Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию для детей старшей группы на тему: «Весенняя прогулка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хмарина Татьяна Владимировна

Содержание ООД способствует развитию интереса к миру природы; формированию навыков правильного поведения в природе. Адресовано воспитателям старших групп дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_ekologicheskomu_razvitiyu_.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по экологическому развитию для детей старшей группы на тему:

 «Весенняя прогулка».

Подготовила: Хмарина Татьяна Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Теремок» с. Питерка Питерского района Саратовской области

«Весенняя прогулка».

Задачи:

- развивать интерес к миру природы;

- уточнять и расширять представления о перелетных птицах, о насекомых;

- учить отличать кустарник от дерева по внешнему виду, называть и различать части куста и дерева: ветки, ствол, цветы, плоды;

- развивать потребности поведения и деятельности, направленные на улучшение окружающей среды;

- воспитывать желание ухаживать за растениями;

- формировать навыки грамотного поведения в природе.

Оборудование:

Следы из картона, стрелки, клубок, конверт с загадкой, круги красного, желтого, зеленого цвета для каждого игрока, набор сюжетных картинок с изображением поступков человека на природе, карточки с изображением лекарственных растений, коробка, перчатки, пакет для мусора, ведро воды, лейки, сосновые шишки.

Ход прогулки.

Дети выходят на прогулку, а около двери разложены следы.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что это? Дети предполагают, что это следы, ведущие к приключениям. Давайте пройдем след в след и посмотрим, что будет дальше. Итак, в путь! В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.

Остановка «Камень».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на пути стоит огромный камень, что там, за ним? Дети увидели клопа солдатика.

Воспитатель: Этого жучка считают предвестником весны и тепла. Ребята, о ком идет речь? Да, это клоп солдатик. Его можно увидеть одним из первых насекомых после долгих зимних дней. Где он живет? Чем он питается? (Ответы детей).  Клоп употребляет в пищу семена растений, плоды (чаще упавшие с дерева), мелкие сорняки. Предпочитают они собираться в местах солнечных, открытых и тёплых.  Клопы-солдатики это плоские существа, они любят собираться возле деревянных конструкций, деревьев, пней, выбирая всегда освещённую сторону. А где они зимовали?  Зимуют солдатики обычно под корягами, пнями, в грудах опавшей листвы.

Воспитатель: Смотрите, а от камня идут стрелки, указывающие нам путь дальше.

Остановка «Муравейник»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? (Ответы детей). Самый сильный на земле – муравей! Почему муравьев считают самыми сильными? (Ответы детей). Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Как называется дом муравьев? (Ответы детей). Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Какую пользу приносят муравьи? (Ответы детей).  Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Ответы детей).
   Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Воспитатель: Есть ли у муравьев враги? (Ответы детей).  Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ответили на все вопросы. Посмотрите, а стрелка нам указывает путь дальше.

Остановка «Скворцы».

На дереве висит конверт, в нем загадка:
В оперении блестящем черном

Из дальних стран летит певец.

И песней звонкою задорно

Весну приветствует … (Скворец) Автор: Н. Летошко.

Да, это скворец. Как выглядит скворец, опишите его. Дети описывают скворца).
Воспитатель: Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. А откуда они вернулись? (Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму). 

Воспитатель: А как называется домик скворца? А какую пользу приносят скворцы?

Воспитатель подытоживает ответы детей: На Руси люди начали делать специальные домики для скворцов еще в давние времена, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих посевам. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам. Обнаружив свободный скворечник, самец заселяется в него и начинает всячески обустраивать – таскает туда мягкий пух, перья птиц и все, что подходит для будущего гнезда.

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь стоит коробочка, что же внутри? Внутри картинки лекарственных растений.

Остановка «Аптека на участке».

Воспитатель достает листок с заданиями.

Я буду задавать вам вопросы, а вы должны назвать и показать то растение, которое вы считаете нужным.

Если ты натёр ногу в пути, что нужно приложить, чтобы облегчить боль?

Дети: Подорожник.

Воспитатель: Назовите и покажите лекарственные растения, которые вы знаете?

Дети: Ромашка, календула, одуванчик.

Воспитатель: Плоды, каких кустарников очень богаты витамином «С»?

Дети: Шиповник, рябина.

Воспитатель: Покажите эти ягоды.

Если заболело горло, настой из какого цветка вылечит больное горло?

Дети: ромашка.

Какая трава обжигает? Дети: Крапива.

Воспитатель: Молодцы, из вас получатся замечательные доктора.

Ребята, дальше путь нам укажет клубок. Клубок прикатился на наш участок.

Остановка «Чистота на участке».

Ребята, посмотрите вокруг. (Кругом разбросаны сухие ветки, бумажки, пакеты). Что вы можете предложить? Что нам со всем этим делать?

Правильно, уберём мусор. Наденьте перчатки, соберите мусор в пакет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, убрали мусор, теперь на нашем участке чисто и красиво.

Воспитатель: Ребята, а откуда идет такой аромат?

Остановка «Сирень».

Отгадайте загадку:

В мае зацветает,

Ароматом славит,

Лиловые и белые,

Гроздья …(Сирени)

Автор: Леонов В.А.

Да, это сирень. Какая она, опишите ее.

Воспитатель: А сирень – это дерево или кустарник? (Ответы детей).

На что похожи цветы сирени? Какого цвета цветы сирени? (Ответы детей). Сирень – растение декоративное, как уже говорилось выше, а значит, его сажают в садах и парках. Для чего сажают сирень? (Для красоты, аромат сирени используют при изготовлении духов, мыла). Сосчитайте, сколько лепестков.

Воспитатель: Ребята, стрелки показывают, куда нам идти дальше.

Остановка «Сосна».

Послушайте загадку:

На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ... . (Сосна) Н. Летошко

Воспитатель: А чем полезна людям красавица – сосна? (Ответы детей).

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

Воспитатель: Ребята, чтобы наша сосна выросла большой и красивой, что для этого нужно? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям полить дерево лейками.

Воспитатель: Как называются семена сосны?

Я предлагаю сделать массаж сосновыми шишками. (Раздает детям сосновые шишки).

Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть, по спине её катать.
(Поворачиваемся друг за другом)
Катим вверх, потом вниз.
(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)
Шишка, шишечка, держись.
По спине друга катись.
А потом ко мне вернись.
(поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём.
(Берут в правую руку)
В руку левую возьмём.
(Берут в левую руку)
И опять в руках потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, на участке появился светофор, как вы думаете, зачем. (Ответы детей).

Воспитатель раздает кружки красного, желтого и зеленого цвета и предлагает поиграть в игру.

Остановка «Экологический светофор».

Ребята, давайте вспомним, что обозначают цвета дорожного светофора.

Красный — запрещает,

Желтый — предупреждает,

Зеленый — разрешает

У экологического светофора каждый цвет имеет свое значение: красный — запрещает приносить вред природе, желтый — будь осторожен, зеленый — разрешает помогать растениям и животным.

Я буду вам показывать картинки, а вы должны оценить поступки и зажечь соответствующий цвет на светофоре. Дети анализируют поведение людей в природе и показывают соответствующий цвет.

Итог. Вот и закончилось наша весенняя прогулка. Что особенно запомнилось в нашей прогулке? О чем вы расскажете дома?

Использованные источники:

https://rusfermer.net/ogorod/vrediteli/klopi/soldatik.html 

https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_skvortse_detyam/ http://загадки.su/загадки-про-сирень/ 

http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-sosnu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Освобождение города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков»

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей старшей группы«Освобождение города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков»...

Конспект Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы интегрированное Тема «Где живет здоровье»

Цель: Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаЗадачи: Показать взаимосвязи  и  представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закалива...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Пригласительный билет в театр» в рамках проекта «Театр в нашей жизни»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с различными эмоциями: изображать радость, грусть и др. Продолжать учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Бережем природу»

Цель: расширение и обогащение представлений детей об окружающем мире.Задачи:Образовательные:1. Приобщать детей к основам экологического воспитания.2. Познакомить детей с нормами и правилами поведения ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Путешествие в сказку»

Цель: уточнять и закреплять знания детей по формированию элементарных математических представлений, создать условия для закрепления порядкового счета до 10....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Школа маленького пешехода»

Образовательные задачи.Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора, о  правилах поведения в общественном транспорте, о правилах дорожного движения; научить различать и понимать дорожн...