Календарно - тематическое планирование по экологической тропе в доу
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Елена Александровна  Капаева

Обогащение знания детей об объектах и процессах окружающей природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое  планирование

познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

по экологической тропе в ДОУ

Сентябрь

ТЕМА: «Я садовником родился».

(Объект «Цветники»).

Расширять   знания детей о цветах, растущих на цветниках. Закрепить название этих цветов, побуждать желание детей рассказывать о внешнем виде, об  особенностях строения цветка.

Учить детей восхищаться красками природы, создавать благоприятные условия для произрастания растений на территории детского сада; формировать эстетическое восприятие окружающего мира; обратить внимание детей на многообразие удивительных оттенков декоративных растений на клумбе, различные сроки увядания растений;

- способствовать бережному отношению к растениям, понимая их важность в экосистеме;

- продолжать развивать навыки экологически грамотного ухода за растениями.

Тема: «По рябиновой аллее мы пройдемся и рябинушке ласково улыбнемся».

(Объект:

«Рябиновая аллея»).

Расширять представления детей о растениях ближайшего окружения осенью - рябине; показать ее строение: ствол, ветки, листья, ягоды и др.;

- закрепить знания детей о конкретных особенностях рябины, по которым ее можно выделить;

рассказать, какую пользу приносят ягоды рябины людям, зверям, птицам.

Тема:

«Лекарственные

растения».

(Объект:

«Фитоогород»).

- Расширять знания детей о лекарственных растениях;

- закрепить название лекарственных растений, растущих на фитоогороде;

- формировать умения собирать лекарственные растения (календула);

- знакомить, какую пользу приносить это растение;

- развивать познавательную активность, творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;

- воспитывать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Тема: «Водоём»

(Объект: «Искусственный водоём»)  

Ознакомление детей с водоёмом и его обитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (утки, цапли), водные растения. Учить детей строить простые причинно – следственные связи. Показать, что на берегу и в воде живут растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Формировать представления детей об осенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать доброе отношение о всему живому, стремиться сохранить природу родного рая.

Октябрь

Тема: «Что нам осень принесла».

(Объект:

«Огород»).

 

Закреплять знания детей о конкретных свойствах овощей, называть, какие овощи растут на огороде;

- учить детей составлять рассказы о том, как ухаживать за овощами, описывать внешний вид овощей, привлекать детей к познавательно-исследовательской деятельности;

- воспитывать желание трудиться и ухаживать за растениями.

Тема: «В гости к белоствольной березке».

Объект:(«Берёза»).

 

- Закрепить знания детей о золотой осени, о характерных особенностях березы в это время года;

- способствовать развитию связной речи детей, делиться своими впечатлениями от увиденного, вызывая интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы;

- воспитывать умение видеть красоту осенних деревьев, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.

Тема: «Как живёте, муравьишки?»

(Объект: «Муравейник»).

Расширять представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника;

- закрепить знания детей о муравьях как о насекомых; выделяя характерные признаки;

- формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы, развивая умение наблюдать за объектом, делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к насекомым, чувство восхищения отлаженной жизнью муравейника.

ТЕМА: «Яблонька, яблонька, подари нам яблочко».

(Объект:

«Яблоня».

- Знакомить детей с тем, что осенью созревают фрукты в садах;

помочь детям вспомнить, что было на веточках яблони весной;

- расширять знания детей о том, что из бело-розовых цветочков появились вкусные, сочные плоды;

-развивать коммуникативные способности детей, связную речь;

- Воспитывать бережное отношение к плодовым деревьям.

Ноябрь

ТЕМА: «Осень в природе».

(путешествие по экологической тропе).

- Выявить особенности выбора видового состава растений на территории детского сада; обобщить представления об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи);

- закрепить навыки определения деревьев (клён, ель, рябина, береза, сосна) без листвы, по описанию;

- воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.

ТЕМА: «Вечнозелёные деревья».

(Объект:

«Ель. Туя»).

- Формировать представление об уникальности строения дерева – туи: его многоствольности,   расположении веток и вечнозеленой хвое, красоте этого дерева;

- дать детям знания о том, что семенами хвои питаются птицы;

- закрепить представление детей о необходимости света, влаги, почвы для роста растения;

- развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения;

- воспитывать любовь к природе, оберегать дерево от повреждений.

Формировать представления о сезонных изменениях в природе; учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой.

Закреплять и углублять знания детей о ели и туе, как представителях хвойных деревьев.

Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Учить различать хвойные деревья по коре, расположению веток, хвое, шишкам.

Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

ТЕМА: «Мудрое дерево».

(ОБЪЕКТ: «Сосна»).

- Воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к растениям, уважение и почитание к дереву – долгожителю;

- формировать представление о красоте и неповторимости «зеленого мудреца»;

- рассмотреть причудливость ствола, стебли, кроны дерева;

- развивать у детей навыки ориентирования по плану, потребность оказывать помощь растениям.

ТЕМА: «Улетают, улетают в дальние края».

(Объект: «Птичья кормушка»)

Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, о  их жизни,  на основе наблюдений;

- учить детей называть птиц, прилетающих на территорию детского сада, рассказывать об их внешнем виде, особенностях поведения, умение приспосабливаться к среде обитания;

- развивать наблюдательность.

-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их.

Декабрь

ТЕМА:

«Экскурсия

по рябиновой аллее»

(Объект: «Рябиновая аллея).

 

- Формировать представления детей о состоянии деревьев и кустарников зимой, об их приспособлении к изменению условий зимней погоды;

- учить различать деревья по стволу и кроне, расширять представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев;

- вызвать интерес к изменению жизни деревьев участка, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и вывод;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы.

Тема«Здравствуй, елочка – зеленая иголочка».

Объект: «Сосна. Ель».

 

- Закреплять знания детей о еле, определять ее отличия от сосны, называть части деревьев;

- развивать умение наблюдать за объектами, делать выводы;

- пополнять знания о том, что ель – очень красивое и полезное дерево;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Тема: « Птичья столовая».

Объект: «Кормушки».

Приобщать детей к заботе об окружающей природе, помогать птицам пережить зиму.

  1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней.
  2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуации, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
  3. Развивать любознательность детей, кругозор, учить делать выводы.
  4. Расширять знания детей о зимующих птицах, обогащать словарный запас загадками о пернатых, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

ТЕМА: «Экскурсия по экологической тропе».

(Объект: «Экологическая тропа»).

 

Формировать представление о зиме как времени года;

- учить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, сравнить зиму с летом (погода, растения);

- закреплять знания детей узнавать и называть деревья по стволу, расположению веток, кроне;

- способствовать воспитанию любви к родной природе.

Январь

ТЕМА: «Экскурсия к старому пню».

(Объект: «Старый пень»).

- Выяснить предположительные причины гибели дерева;

- закрепить знания детей о переходе воды в твердое состояние;

- воспитывать эстетическое восприятие зимней природы, уважительное отношение к старым деревьям, акцентировать внимание на уже прожитую или долгу жизнь.

ТЕМА: «Зачем зимой снег».

(Объект «Экологическая тропа»).

Закрепить у детей знания основных свойств снега, (цвета, состояния в разную погоду, способность сохранять тепло, очищать воздух, таять в помещении);

- дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет для почвы, растений.

ТЕМА: «Какие сны снятся растениям?»

(Объект: «Цветник»).

Формировать у детей  понятия о том, что под снегом находятся растения, они не погибли, они находятся в состоянии покоя. Снег оберегает растения от холода и мороза, чем больше снега, тем теплее растениям и корням деревьев;

- воспитывать заботливое отношение к растениям.

Февраль

ТЕМА: «Как живёте муравьишки?»

(Объект: «Муравейник»).

Формировать у детей понятие, что муравьи живут в муравейнике; напомнить детям, что в этом муравейнике живут черные муравьи. Они все лето утепляли свое жилище, заготавливая пищу;

- познакомить детей с тем, что зимой муравьи уходят глубоко в землю под свои муравейники, муравьи выделяют муравьиную кислоту, тем и питаются. Там они будут находиться до весны. Воспитывать желание у детей охранять муравейники, не разорять их.

ТЕМА: «Белая береза».

(Объект: «Береза»).

Расширять знания детей об особенностях жизни деревьев зимой.

Продолжать знакомить детей с особенностями строения берёз(ствол прямой белый с чёрными отметинами, веточки плавно опускаются вниз ).

Отметить, что зимой веточки очень хрупкие, ломкие.

В воспитывать бережное отношение к деревьям.

Тема: «Путешествие к водоёму»

Объект: (Искусственный водоём)

Ознакомление детей с водоёмом и его обитателями в зимний период. Формировать представления детей о зимних  изменениях в живой и неживой природе. Развивать доброе отношение о всему живому, стремиться сохранить природу родного рая.

Тема: «Зима в природе»

(Объект «Экологическая тропа»)

Выявить особенности выбора видового состава растений на территории детского сада; обобщить представления о зиме (листья на деревьях и кустарниках давно уже нет, трава находится под снегом);

- закрепить навыки определения деревьев (клён,  рябина, береза) без листвы, по описанию;

- воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.

Март

ТЕМА: «Весна, весна на улице».

(экскурсия по экологической тропе).

Закрепить у детей представления о весенних изменениях в природе (день удлинятся, ночь укорачивается, солнце ярче пригревает, снег стал рыхлым, темным, появились сосульки, оттепели, лужи);

-развивать наблюдательность, коммуникативные способности.

ТЕМА:

« Воробьиный день».

(ОБЪЕКТ

«Кормушки»).

- Знакомить детей с поведением птиц весной;

- расширять знания детей о птицах, их повадках;

- формировать представления о птицах, как живых организмов, которым присуще все признаки живого (движение, питание, дыхание);

- развивать интерес к жизни птиц в природе;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Тема: «Берёза»

Объект «Берёза. Клён».

Продолжать формировать у детей представления о берёзе, о клёне, об их особенностях. Учить отличать деревья друг от друга по кроне, стволу. Воспитывать уважительное и заботливое отношение к деревьям. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения.

ТЕМА:

«Мать - и – мачеха».

(Объект:

«Фитоогород»).

 

Формировать представление детей о первоцветах;

- познакомить детей с одним из первых первоцветов «Мать – и – мачеха»;

- уточнить из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения;

- закрепить знания детей, что это растение является лекарственным;

- воспитывать бережное отношение к растениям,

желание заботиться о них.

Апрель

ТЕМА: «Увидел скворца – знай: Весна у крыльца».

(Объект:«Берёзы со скворечником»).

Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (грачи, скворцы, журавли), прилет, добывание ими корма, постройка гнезда, выведение и выкармливание птенцов, забота о них;

- развивать интерес к жизни птиц в природе,

- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.

Тема: «Бабочки – красавицы»

( Объект: «Цветникк»)

Закреплять знания детей о многообразии бабочек: лимонница, крапивница, капустница, об особенностях строения и внешнего вида, их пользе и вреде для природы. Познакомить со стадиями развития бабочки. Формировать представления детей о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями.

ТЕМА: «Встреча с дождевым червем».

(Объект:

«Рябины»).

Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде;

- расширять знания детей о том, что дождевые черви появляются на поверхности после дождя в теплую погоду;

- дать детям понятие о том, что дождевые черви приносят пользу, их нельзя уничтожать.

Тема: «На огород к хозяйке Редиске».

(Объект: «Огород»)

Продолжать знакомить детей с работой людей на огороде с наступление весны, закреплять навыки посева семян редиски, моркови (лука), способы ухода за всходами. Выяснить значение тепла и влаги для прорастания семян. Закрепить знания детей о пользе овощей для здоровья человека.

Май

ТЕМА:

«Посадка цветочной рассады».

(Объект «Цветники»)

- Развивать бережное отношение к природному окружению, интерес к природе, выращиванию декоративных растений;

- формировать понятие о жизненном цикле растения (от семени до бутона), рассматривая строения корневой у ростков;

- формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности;

- закрепить названия весенних цветущих растений, правила ухода за ними во время посадки и полива.

ТЕМА: «Учим Незнайку горох сажать».

(Объект «Огород»).

Уточнить представления детей о том, что растения вырастают из семян;

- Научить узнавать семена гороха;

- закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха: ( земля, вода, свет, тепло);

- учить сажать проросший горох: сделать углубление, правильно вложить горох, присыпать землей, полить из лейки с ситечком;

- воспитывать интерес к выращиванию овощей.

ТЕМА:

«Одуванчик золотой – солнышка сынок родной».

(Объект «экологическая тропа»).

- Знакомить детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям;

- формировать бережное отношение к растениям;

- развивать коммуникативные способности детей; воспитывать любовь к природе.

ТЕМА:

«Яблоня в цвету».

(Объект «Яблоня»).

- Обратить внимание детей на цветущую яблоню;

- определить, какие цветы украшают яблоню;

- объяснить, что из этих цветов появятся сначала маленькие яблочки, затем осенью вырастут большие сладкие яблоки.

развивать умение детей любоваться красотой цветущего дерева.

Июнь

ТЕМА:«Ветер , ветер, ты могуч».

(Объект  «Берёза»).

Знакомить детей с явлениями неживой природы, с различной силой ветра, показывая роль ветра в жизни природы и человека. Привлекать детей к экспериментальной деятельности. Воспитывать в детях желание наблюдать, делать выводы, рассуждать.

ТЕМА:

«Лекарственные растения».

(Объект

«Фитоогород»).

Пополнять знания детей о лекарственных травах, растущих на фитоогороде( крапива, мята, календула, полынь, цикорий, подорожник);

- учить детей различать и называть растения;

- формировать представления о правилах сбора, хранения и применения;

- развивать любознательную активность детей, коммуникативные способности;

- побуждать детей к познавательной деятельности.

ТЕМА:

«В гостях у пчелки».

(Объект «Цветник»).

Формировать представления детей о том, как пчелы приспособились к окружающей среде (делают запасы на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют;

- познакомить с продуктами пчеловодства (мед, воск), их ценными свойствами;

- развивать любознательное отношение к природе;

Воспитывать доброе отношение к насекомым.

ТЕМА:

«Дружный муравейник». (Объект

«Муравейник»).

Расширять представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника;

- закреплять знания детей о муравьях, как насекомых, выделяя характерные признаки;

- рассмотреть муравьиные дорожки, ходы, процесс поиска, и перетаскивание пищи, показывая роль муравьев, как санитаров природы и уничтожителей вредных насекомых;

- формировать правила поведения детей вблизи муравейника, понимания недопустимости разорения муравейника, привычку оберегать этих маленьких тружеников, вызывая у детей восхищение и удивление поведению муравьев и жизнью муравейника;

- воспитывать интерес к исследовательской работе;

- учить детей не причинять вреда полезным насекомым.

Июль

ТЕМА:

«У цветочной клумбы».

(Объект «Цветник»).

Продолжать знакомить детей с цветами, растущими на клумбах;

- закреплять представления о строение цветка: стебель, листья, цвет;

- уточнять знания детей о том, какие условия необходимы для роста и развития растений (земля, тепло, вода);

- учить детей правилам ухода за растениями;

- воспитывать любовь к природе, заботливому отношению ко всему живому.

ТЕМА : «Пернатые друзья».

(Объекты «Берёза», «Рябина», «Сосна», «Туя», «Ель»).

Формировать у детей целостное представления о природном сообществе, о том, что летом птицам не голодно, они питаются насекомыми, семенами растений. Закреплять знания детей о птицах ,узнавать по внешнему виду, называть птиц, прилетающих на участок детского сада.

Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

Тема: «Белоствольная берёза»

Объект: «Берёза».

Закрепить знания детей о лете, о характерных особенностях березы в это время года;

- способствовать развитию связной речи детей, делиться своими впечатлениями от увиденного, вызывая интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы;

- воспитывать умение видеть красоту деревьев в летний период, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.

Тема: «Водоём»

(Объект: «Искусственный водоём»)  

Закрепление знаний детей о водоёме и его обитателях: рыбах, лягушках, насекомых, птицах (утки, цапли), водных растений. Учить детей строить простые причинно – следственные связи. Показать, что на берегу и в воде живут растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Формировать представления детей о летних изменениях в живой и неживой природе. Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного рая.

Август

ТЕМА: «Экскурсия к яблоньке».

(Объект:

«Яблоня».

Закрепить знания  детей о том, что летом созревают фрукты в садах;

помочь детям вспомнить, что было на веточках яблони весной;

- расширять знания детей о том, что из бело-розовых цветочков появились вкусные, сочные плоды;

-развивать коммуникативные способности детей, связную речь;

- Воспитывать бережное отношение к плодовым деревьям.

Тема: «Знатоки природы».

Объект «Экскурсия по экологической тропе»).

Обобщать полученные знания детей о живой и неживой природе.  Развивать мыслительные навыки: обобщение, систематизация, потребность проявлять заботу о растительном и животном мире.

Формировать познавательные умения: задавать вопросы, доказывать, рассуждать, иметь целостное представление о природном сообществе;

Актуализировать представление о растениях и насекомых, внешнем облике и образе жизни растений   и насекомых на участке.

Формировать представления   о развитии корневой системы растений.

Развивать представление о том, как растения переносят суровые условия зимы,  воспитывать бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию (подготовительная к школе группа)

Календарно-тематическое планирование включает в себя работу с детьми в разных областях (познание, художественное творчество, коммуникация, труд). Я постаралась раскрыть все темы экологического воспита...

Календарно тематическое планирование по экологическому кружку «Юный эколог»

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и  ориентирована на сложившиеся традиции  группы.Предлагаемая программа представ...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»...

Перспективное и календарно – тематическое планирование по экологическому воспитанию детей старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».

В данном докумкнте представлено перспективное и календарно-тематическое планирование, а так же ожидаемые результаты освоения программы по экологическому воспитанию для старшей группы на основе програм...

Календарное планирование по экологической тропе средней группы

Планирование посещения экологической тропы с детьми и ее объекты....

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников...

Календарно- тематическое планирование по проекту «Экологическая тропа в детском саду»

Разработка календарно-тематического планирования по проекту "Экологической тропы" (апрель-декабрь)...