НОД по познавательному развитию "Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белякова Марина Евгеньевна

Программное содержание: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями, народными праздниками, активизировать словарь детей; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslenitsa.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с № 9 «Сказка» г. Фурманов Ивановская область

Конспект НОД по познавательному развитию на тему

«Масленица»

для детей старшей группы

Воспитатель:

Белякова Марина  Евгеньевна

Программное содержание: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями, народными праздниками, активизировать словарь детей; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни.

Оборудование: иллюстрации по теме, репродукции картин художников по данной теме.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, к нам пришла настоящая зима, много снега намела. А какие зимние месяцы вы знаете? (Ответы детей) Скажите, а какой праздник мы празднуем в последнем месяце зимы? Правильно, Масленицу.

Солнце ярче и теплее,
Люди лучше и добрее.
Масленица в дверь стучится,
Никому с утра не спится.
Высыпает весь народ,
Дружно водит хоровод.
Игры, пляски и веселье,
Поднимают настроенье.

С давних времен Масленица самый веселый предвесенний праздник. Его отмечают в конце зимы и празднуют целых 7 дней, а ещё Масленицу называют сырной неделей, потому что на нее едят много сыра и яиц. Каждый день масленичной недели имел свое название:

Понедельник – «Встреча» - с этого дня начинали печь блины. Еще в этот день делали соломенное чучело, надевали на него женскую одежду и возили в санях с песнями-приветствиями. После катаний насаживали чучело на шест и ставили на самое высокое место, чтобы Масленице было видно откуда придет весна.

Вторник – «Заигрыш» - взрослые и дети ходили по домам и поздравляли всех с масленицей, ели блины и пели песни.

Среда – «Лакомка» - в этот день  в каждой семье накрывали столы с вкусной едой.  На улицах устраивались ярмарки.

Четверг – «Разгуляй» - широкая Масленица начинается именно с этого дня. Принято развлекаться и веселиться от души. Кататься на санях, танцевать, петь песни и прыгать через костёр.

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше – выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

А теперь представим детки,

Будто руки наши – ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Пятница – «Тещин вечерок» - в этот день зятья угощали блинами своих тёщ. Тем самым не только её поздравив с праздником, но и показав своё уважение и расположение к ней.

Суббота – «Золовкины посиделки» - у каждого дня Масленицы есть своё значение. И этот день не является исключением. Название говорит само за себя. Молодая хозяйка должна накрыть богатый стол и пригласить в гости сестру мужа. А та в свою очередь оценить её старания.

Воскресенье – «Прощенное воскресенье» - в этот день принято просить друг у друга прощения, чтобы Великий пост начать с чистой душой и совестью. Так же принято ходить на кладбище. В этот последний день праздничной недели сжигают чучело.

А теперь ребята, попробуйте отгадать загадки:

  1. Все вокруг блины пекут,

Кушать вдоволь нам дают,

Чучело зимы сжигаем,

А весну к нам зазываем. (Масленица)

  1. С маслом и сметаной –

Разные они вкусны!

Сладкие румяные –

Словно солнышки - …. (Блины).

  1. Никогда во мне не варят,

Запекают – иногда,

А обычно просто жарят,

Так как я … (Сковорода).

  1. Масленица к нам пришла,

И блинов нам принесла,

Это значит, что...

- Зима, уходить тебе пора.

Что приходит к нам она,

Долгожданная … (Весна).

  1. Символ зимушки — зимы,

Сжечь сегодня мы должны.

Руки, ноги, голова,

Но не жалко нам тебя.

Догорай скорей дотла,

К нам тогда придет весна (чучело Масленицы).

  1. Шумно, весело и ярко,

Раздают порой подарки,

Сувениры продают,

Люди все сюда идут.

Тут прилавки и витрины,

И не нужно магазинов,

Здесь есть сладенький медок,

Кто же место назовет? (Ярмарка).

  1. Две сестры встречаются,

А потом прощаются.

Белоснежка пропадает,

А другую все встречают

Песнями да плясками,

Хороводом, сказками,

Пирогами да блинами,

И горящими кострами. (Проводы зимы и встреча весны)

Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте с вами вспомним, как называлась масленичная неделя? Как называются дни масленичной недели? Что вам запомнилось больше всего? Что вы сможете рассказать своим родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам о празднике Масленица? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...