Главные вкладки

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Тема: « Осенняя радуга»
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

    Самарина Наталья Валерьевна

    Конспект по интеграции областей для детей с ОВЗ с использованием различных инновационных технологий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_raduga_2.docx33.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад  № 75»  

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

    Конспект                                      

    непосредственно – образовательной           деятельности

    по  ознакомлению с окружающим миром

    с детьми старшего дошкольного возраста

     в  группе компенсирующей направленности.

    Тема: « Осенняя радуга»

                                                                               Подготовили:

                                                       воспитатель Богданович М.  В.

                                                                  учитель – дефектолог Самарина Н. В.

     «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» по редакцией Н.В.Нищевой

    Возрастная группа: старшая.

    Тема НОД:  «Осенняя радуга»

    Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;                                                                                                                        Цель: Систематизировать знания детей  об овощах и  фруктах.  Коррекция и компенсация вторичных отклонений у детей с ОВЗ посредством  игровых технологий.

    Задачи:                                                                                                      

    Образовательные:

    -   Закреплять конкретные представления о характерных  признаках осени.                                                                                                                                                            

    -  Совершенствовать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;                                                                                     Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, закрепить навыки словообразования и словоизменения: образование качественных прилагательных от существительных);  

    -Формировать умение узнавать и правильно называть цвет овощей, находить овощи заданного цвета (оттенка) в окружающем мире, определять их пространственное расположение и словесно обозначать его пространственной терминологией.

    -Расширить и активизировать словарь детей по данной теме;

    Развивающие:

    - Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи,  память;

     -Развивать цветовосприятие, способы зрительного обследования при рассматривании силуэтов и контуров, зрительное внимание, память,  функции фиксации, локализации и цветоразличения, моторные навыки, пальцево-ручной праксис при размещении объектов на коврографе.  

    -Развивать мелкую моторику и общую координацию движений.                                                     

                                                                                                                           

      Воспитательные:

    - Воспитывать культуру межличностных отношений, уметь работать в коллективе.

    - Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.

    - Воспитывать  устойчивый интерес к применению знаний в продуктивной деятельности, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.

    Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,     познавательная.                                      

    Формы организации: фронтальная, индивидуальная. 

    Оборудование:

    Материал к занятию: муляжи овощей (кабачок, чеснок, баклажан, помидор, огурец, картофель, морковь, лук) и фруктов (банан,  апельсин, яблоко, груша, слива),  посылка, письмо,  мяч,  чудесный мешочек; 1  корзина, 1 ваза;  разнос,  2 обруча – синий и красный, 2 карточки – схемы (вершки - корешки);

     запись мелодии О. Александровой  «Осенние дорожки», «Шум дождя»;  корзина с яблоками для сюрпризного момента, коврограф, «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки»,  «Цветная восьмерка», черные и цветные силуэты овощей разной величины, панно «Дерево» и «Грядки», персонаж  Ворон  Метр.

    Словарная работа:

     Предметы: морковь, редис, капуста, свекла, помидор, лук, огурец, кабачок, тыква, перец, картофель, баклажан,  чеснок.

    Признаки: красный, желтый, оранжевый, зеленый, бордовый, малиновый, коричневый, розовый, синий, черный.

    Действия: выращивать, ухаживать, собирать.

     Предварительная работа: наблюдение за  изменениями  в природе на прогулке; экскурсии на огород;  рассматривание картин  А.Лентулова «Овощи»; И. Машков «Натюрморт с грибами»;  И. Грабарь «Осенний день», И. Левитан «Золотая осень», чтение с последующим обсуждением: М. Волошин «Осенью»,  А. Плещеев «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь», Л.Н. Толстой «Косточка», Ю. Тувим «Овощи», Р. Н. сказка «Вершки и корешки».

    ХОД НОД:

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    I. Вводная часть  (мотивация)

     Организационный момент:

    Звучит мелодия О. Александровой «Осенние дорожки».

    - Ребята! Сегодня мы с вами поговорим об удивительном времени года. А о каком,  вы узнаете,  отгадав загадку.

             Вот художник так художник

             Все леса позолотил,

             Даже самый сильный дождик

             Эту краску не отмыл.

             Отгадать загадку просим:

             Кто художник этот?

    - Ребята, а вы знаете, что осень - это самая красивая пора, когда на улице очень много разноцветных красок; желтые, оранжевые, красные. Ребята, а кто из вас знает сколько месяцев длится осень?

    - Перечислите их, пожалуйста:

    Дети стоят на ковре,  взявшись за руки: "Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся"

    Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

    - Осень

    - Три

    - Сентябрь, октябрь, ноябрь

    II. Основная часть

    Игра с мячом  «Что,  за чем, что перед чем».

    - «Октябрь, а за ним...» — и кидает мяч ребенку справа.

    - «Октябрь, а перед ним...» — и  кидает мяч ребенку.

    -«Осень, а за ней...» — и кидает мяч ребенку справа.

    - «Осень, а перед ней...» — и  кидает мяч ребенку.

    Звучит аудиозапись «Шум дождя»

    Слышаться стук в дверь.

    Воспитатель открывает дверь, а там никого нет, один только коробок стоит, обклеенный разноцветными листьями.

    - Ребята, - это же посылка от Осени. Давайте поглядим, что в ней. (Воспитатель ставит посылку на стол, и заглядывает внутрь). Тут письмо, Чудесный мешочек и наш гость Ворон  Метр.

    -Давайте прочитаем, что в письме и кто его прислал. «Дорогие, ребятки, в моем саду-огороде переругались все овощи и фрукты. Спорили они о том, кто из них полезней. Вот и смешались они в одном чудесном мешочке. Помогите мне и Ворону Метру выполнить разные задания помирить овощи и фрукты. С уважением, Осень».

    - Ребята, в этой посылке Чудесный мешочек. Вам нужно  угадать какие овощи и фрукты подарила нам Осень. Кому я предложу достать из мешочка овощ, или, фрукт, не будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его.                                 Воспитатель ставит на стол вазу и корзину  

    Молодцы ребята! Справились с заданием. Итак, фрукты мы сложили в вазу, а овощи в корзину.

    - А кто знает, где растут овощи?

    Игра «Вершки – корешки» (со схемами).

    Берется два обруча: красный, синий. Кладу их так, чтобы обручи не пересеклись.

    - В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

    Физкультминутка - речедвигательная игра.  

    «Мы пойдем в огород».  

    Сюрпризный момент: «Дыня сбежала с грядки»

    Работа на коврографе. Панно «Дерево» и разноцветные полоски «Огород».

    -Ворон  Метр увидел овощи и фрукты и все они были черные и белые. Настроение у них было грустное и печальное. Характер сердитый. Они продолжали ссориться и спорить.

    -Давайте позовем радугу на помощь и поможем раскрасить грустные черно-белые овощи.

    -Какой фрукт и овощ ты можешь раскрасить красным цветом? И т.д.

    -Что мы посадим на огород и что в сад на дерево?

    -К какому цвету радуги мы не смогли подобрать овощи и фрукты? (синей и голубой)

    -Такие разноцветные овощи и фрукты сразу повеселели и всем будут отдавать полезные витамины.

    Игра «Пугало».

    -Ребята, наш Ворон  Метр испугался что кто то забрался в огород и пугает весь -  весь народ. Давайте ему объясним,  зачем на огороде  ставят  Пугало.

    -А почему платье у Пугала в дырах?

    -Давайте поможем залатать его.

    -Найди, что куда подходит.

    -Вот и Пугало стало веселым и разноцветным.

    Игра «Найди пару»

    Ворон  Метр придумал новую игру.

    -Солнышко грело овощи и фрукты, а они меняли цвет и форму.

    -Отчего овощи и фрукты меняли свой цвет и величину?

    -У каждого из вас своя картинка незрелого маленького овоща и фрукта, а вы должны подобрать большой зрелый.

    Дети  стоят в кругу

    Ребенок  ловит мяч, дает свой ответ: «Ноябрь» — и кидает педагогу.

    Ребенок  ловит мяч, дает свой ответ: «Сентябрь» — и кидает педагогу.

    Ребенок  ловит мяч, дает свой ответ: «Зима» — и кидает  педагогу.

    «Лето»

    Дети садятся на стульчики

    Дети подходят к воспитателю по одному, достают  овощи  и фрукты из «Чудесного мешочка» и называют их.

    Затем подходят к столу, на столе стоят ваза и  кладут овощи и фрукты в вазу или корзину. Дети комментируют свои действия:

    - Помидор – это овощ. Я кладу помидор в корзину.

    - Яблоки – это фрукты. Я кладу яблоки в вазу и. д.

    - Огурец – это овощ, а персик – это фрукт.  Я кладу огурец в корзину, а персик в вазу.

    Дети сидят на стульчики.

    - овощи растут в огороде, на грядках

    Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда.

    Физкультминутка - речедвигательная игра.  

    «Мы пойдем в огород».  

    «Мы пойдем в огород»,

    Мы пойдем в огород -  (марш на месте)

    Много там всего растет! (руки в стороны)

    Огурцы сорвем мы с грядки, (легкий наклон туловища, «рвут огурцы)

    Помидоры с кожей гладкой, (ладонями показывают сферу)

    Хитрая морковка от нас укрылась ловко, (наклон туловища, руки вытянуть к полу, ладони соединить)

    Дергай, дергай из земли – (руками попарно выдергивают морковь)

    Все собрали – посмотри! (руки разводят  в стороны)

    Дети получают разноцветные полоски и называют овощ и фрукт, который можно раскрасить этим цветом.

    В обмен получают силуэтные цветные изображения .

    -Яблоко и помидор.

    Поочередно располагают овощи и фрукты на панно  дерево и огород.

    -Чтобы никто не помешал расти

    овощам и фруктам и не поклевал их.

    Дети получают заплатки разноцветные в форме разных геометрических фигур. Подбирают по форме и латают платье.

    Ребята встают вокруг стола, где лежат картинки незрелых фруктов и овощей.

    -Оттого, что созревали.

    Дети проверяют друг друга не ошиблись ли они при выборе.

    III.Заключительная часть (рефлексия).

    Игровое упражнение

    «Вспомни и скажи»

    - Дети, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?  

    - Какая игра  запомнилась и понравилась больше  всего?

    -Что было трудно?

    -Что было легко и весело.

    - Ребята, возьмите по одному осеннему листику – если, вам понравилось  выполнять задания  – оранжевый листок, если, нет – коричневый.

    Звучит мелодия О. Александровой «Осенние дорожки».

    - Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями и  за это вам  Щедрая Осень прислала вам свои дары, угощайтесь на здоровье!  (корзина с яблоками).

    Дети  отвечают на вопросы

    - О времени года – осень.

    - Мне понравилась игра «Чудесный мешочек»,

    - А мне понравилось латать заплатки у Пугало.

    - Я запомнил,  как мы помогали Ворону  Метру.

    Дети берут осенние листья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ГРИБНОЕ ЦАРСТВО"

    Познакомить детей с грибами(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных).  Уточнить условия, необходимые  для роста и развития грибов ....

    Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

    Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

    Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

    Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

    Непосредственно образовательная деятельность по формированию картины мира с детьми старшего, дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»

    Непосредственно образовательная деятельностьпо Формированию картины мирас детьми старшего, дошкольного возраста  «Деревья вокруг нас»...

    Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по теме: «Предметы быта и утварь»

    Данное занятие, конспект  которого я публикую, является итогом большой работы по приобщению  детей к культуре русского  народа, формированию осознанного  отношения к роли человека ...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

    Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

    Конспект организованной образовательной деятельности по "Познавательному развитию". Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Осенний квест - марафон»

    Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей ...