Конспект открытого занятия "Весенние заботы птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Такун Наталья Степановна

занятия проводится для родителей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_miru_prirody.docx256.1 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект открытого занятия по миру природы

Тема : «Весенние заботы птиц»

Автор: воспитатель Такун Наталья Степановна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №20» г.Усинска

Форма проведения:  игра - беседа

Участники : дети подготовительной группы

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

             Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная

Цель: Обобщение и систематизирование знаний у детей об изменениях в жизни птиц весной.

Задачи:

1 .Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.

2 .Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах.

3 .Формировать гуманное отношение к птицам.

Предварительная работа:

         Чтение книг о птицах : М.Горький «Воробьишко»; Т.Нуждина «Сова», «Сорока», «Снегирь», «Журавли», «Дятел»; В.Бианки «Лесные домишки», «Птичьи разговоры», «Синичкин календарь»; наблюдение на прогулке за воробьями и голубями.

       Размещение в родительском уголке приглашение на открытое занятие.

Материал:

Игра «Чье гнездо»; картинки с птицами; календарь прилета птиц; модели; запись голосов птиц; альбомный лист бумаги; цветные карандаши.

                                                           Ход занятия

       Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришли ваши родители. Они с большим интересом хотят услышать и увидеть, как вы отвечаете на занятиях, какими знаниями и умениями вы овладели на занятиях по природному миру.

      Воспитатель.Тему нашего занятия я предлагаю вам отгадать самим. Слушайте загадки.

- Невеличка-птичка скачет,

Все чирикает, не плачет.

Серый, шустренький такой,

Спит зимою под стрехой.   (воробей)

- Красным яблоком мелькает,

Меж деревьев летает.

Сладкие ягоды собирает. (снегирь)

Воспитатель.Вопросы детям:

  - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить и почему? (ответы детей)

- Какие бывают птицы?

- Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?

- Чем они питались?

- Как люди им помогают?

- Какое сейчас время года?

- Чем птицы занимаются весной?

- Каких птиц вы видели в нашем городе и наблюдали на участке?

Ига «Зимующие и перелетные птицы»

Дети выкладывают на доске зимующих и перелетных птиц.

Зимующие                                                                            Перелетные

Воробей, синица,                                                                 Дрозд, грач,

голубь, ворона,                                                                    скворец, жаворонок,

клест, дятел, сорока,                                                          чиж, ласточка, гуси,

галка                                                                                       аист, кукушка, утки, журавли

Работа с моделями:

   Работа в группах. Детям предлагается выбрать и объяснить модели которые относятся к зимующим и перелетным птицам. (ответы детей)

       Воспитатель. Не правда ли, приятно открывать окно с приходом весны, впуская теплый ветер в квартиру, а вместе с ветром - лепестки черемухи, оторвавшиеся от цветка, и звонкое пение птиц, нежное и чистое. Такое пение не услышишь зимой и осенью, им можно наслаждаться лишь весной и летом, когда перелетные птицы гостят у нас. С дождями, первыми холодами и первым, наводящим грусть снегом они появятся в небе, пронизанном свинцовыми тучами, и прощально махнут нам своими крыльями...

 По «Народному календарю», девятого марта начинается прилет птиц из теплых стран, а двадцать второго марта из далеких краев летят сорок птиц на Сороки день. На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы -жаворонка. Девятого апреля чибис прилетел - на хвосте воду принес, а еще в народе так говорили: если чибис кричит с утра - к ясной погоде. Восьмого мая отмечается массовый прилет певчих птиц, а двадцать второго в наши края прилетают самые последние пичужки.

       В народе много пословиц по поводу прилета птиц. «Увидал скворца, знай - весна у крыльца». «Чайка прилетела - скоро лед пойдет». «Журавли прилетели - тепло принесли». «Зяблики прилетели к стуже». На сороки «прилетел кулик из-за моря, принес воду из неволья».

 У каждого вида прилетающих птиц - свои излюбленные места поселения. Так, на земле, в траве поселяются соловьи, овсянки, коньки, пеночки - веснички;

 - На кустах и ветках деревьев вьют гнезда  - зяблики, клесты, иволги, дрозды, пеночки-пересмешки;

 - в дуплах - вертишейки, дятлы, синицы, чалки, скворцы, совы, мухоловки. Поползни, пищухи;

 - в старые гнезда прилетают грачи;

 - под навесами домов, под крышами - ласточки, воробьи;

 - на толстой сосне гнездо у орла, у него самое большое гнездо;

 - под землей, на берегах рек - ласточки-береговушки;

 - плавучее гнездо у водяной птицы чомги;

 - по чужим гнездам устраиваются кукушки, кулик-черныш.

 Самое маленькое гнездо - у желтоголового королька.

Физкультминутка.

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто

Игровое упражнение «Чье гнездо»

Детям предлагаются изображения 6 гнезд и 6 птиц. Дети должны разложить всех птиц по своим гнездам. Рассказ об этих птицах.

                     

 Игровое упражнение «Чем заняты скворцы»

     Дети берут картинки по очереди и рассказывают о том, что нарисовано и что они знают о птице и птенцах. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети.

Рисуем птицу. Под звуки фонограммы с голосами птиц, дети рисуют любую птицу, голос какой птицы они услышали.

Итог занятия. Выставка рисунков.