Экологическое воспитание дошкольников через «погружение в профессию»
консультация по окружающему миру

Мыскова Татьяна Николаевна

Знакомство с профессиями флориста, библиотекаря, ветеринара, биолога, ихтиолога, орнитолога, эколога, дворника, воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников через «погружение в профессию»

Мыскова Татьяна Николаевна

МБДОУ «Детский сад №27»,ЗАТО Северск, Томская область

         В настоящее время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребёнка.

          Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное отношение к природе.

        Наш детский сад разработал программу по ранней профессиональной ориентации детей «Калейдоскоп профессий», где одним из приоритетных направлений является экологическое.  Основной формой работы  стали «погружение в профессию», экскурсии и походы. В эту работу включены не только дети, но и родители. В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно – исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

      Одной их продуктивных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, является экскурсия на предприятия. При тематическом планировании были выбраны экскурсии с экологической направленностью. Это посещение цветочного  салона и знакомства с профессией флорист.  Флорист – это человек, который занимается не только составлением, оформлением букетов из живых цветов, но и украшением помещений, витрин, интерьеров засушенными листьями, оригинальными ветками кустарников и деревьев, цветами, ягодами, мхом. Посещение цветочного салона позволило детям получить конкретные впечатления и знания о профессии флориста. Ребята попробовали себя в данной роли и составили очаровательные букеты.

           Ещё одна экскурсия с экологической направленностью – посещение библиотеки и знакомство с профессией библиотекарь. Библиотекарь – это хранитель книг. Библиотекари сотрудничают с комитетом по охране природы и проводят в своих стенах «недели экологических знаний», экологические беседы, викторины, выставки, акции, где в увлекательной форме дают информацию об экологии, о правилах поведения и технике безопасности на природе, рассказывают интересные факты из жизни животных и растений.

    Одна из интересных экскурсий   - экскурсия в зоопарк. Ребята узнали, что в зоопарке наблюдают   за повадками и образом жизни животных учёные – зоологи.  Ухаживают  за зверями, убирают клетки и вольеры, моют питомцев, приносят корм и воду – служители зоопарка.   За   здоровьем животных следят ветеринары.  Биологи     - изучают природные сообщества, экосистемы. Ихтиологи – изучают рыб, а орнитологи – птиц.    Экологи – изучают взаимоотношение живых организмов между собой и с окружающей средой. Считаю, что подобные встречи детей с животными очень полезны, т.к. они воспитывают в них любовь ко всему живому, заботу о братьях наших меньших, расширяют знания о редких и малоизвестных профессиях.

    В рамках проекта «Кем быть» мы побывали на экскурсии в ЖЭКе. В ходе экскурсии ребята узнали, представители каких профессий здесь работают и какие рабочие функции они выполняют.  Дворник - это экологическая профессия, связанная с поддержанием чистоты и порядка во дворе и на улице города.  Ребята задумались о трудной и важной профессии, сделали вывод, что мусор, где попало бросать нельзя, для этого установлены контейнеры и мусорные урны.  На помощь дворникам приходят трактористы. Они работают с прицепами, куда грузят мусор, листву, ветки, снег и вывозят всё в специально отведённое место.

     Ещё одна увлекательная форма при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых с экологической направленностью является туристический поход.  Туристический поход – это одна из активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. В непринуждённой обстановке родители в игровой форме здесь могут провести познавательные беседы о своих профессиях. Так, например, одна мама рассказала о своей профессии воспитателя.  Она, переодевшись Доктором Чистотелом, поиграла с детьми. Поставив перед  ребятами проблемную ситуацию, что делать, если в походе случилась неприятность – царапина, ушиб или укус,  какого – либо насекомого, а врача рядом нет, дети пришли к выводу, что у нас под ногами есть аптека: подорожник, одуванчик, чистотел, полевая ромашка, мята, которые всегда придут на помощь. В походах дети приобретают навыки практической природо – охранительной деятельности: они убирают место привала, сухие ветки, учатся правильно выбирать место для костра, утилизировать бытовой мусор, следовать по тропе, не нарушая естественный покров вокруг, делать кормушки для птиц. Систематическое включение детей в туристическую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием живой природы. Для ребят это может стать необходимым условием профессионального самоопределения.

Таким образом, «погружение в профессию», экскурсии на предприятия и туристические походы с экологической направленностью   повышают у дошкольников уровень биологических и экологических знаний, что способствует повышению экологической культуры.

Используемая литература:

  1. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIмеждународной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015г.).- Пермь: Меркурий, 2015. – с. 97 – 101
  2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001 -432с.
  3. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель ДОУ.  2012 №2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

Экологическое воспитание дошкольников через трудовую деятельность

Презентация включает себя виды трудовой деятельности, формы организации труда, памятку-обращение к воспитателям, правила поведения для ребят....

Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова

Экологическое воспитание дошкольников через  использование художественного слова...

"Экологическое воспитание дошкольников через продуктивную деятельность" (Презентация опыта работы)

Полученные знания детей по экологии будут лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности.Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира...

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...