Конспект НОД "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Конспект НОД "Как жили люди на Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kak_zhili_lyudi_na_rusi.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе в детском саду «Как жили люди на Руси»

Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи.

Обучающие:

• расширять представления детей о том, как жили люди на Руси;

• закреплять знания детей о русской избе.

Развивающие:

• развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;

• расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к Родине;

• развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;

• уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.

Оборудование и материалы: иллюстрации русской деревни, старинной одежды, изделий народного искусства, посуды. Посуда, расписанная разными видами росписи, грамзаписи народной музыки, гофрированный картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход деятельности:

Звучит народная музыка, дети входят в группу. Их встречает воспитатель, который держит на руках Петушка.

Воспитатель.

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь!

Посмотрите-ка, кто к нам сегодня пришёл.

Дети. Петух.

Воспитатель.

Порслушайте, как наш Петушок поёт:

Рано – рано поутру

Петушок: «Ку-ка-ре-ку.

Приди – приди солнышко,

Под моё окошечко.

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее».

Воспитатель (рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями).

Ребята, а где петух будит людей?

Дети. В деревне.

Воспитатель. Давайте мы на некоторое время вернёмся в прошлое и познакомимся с бытом русской деревни.

Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. (Дети рассматривают). Что вы на них увидели?

Дети. Дома, улица, люди.

Воспитатель. А из чего строили дома в деревне?

Дети. Из брёвен.

Воспитатель. Правильно. Поэтому дома и назывались бревенчатыми. А строили их в лесистых местах, по берегам рек и озёр. Существует такая народная поговорка: «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Если лес рядом, то легко добывать пищу.

И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.

А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить свою деревню, уберечь от врагов, строили её на холме, чтобы вокруг было всё видно, рыли вокруг ров, заполняли его водой. Строили избы, так!

Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. «Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. На боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Всё крыльцо украшалось резными ажурными узорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – это как бы «распахнутые руки дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Тёплыми летними вечерами люди собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

Окна – «глаза» дома. Их украшали резными наличниками и ставнями. Посмотрите, стоит перед нами русская изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, как талантливо всё придумано и сделано.

С. Есенин, восхищаясь красотой русской избы писал:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью?

Дети. Разводили домашних животных.

Воспитатель. Правильно, они разводили скот, птиц: коров, овец, свиней, гусей, кур. Из кожи этих животных люди шили себе одежду, их шерсти пряли пряжу и вязали тёплые вещи. А из лыка плели лапти. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.

Ребята, а из чего ели и пили люди? Из чего делали посуду? Не знаете?

Что ж, я вам расскажу. Почти всё в избе делалось своими руками. Всю посуду делали из дерева и глины. Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши, плели лапти и туеса, корзины. Главной кухонной посудой был горшок, который из глины делали мастера, называемые гончарами. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью.

Предлагаю и вам рассмотреть посуду на нашей выставке, украшенную разными видами росписи.

Жили в этих избах большие семьи, до 12 -13 человек. Жили все дружно, с бабушками, дедушками. Давайте мы с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку, которая называется «Семья могучая»

Физкультминутка

В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.

Жила семья могучая. Сложить ладони в “замок”.

У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.

И крыша с трубой тёмной. Показ трубы.

Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.

Плим-плим-плим. Прищёлкивание пальцами.

А ещё в деревенских семьях было много детей. Конечно, таких игрушек, как у вас, у них не было. Родители делали игрушки своими руками. Как вы думаете, из чего? (Из дерева, из соломы, глины, тряпочек). Правильно. И в зависимости от того, из чего сделаны были эти игрушки и из какой местности, эти игрушки назывались Богородскими, Дымковскими, Филимоновскими.

А ещё, ребята, люди в деревнях любили играть и водить хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод. (Проводится игра – хоровод «Мы на луг ходили»).

Воспитатель. А сейчас мы станем мастерами и построим свою деревню из картона и бумаги. (Дети изготавливают объёмные домики из гофрированного картона, украшают их узорами из цветной бумаги. Готовые дома расставляют на столе – получается деревня).

Воспитатель. В старину в каждой избе обязательно пекли хлеб, пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и в нашей деревне пусть будет всегда покой, уют и сладкие пироги.

Приглашаю вас всех на чаепитие с пирогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

Конспект ООД в средней группе "Как жили люди на Руси"

Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные осо...

Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"

Конспект организованной образовательной деятельности...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...

Конспект НОД. Тема: «Как жили люди на Руси».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Область «Познание»Тема: «Как жили люди на Руси».Любарец Елена Валериевна.Во...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...