Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Тема: « Осенняя радуга»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Самарина Наталья Валерьевна

Конспект по интеграции областей для детей с ОВЗ с использованием различных инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_raduga_2.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 75»  

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект                                      

непосредственно – образовательной           деятельности

по  ознакомлению с окружающим миром

с детьми старшего дошкольного возраста

 в  группе компенсирующей направленности.

Тема: « Осенняя радуга»

                                                                           Подготовили:

                                                   воспитатель Богданович М.  В.

                                                              учитель – дефектолог Самарина Н. В.

 «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» по редакцией Н.В.Нищевой

Возрастная группа: старшая.

Тема НОД:  «Осенняя радуга»

Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;                                                                                                                        Цель: Систематизировать знания детей  об овощах и  фруктах.  Коррекция и компенсация вторичных отклонений у детей с ОВЗ посредством  игровых технологий.

Задачи:                                                                                                      

Образовательные:

-   Закреплять конкретные представления о характерных  признаках осени.                                                                                                                                                            

-  Совершенствовать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;                                                                                     Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, закрепить навыки словообразования и словоизменения: образование качественных прилагательных от существительных);  

-Формировать умение узнавать и правильно называть цвет овощей, находить овощи заданного цвета (оттенка) в окружающем мире, определять их пространственное расположение и словесно обозначать его пространственной терминологией.

-Расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

Развивающие:

- Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи,  память;

 -Развивать цветовосприятие, способы зрительного обследования при рассматривании силуэтов и контуров, зрительное внимание, память,  функции фиксации, локализации и цветоразличения, моторные навыки, пальцево-ручной праксис при размещении объектов на коврографе.  

-Развивать мелкую моторику и общую координацию движений.                                                     

                                                                                                                       

  Воспитательные:

- Воспитывать культуру межличностных отношений, уметь работать в коллективе.

- Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.

- Воспитывать  устойчивый интерес к применению знаний в продуктивной деятельности, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,     познавательная.                                      

Формы организации: фронтальная, индивидуальная. 

Оборудование:

Материал к занятию: муляжи овощей (кабачок, чеснок, баклажан, помидор, огурец, картофель, морковь, лук) и фруктов (банан,  апельсин, яблоко, груша, слива),  посылка, письмо,  мяч,  чудесный мешочек; 1  корзина, 1 ваза;  разнос,  2 обруча – синий и красный, 2 карточки – схемы (вершки - корешки);

 запись мелодии О. Александровой  «Осенние дорожки», «Шум дождя»;  корзина с яблоками для сюрпризного момента, коврограф, «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки»,  «Цветная восьмерка», черные и цветные силуэты овощей разной величины, панно «Дерево» и «Грядки», персонаж  Ворон  Метр.

Словарная работа:

 Предметы: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, огурец, кабачок, тыква, перец, картофель, баклажан,  чеснок.

Признаки: красный, желтый, оранжевый, зеленый, бордовый, малиновый, коричневый, розовый, синий, черный.

Действия: выращивать, ухаживать, собирать.

 Предварительная работа: наблюдение за  изменениями  в природе на прогулке; экскурсии на огород;  рассматривание картин  А.Лентулова «Овощи»; И. Машков «Натюрморт с грибами»;  И. Грабарь «Осенний день», И. Левитан «Золотая осень», чтение с последующим обсуждением: М. Волошин «Осенью»,  А. Плещеев «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь», Л.Н. Толстой «Косточка», Ю. Тувим «Овощи», Р. Н. сказка «Вершки и корешки».

ХОД НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I. Вводная часть  (мотивация)

 Организационный момент:

Звучит мелодия О. Александровой «Осенние дорожки».

- Ребята! Сегодня мы с вами поговорим об удивительном времени года. А о каком,  вы узнаете,  отгадав загадку.

         Вот художник так художник

         Все леса позолотил,

         Даже самый сильный дождик

         Эту краску не отмыл.

         Отгадать загадку просим:

         Кто художник этот?

- Ребята, а вы знаете, что осень - это самая красивая пора, когда на улице очень много разноцветных красок; желтые, оранжевые, красные. Ребята, а кто из вас знает сколько месяцев длится осень?

- Перечислите их, пожалуйста:

Дети стоят на ковре,  взявшись за руки: "Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

- Осень

- Три

- Сентябрь, октябрь, ноябрь

II. Основная часть

Игра с мячом  «Что,  за чем, что перед чем».

- «Октябрь, а за ним...» — и кидает мяч ребенку справа.

- «Октябрь, а перед ним...» — и  кидает мяч ребенку.

-«Осень, а за ней...» — и кидает мяч ребенку справа.

- «Осень, а перед ней...» — и  кидает мяч ребенку.

Звучит аудиозапись «Шум дождя»

Слышаться стук в дверь.

Воспитатель открывает дверь, а там никого нет, один только коробок стоит, обклеенный разноцветными листьями.

- Ребята, - это же посылка от Осени. Давайте поглядим, что в ней. (Воспитатель ставит посылку на стол, и заглядывает внутрь). Тут письмо, Чудесный мешочек и наш гость Ворон  Метр.

-Давайте прочитаем, что в письме и кто его прислал. «Дорогие, ребятки, в моем саду-огороде переругались все овощи и фрукты. Спорили они о том, кто из них полезней. Вот и смешались они в одном чудесном мешочке. Помогите мне и Ворону Метру выполнить разные задания помирить овощи и фрукты. С уважением, Осень».

- Ребята, в этой посылке Чудесный мешочек. Вам нужно  угадать какие овощи и фрукты подарила нам Осень. Кому я предложу достать из мешочка овощ, или, фрукт, не будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его.                                 Воспитатель ставит на стол вазу и корзину  

Молодцы ребята! Справились с заданием. Итак, фрукты мы сложили в вазу, а овощи в корзину.

- А кто знает, где растут овощи?

Игра «Вершки – корешки» (со схемами).

Берется два обруча: красный, синий. Кладу их так, чтобы обручи не пересеклись.

- В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Физкультминутка - речедвигательная игра.  

«Мы пойдем в огород».  

Сюрпризный момент: «Дыня сбежала с грядки»

Работа на коврографе. Панно «Дерево» и разноцветные полоски «Огород».

-Ворон  Метр увидел овощи и фрукты и все они были черные и белые. Настроение у них было грустное и печальное. Характер сердитый. Они продолжали ссориться и спорить.

-Давайте позовем радугу на помощь и поможем раскрасить грустные черно-белые овощи.

-Какой фрукт и овощ ты можешь раскрасить красным цветом? И т.д.

-Что мы посадим на огород и что в сад на дерево?

-К какому цвету радуги мы не смогли подобрать овощи и фрукты? (синей и голубой)

-Такие разноцветные овощи и фрукты сразу повеселели и всем будут отдавать полезные витамины.

Игра «Пугало».

-Ребята, наш Ворон  Метр испугался что кто то забрался в огород и пугает весь -  весь народ. Давайте ему объясним,  зачем на огороде  ставят  Пугало.

-А почему платье у Пугала в дырах?

-Давайте поможем залатать его.

-Найди, что куда подходит.

-Вот и Пугало стало веселым и разноцветным.

Игра «Найди пару»

Ворон  Метр придумал новую игру.

-Солнышко грело овощи и фрукты, а они меняли цвет и форму.

-Отчего овощи и фрукты меняли свой цвет и величину?

-У каждого из вас своя картинка незрелого маленького овоща и фрукта, а вы должны подобрать большой зрелый.

Дети  стоят в кругу

Ребенок  ловит мяч, дает свой ответ: «Ноябрь» — и кидает педагогу.

Ребенок  ловит мяч, дает свой ответ: «Сентябрь» — и кидает педагогу.

Ребенок  ловит мяч, дает свой ответ: «Зима» — и кидает  педагогу.

«Лето»

Дети садятся на стульчики

Дети подходят к воспитателю по одному, достают  овощи  и фрукты из «Чудесного мешочка» и называют их.

Затем подходят к столу, на столе стоят ваза и  кладут овощи и фрукты в вазу или корзину. Дети комментируют свои действия:

- Помидор – это овощ. Я кладу помидор в корзину.

- Яблоки – это фрукты. Я кладу яблоки в вазу и. д.

- Огурец – это овощ, а персик – это фрукт.  Я кладу огурец в корзину, а персик в вазу.

Дети сидят на стульчики.

- овощи растут в огороде, на грядках

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда.

Физкультминутка - речедвигательная игра.  

«Мы пойдем в огород».  

«Мы пойдем в огород»,

Мы пойдем в огород -  (марш на месте)

Много там всего растет! (руки в стороны)

Огурцы сорвем мы с грядки, (легкий наклон туловища, «рвут огурцы)

Помидоры с кожей гладкой, (ладонями показывают сферу)

Хитрая морковка от нас укрылась ловко, (наклон туловища, руки вытянуть к полу, ладони соединить)

Дергай, дергай из земли – (руками попарно выдергивают морковь)

Все собрали – посмотри! (руки разводят  в стороны)

Дети получают разноцветные полоски и называют овощ и фрукт, который можно раскрасить этим цветом.

В обмен получают силуэтные цветные изображения .

-Яблоко и помидор.

Поочередно располагают овощи и фрукты на панно  дерево и огород.

-Чтобы никто не помешал расти

овощам и фруктам и не поклевал их.

Дети получают заплатки разноцветные в форме разных геометрических фигур. Подбирают по форме и латают платье.

Ребята встают вокруг стола, где лежат картинки незрелых фруктов и овощей.

-Оттого, что созревали.

Дети проверяют друг друга не ошиблись ли они при выборе.

III.Заключительная часть (рефлексия).

Игровое упражнение

«Вспомни и скажи»

- Дети, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?  

- Какая игра  запомнилась и понравилась больше  всего?

-Что было трудно?

-Что было легко и весело.

- Ребята, возьмите по одному осеннему листику – если, вам понравилось  выполнять задания  – оранжевый листок, если, нет – коричневый.

Звучит мелодия О. Александровой «Осенние дорожки».

- Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями и  за это вам  Щедрая Осень прислала вам свои дары, угощайтесь на здоровье!  (корзина с яблоками).

Дети  отвечают на вопросы

- О времени года – осень.

- Мне понравилась игра «Чудесный мешочек»,

- А мне понравилось латать заплатки у Пугало.

- Я запомнил,  как мы помогали Ворону  Метру.

Дети берут осенние листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию картины мира с детьми старшего, дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»

Непосредственно образовательная деятельностьпо Формированию картины мирас детьми старшего, дошкольного возраста  «Деревья вокруг нас»...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по теме: «Предметы быта и утварь»

Данное занятие, конспект  которого я публикую, является итогом большой работы по приобщению  детей к культуре русского  народа, формированию осознанного  отношения к роли человека ...

Конспект организованной образовательной деятельности по "Познавательному развитию". Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Осенний квест - марафон»

Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мы память о подвигах свято храним».

Тема: «Мы память о подвигах свято храним».Цель: познакомить детей с историей военных подвигов.Задачи:образовательные- познакомить детей со школьным музеем  имени Николая Яковлевича Гр...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние животные – друзья человека»

Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Мы – туристы, альпинисты»

Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте....