поведение и повадка птиц».

    Цель: Учить внимательно и четко наблюдать за птицами. Закрепить знания о зимующих птицах. Воспитывать любовь к природе к братьям нашим меньшим.

                1. Чтение стихотворения Яшина:

                                    Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

                                         К вам, слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

                                         Не богаты их корма – горсть одна нужна.

                                         Горсть одна – и не страшна

                                         Будет им зима.

                                         Сколько гибнет их – не счесть!

                                         Видеть тяжело!

                                         А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

                                         Приучите птиц в мороз – к своему окну,

                                         Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

  1. Наблюдение за птицами.

  Повесить кормушки для птиц. Учить внимательно и четко наблюдать за птицами прилетевшими на кормушку, распознавать птиц по окраске.  Спросить. Каких птиц больше всего на кормушке? (Крупных: сорок, ворон, галок)

  Какие птицы прилетали прошлой зимой? (Снегири, свиристели, чечетка – зимующие птицы).

  Какой корм любят клевать воробьи, синицы, снегири, вороны, грачи?

  В какое время дня прилетают разные птицы?

  Почему мы кормим птиц два раза?

  Какие птицы сразу садятся на кормушку?

  В какое время птицы улетают с кормушки?

                   4. Дидактическая игра: «Какая птица у кормушки лишняя».

  Цель: Учить детей классифицировать птиц (перелетные, зимующие, водоплавающие, домашние).

                              5. Труд детей в природе.

 Подкормка птиц.

                                 6. Подвижные игры:

а) «Перелет птиц» - учить детей менять виды движения по сигналу водящего. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа птицы.

б) «Тише едешь – дальше будешь» - формирование правильной осанки, быстроты реакции, слухового внимания.

                                                          Декабрь.

                                               Прогулка № 3.

                              Тема: «Жалоба синиц и снегирей».

  Цель: Закрепить правила подкормки птиц.

                        1. Чтение стихотворения:

                                           Не видно в лесу тропинок,

                                                 В тулупах кусты стоят.

                                                Уснувших жуков и личинок

                                                 Укрыл под корой снегопад.

                                                 Лети же, пичуга к людям

                                                 И прячься скорей за окном,

                                                 А мы кормить тебя будем

                                                 Крошками хлеба, пшеном.

                        2. Жалоба синиц и снегирей.

  С одной стороны нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им. Но вот меню, уж очень однообразное, замерзшая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветром его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут.

  Вопрос: Как же помочь птицам оставшимся у нас на зиму?

Повесить скромные кормушки. Проверить, устойчива ли кормушка для птиц. Если она качается, укрепить её: иначе птицы будут пугаться и неохотно её посещать. Не сорить. Не забывать класть корм в птичьи столовые. Корма класть немного.Знать, чем питаются птицы ( семена декорастущих трав, крошки хлеба, подсолнух, кусочки несоленого сала). Кормить надо регулярно, так как в морозы и метели гибнет часть птиц. Всё это им необходимо, чтобы пережить зиму.

                                                  3. Труд в природе.

  Вывешивание кормушек для птиц и подкормка их, сбор снега в кучки для зимних построек.

                                       4. Подвижные игры:

  а) «Кто быстрее?» - развитие быстроты, ловкости.

  б) «Катание на санках» -создать положительно-эмоциональный фон, соблюдение очереди; развивать силу, выносливость.

                                                      Декабрь.

                                             Прогулка № 4.

                                    Тема: «Зимняя рыбалка».

Цель: Закрепить знание о состоянии воды зимой. Познакомить с правилами поведения на льду. Закрепить знания о зимней рыбалке, как виде спорта и увлечении. Развивать память, мышление.

                          1. Наблюдение за водоёмом.

  Река окончательно скована толстым льдом. Сверху он засыпан снегом, и поэтому рыбам очень темно. Они стали сонными, движутся мало.

                              2. Жалобная книга природы (жалоба рыб).

  В воде, где мы живём, совсем мало кислорода стало, того и гляди задохнёмся. Почему? Да все водоёмы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели.

 Вопрос: Как вы думаете, чем рыболовы могут помочь рыбам?

 Зимой рыболовы  делают проруби во льду и воздух попадает в воду. Рыбы подплывают подышать воздухом.

                           

                                 3. Опасность нахождения на непрочном льду.

  Для первого выхода на лёд нужно найти безопасное и удобное место для спуска с берега, чтобы не скатиться на лёд, который может быть непрочным и проломиться.

  Прежде чем выйти на лёд, убедитесь в его прочности;

  В случае непрочности льда, немедленно вернитесь на берег, идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, или ползите;

  Не катайтесь на льдинах;

  Не ходите на лёд в плохую погоду, или ночью;

  Никогда не проверяйте прочность льда ударом ноги.

                                    Если лёд проломился:

  Не паникуйте, сбросьте тяжелые вещи, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь;

  Обопритесь на край ладони широко расставленными руками, снимите обувь, в которую набралась вода;

  Старайтесь не обламывать кромку льда, навалитесь на неё грудью, поочерёдно поднимите, вытащите ноги на льдину;

  Держите голову высоко над поверхностью воды, постоянно зовите на помощь.

                                        4. Труд в природе.

  Сделать ледяные дорожки для скольжения. Понаблюдать, как замерзает вода. Чем ледок хорош, а чем плох.

                                     5. Подвижные игры:

а) «Катание на ледяных дорожках» - развитие ловкости, выносливости.

б) «Ледяная карусель» - развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания.

 

                                               Декабрь.

                                                   Прогулка № 5.

                          Тема: «Зимние явления» (снегопад).

  Цель: Понаблюдать за снегопадом. Рассмотреть строение снежинок. Развивать наблюдательность, внимание, речь.

                             1. Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»:

                                                   Белый снег, пушистый,

                                                   В воздухе кружится

                                                   И на землю тихо

                                                   Падает, ложится.  

                                                   И под утро снегом

                                                   Поле забелело,

                                                   Точно пеленою

                                                   Все его одело.

                            2. Наблюдение за снегопадом.

  В декабре часто идут снегопады. Появляются черные низкие тучи, всё вокруг темнеет и начинает падать снег, как пух. Это очень красивое зрелище, когда снег падает сплошной пеленой, за которой угадываются контуры домов и деревьев. Всё вокруг наполнено движением и удивительной тишиной.

                              3. Исследовательская деятельность.

  Рассмотреть через лупу снежинку. Обратить внимание на разнообразие форм, размеров снежинок. Посчитать лучики у снежинок.

Вывод: Снежинки – шести лучевые кристаллики.

                              4. Измерение глубины сугробов.

  Условная мера длины – метр. Показать детям метр и проверить им глубину выпавшего снега. Она пока ещё небольшая.

                                     5. Труд в природе.

  После снегопада собрать весь снег в определённое место.

Предложить детям подумать и сказать, что тяжелее возить – снег или песок? Почему? Ведь ящики одни и те же, причем снегом их наполняют доверху.

Вывод: В снеге много воздуха, поэтому он легче песка.

                                       6. Подвижные игры:

а) «Загони льдинку в ворота» - развитие быстроты, ловкости.

б) «Зимние катания» - развитие быстроты, ловкости, выносливости.

                                                             Декабрь.

                                                  Прогулка № 6.

                     Тема: «Экскурсия в лес в начале зимы».

Цель: Познакомить детей с изменениями в природе зимой. Закрепить знания о жизни зимующих птиц, и животных, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы. Дать почувствовать красоту зимнего леса.

                          1. Наблюдение и беседа о лесе.

  Какие деревья видим мы в зимнем лесу? (Снег лежит на ветках, они гнутся под его тяжестью).

  Логическая задача. Почему ветки ели гнутся под снегом, но не ломаются? (Ветки расположены наклонно, гибкие, как пружинки, поэтому снег от ветра, случайного толчка, чрезмерной тяжести – легко соскальзывает, не прилипает).

  Обратить внимание на следы, оставшиеся на свежевыпавшем снегу. Чьи они?

Можно ли узнать, куда шёл человек, в какую сторону?  В какую сторону пробежал заяц? (У зайца передние – короткие, а задние – длинные. Когда он бежит, то задние лапки выкидывает вперёд. Вот и получается, что следы от задних лапок оказываются впереди следов от передних. Заяц как будто сам себя обгоняет. И ещё: он может, не проваливаясь, проскакать по снегу, там, где без лыж человеку не пройти (потому что подошвы зайчишкиных лап покрыты густыми и мягкими волосиками, а пальцы широко расставлены – чем не лыжи!).

  Логическая задача: «Кто здесь обедал?»

(Шишкой лакомился – клест, желудями – сойка, рябиной – снегири).

Какую шубу надевают животные зимой?

Где и как добывают корм лоси?

Как их выручают длинные ноги с раздвоенными копытами?

Почему говорят, что волка ноги кормят?

Почему зимой волки особенно опасны?

Чем питается зимой белка?

Хорошо или плохо приходится животным в студеную пору?

                                          2. Труд детей.

Изготовление ледяных игрушек на елку.

                                      3. Подвижные игры:

а) «Мышеловка» - развитие ориентировки в пространстве, ловкости, внимания.

б) «Ловишки» - развитие скоростных качеств, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, координации движений.

                                                         Декабрь.

                                               Прогулка № 7.

                              Тема: «Деревья и кустарники».

Цель: Повторить и закрепить названия деревьев и кустарников. Рассказать детям о коре деревьев, её защите от вымерзания. Воспитывать бережное отношение к деревьям как к живым существам.

                                1. Загадывание загадки:

                                                  Весной веселит,

                                                  Летом холодит,

                                                  Осенью питает,

                                                  Зимой согревает. (Дерево).

                          2. Наблюдение за деревьями.

  Вспомнить, что  происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем пояснить, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

 У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. У деревьев есть ещё защита – пушистое снежное одеяло.

                               3. Чтение пословицы:

«Спасибо мороз, что снегу нанес». Обьяснить, понять и запомнить.

                            4. Опыт по сказке «Мороз Иванович».

  Почему травке под снегом не холодно, когда руки от снега замерзают?

Воспитатель предлагает сравнить воду в двух бутылках (одна на лавочке на ветру, другая закопана в сугроб).

  Дети убеждаются, что во второй бутылке вода не замерзла. Чем же была защищена эта вода в бутылочке от морозного ветра? Что мешало добраться до неё и заморозить.

Вывод: Снег.

Почему же люди сгребают снег на клумбы, газоны, под деревья и т.д.

                                          5. Труд в природе.

Утеплить снегом деревья на участке.

                                    6. Подвижные игры:

а) «Передай шайбу» - развитие быстроты, ловкости, глазомера.

б) «Шнурки» - ориентировка в пространстве, развитие координации, ловкости, внимания.

                                                             Декабрь.

                                                    Прогулка № 8.

     Тема: «Прогулка в парк» (после сильного снегопада).

 Цель: Полюбоваться красотой парка в зимнем уборе. Понаблюдать за изменениями происходящими в парке с приходом зимы. Воспитывать любовь к природе.

                   1. Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»:

        Белая берёза                                                       И стоит берёза

         Под моим окном                                                В сонной тишине,

        Принакрылась снегом,                                       И горят снежинки

        Точно серебром.                                                 В золотом огне.

       

        На пушистых ветках                                          И заря, лениво

        Снежною каймой                                               Обходя кругом,

        Распустились кисти                                           Обсыпает ветки

        Белой бахромой.                                                 Новым серебром.

                        2. Наблюдение за парком.

   Полюбоваться красотой парка в зимнем уборе. Изменились очертания деревьев и кустарников. Кустарники накрылись остроконечными и круглыми шапками. У некоторых деревьев ветки напоминают причудливые оленьи рога, у других кружево.

   На ветки ели как будто разложили ватные шарики.

   Предложить детям постоять и послушать, какая вокруг тишина.

 Прочитать строчки из стихотворения Н. Рыленкова:

«Первый снег опушил у деревьев ресницы, и в лесу, и в полях – тишина, тишина».

                           3. Опыт: «Возьмем с собой снеговика».

  Цель: Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают и образуется вода.

Что произойдет в комнате со снеговиком? Почему?

Вывод: Где может жить снеговик? Почему?

                               4. Труд в природе.

Скатать шар на участке, слепить снеговика. Почему хорошо лепится снег?

                                   5. Подвижные игры:

а) «Загони льдинку в ворота» - развитие быстроты, ловкости.

б) «Белые медведи» - учить метать снежками в цель, вдаль.

                                                              Декабрь.

                                                   Прогулка №9.

              Тема: «Зимние явления»(мороз, метель, оттепель).

Цель: Уточнить и подытожить знания детей о зимних явлениях в неживой природе.(мороз, метель, оттепель).Закрепить и уточнить знания детей о профессии дворника. Воспитывать уважение к этой профессии. 

                   1. Чтение стихотворения И. Никитина:

                              Жгуч мороз трескучий

                                  На дворе темно;

                                  Серебристый иней

                                  Запушил окно.

2. Наблюдения за изменениями в неживой природе.

   Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Это хрустят снежинки, которые ломаются под ногами.

   Рассмотреть узоры на окнах в морозную погоду, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками.

   Если после оттепели ударяет мороз, на улице появляется гололед.

Предложить подумать, что нужно сделать, чтобы не было скользко.

Что делают дворники в гололед?

                                            3. Труд в природе.

Посыпка скользких дорожек песком.

Цель: Воспитание трудолюбия и основ безопасности жизнедеятельности.

                                4. Подвижные игры:

а) «Коридор» - развитие меткости, ловкости, координации движений.

б) «Катание на санках» - соблюдение очереди при скатывании с горки и соблюдение правил, развитие силы и выносливости.   

                                                    Декабрь.

                                                 Прогулка № 10.

                                      Тема: «Хвойные деревья».

Цель: Учить детей различать хвойные и лиственные деревья. Повторить и закрепить названия деревьев. Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

                            1. Загадывание загадок:

                Что же это за девица?

                  Не швея, не мастерица,

                  Ничего сама не шьёт,

                  А в иголках круглый год?    (Ёлка).

                                     

                           2. Наблюдение за деревьями и беседа.

  Как называются такие деревья, как ель и сосна? (Хвойные).

Какие ещё хвойные деревья вы знаете? (Пихта, кедр, можжевельник и лиственница).

Как выглядит ель? (Веточки ели на концах имеют тугие бугорки. Это почка,которая плотно закупорена и пропитана смолистым веществом.  Хвоя ели темно-зеленая, четырехгранная, остроконечная, сидит на особых выростах коры по одной, короткая – 1-2,5 см длины).

Когда зацветают ели? (Один раз в 5-6 лет).

В каких местах растут ели? (Они любят влагу, в сухих местах не растут).

                                 

                                         А наверху, над мглою этой,

                                         Перерастая лес, одна,

                                         В лучах заката,

                                         В бликах света

                                         Горела яркая сосна.

Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Почему они остаются зелеными, а если иглы и падают, то заменяются свежими? (Они не боятся холода).

Как переносится по лесу сосновая пыльца?(Ветер её разносит).

Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются?(Семена летят по ветру и быстро вращаются,  как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки).

В чем сходство хвойных деревьев?

Чем отличаются деревья друг от друга?

Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер).

 Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают?

Назовите их.

                                           3. Исследовательская деятельность.

Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).

                             4. Дидактическая игра: «Узнай по описанию».

Цель: Учить описывать дерево, называя один характерный признак.

                                    5. Жалобная книга природы (жалоба ели):

«Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять елочек красавиц. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли. Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались на них несколько дней, да и выбросили на помойку. И стройные зелёные ёлочки превратились в никому не нужный мусор». А какие славные они были – Правда и детей мне жаль, что за Новый год без ёлки. Как же быть?

Вопрос: Как же быть, как правильно поступить в этом случае?

Ответ: Покупать ёлки, специально выращенные в питомниках, купить искусственную ёлку, украсить помещение еловыми ветками и т.д.

                             6. Труд в природе.

Сгребание снега к деревьям.

                          7. Подвижные игры по желанию детей. 

     

                                                     Декабрь.

                                                 Прогулка № 11.

                                           Тема: «Зимние гости».

Цель: Дать общее представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразии. На основе связи между характером корма и способом его добывания учить отличать зимующих птиц.

                    1. Чтение стихотворения А. Прокофьева:

                                            Выбегай поскорей,

                                            Посмотри на снегирей!

                                            Прилетели, прилетели!

                                            Стайку встретили метели,

                                            А Мороз – Красный нос

                                            Им рябинки принёс,

                                            Хорошо угостил,

                                            Хорошо подсластил

                                            Зимним вечером поздним

                                            Ярко-алые грозди.

                    2. Наблюдение за птицами.

  У снегиря ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Это папы-снегири. Мамы снегири – гораздо скромнее. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, семена берёзы, ясеня, клёна, репейника, конского щавеля.

   Снегирь – птица зерноядная. Его клюв приспособлен к добыванию семян и почек.

Запомните: если найдете под деревом выеденные плоды, значит «столовались» тут именно снегири.

  Свиристель – розовато-серые перья, на конце черного хвоста широкая желтая полоса, на шее черный шарф, на голове большой хохол… Красавец, да и только! Свиристели глотают плоды целиком. Лакомятся рябиной, калиной, боярышником. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят.

Клёст –большеголовая птица с красно-коричневым  оперением. Клесты держатся стайками, в основном на хвойных деревьях. Семена шишек – основная пища клестов, поэтому клюв у него напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чашуйки  шишки и достать семена. Шишку,обработанную клестом, узнать легко: клёст отрывает её вместе с веткой и шишка кажется растрёпанной.

Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов в конце зимы – в феврале.

                              3. Правила отношения к птицам.

а) Нельзя разорять гнёзда.

б) Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама птица позаботиться о них.

в) Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы.

г) Зимой необходимо помогать птицам пережить тяжелые времена – делать кормушки, не забывать класть туда корм.

                                    4. Труд в природе.

Вывешивание кормушки для птиц и подкормка их.

                                    5. Подвижные игры:

а) «Ветер и птица» - развитие координации движений.

             

                                                                Декабрь.

                                                      Прогулка № 12.

                                    Тема: «Наблюдение за воробьём».

Цель: Продолжать закрепление знаний о зимующей птице – воробье. Формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время. Учить поддерживать чистоту в кормушке.

                              1. Чтение стихотворения В. Мирясова:

           Прыгал воробьишка                                         Нелегко ему зимой.

           В коричневом пальтишке,                               Прыгает он у крыльца -

           Ростом мал, да боевой,                                    Покормите молодца.

                                 2. Наблюдение за воробьём и беседа. 

   Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы).

   Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв).

   Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты).

  Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками).

  Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло).

  Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой.(Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза).

  Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него).

  Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.

  Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

  Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой).

  Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывать на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают?  Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую – хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

   Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма).

  Возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки).

  Какой корм они охотнее поедают? (Зерно).

  Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

                               3. Труд в природе.

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

  1. Подвижные игры по желанию детей

                                         Декабрь.

                                    Прогулка № 13.

           Тема: «Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей».

Цель: На примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни. Воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

                                    1. Загадывание загадок:

               Серых перьев комок                                      Непоседа,  невеличка,

               На морозе продрог.                                        Желтая почти вся птичка,

               Скачет по дорожке,                                        Любит сало и пшеничку.

               Собирает крошки. (Воробей),                       Кто узнал её? (Синичка).  

                  2. Рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

  Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке).

   Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий – эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый – птица зерноядная; а также оперением, поведением).

   Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи,  заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке).

   Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица – всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы – осторожные и пугливые).

   Чем питаются эти птицы? (Воробьи – птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза).

   Синица – птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека).

  Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо).

  Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «Крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать).

                                       3. Труд в природе.    Подкормка птиц.

  1. Подвижные игры:

а) «Птицы и кукушка» - развитие ловкости, быстроты.

б) «Лягушка и цапля» - упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

                                                              Декабрь.

                                                    Прогулка № 14.

                       Тема: «Наблюдение за трудом дворника».

  Цель: Продолжать наблюдения за работой дворника. Способствовать обогащению словаря. Воспитывать любовь и уважение к работе дворника, формировать желание приходить на помощь окружающим.  Прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

                     1. Чтение стихотворения В. Степанов:

                                   Встанет дворник на заре,

                                        Снег расчистит во дворе.

                                        Дворник мусор уберет

                                        И песком посыплет лед.

                    2. Наблюдение за работой дворника.

  Что делает дворник зимой на территории детского сада?

   Какие орудия труда он использует для работы?

   Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

   Нужна ли работа дворника?

                     3. Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы».

Цель: Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

                                         4. Труд в природе.

 Очистить тротуар или участок площадки от снега.

                                           5. Подвижные игры:

а) «Два мороза» - упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.

б) Ходьба  на лыжах – упражнять в ходьбе по лыжне; развивать ловкость, выносливость.

                                                      Декабрь.

                                              Прогулка № 15.

                              Тема: «Наблюдение за рябиной».

Цель: Расширять знания о рябине. Продолжать наблюдение за рябиной зимой.

                                             1. Чтение стихотворения:

                                           Нарядилась рябинушка, вышла погулять.

                                           Платье в красных бусинках – их не сосчитать.

                                           Стала с ребятишками хоровод водить,

                                           С платьица по бусинке каждому дарить.

                                           Стали ярче рябинушки щеки детворы,

                                            Щедрые у рябинушки для детей дары!

                                 2. Наблюдение за рябиной.

  Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

   Какие на вкус ягоды рябины зимой?

   Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

                             3. Исследовательская деятельность.

  Сравнить ягоды до мороза и после.

                                                     4. Труд в природе.

   Расчистка дорожек от снега.

                                      5. Подвижные игры:

а) «Кто скорее добежит до флажка» - отрабатывать навыки подлезания под дугу.

б) «Хоккей на снегу» - учить прокатывать шайбу в ворота.

                                                               Декабрь.

                                                    Прогулка № 16.

                                    Тема: «Комнатные растения».

Цель: Усвоение обязанностей дежурных по уходу за комнатными растениями.

                           1. Чтение стихотворения Н. Нищева:

                                    Катя леечку взяла,

                                         Все цветочки полила.

                                         Пусть попьют водички

                                         Цветочки-невелички.

                                         Мягкой тряпочкой листочки

                                         Протирала наша дочка,

                                         Пыль дышать мешает,

                                         Поры закрывает.

                                         Острой палочкой взрыхлила

                                        Землю всю в горшочках.

                                        Катя – умница большая,

                                         Маленькая дочка.

                         2. Наблюдение и уход за цветами.

  Рассмотреть комнатные растения. Растут ли они зимой? Когда лучше растут? Почему? Обратить внимание на стебель. Какое значение имеет стебель для растений? Показать растения с прямыми и вьющимся стеблем. Как правильно поливать растения, вытирать пыль с листьев? Как часто поливают растения зимой?

 

                                           3. Труд детей.

  Уборка в уголке природы (мытьё комнатных растений, поддонников).

                                       4. Подвижные игры:

а) «Передай шайбу» - развитие глазомера, меткости, соблюдение правил игры.

б) «Дотронься до»…(до синего, круглого, маленького, длинного, мягкого и т. д.) – формирование представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предмета, развитие быстроты реакции.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей старшей группы (декабрь - февраль).

Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Разработка перспективного планирования - Старшая группа, декабрь (1-2 неделя)

Разработка перспективного планирования - Старшая группа, декабрь (1-2 неделя)...

Разработка перспективного планирования - Старшая группа, декабрь (3-4 неделя)

Разработка перспективного планирования - Старшая группа, декабрь (3-4 неделя)...

прогулки в старшей группе - декабрь

разработано на каждый день...

прогулка старшая группа декабрь

Наблюдение за сезонными изменениямиЦель: формировать представления  об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы,...