Конспект открытого занятия "Берегите птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тюрина Ольга Ивановна

Конспект ООД по экологии "Берегите птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ПОСЁЛКА ДОЛГОРУКОВО»

Конспект открытого занятия

на тему «Берегите птиц».

Подготовили воспитатели: Тюрина О.И.

Конспект образовательной деятельности на тему «Берегите птиц»

для детей подг. группы

Цель: Продолжать формировать основы экологической культуры .

Программное содержание:

- закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;

- расширять представления о зимующих птицах;

- развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: чтение рассказа Е.И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г.Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К.Орешина), рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке.

Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, Д/И, беседа, психогимнастика, объяснение воспитателя, физкультминутки.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», ноутбук, карточки для ДИ «Живая пирамида», Лабиринт «Чей клюв»

ХОД ООД

Воспитатель:

- Доброе утро, дети. Я очень рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся и с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.

- А пока, давайте не много расслабимся. (дети присаживаются на ковер)                                  

Закройте, пожалуйста, глазки. Вспомните самый приятный момент вашей жизни (звучит музыка «Голоса птиц»)

Сейчас я вам расскажу историю про одного художника. Послушайте. «У этого художника нет - и не может быть счастливого соперника во все времена на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые каменные хороводы, он спускается в долины и одевает их в неповторимые наряды, проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы ели. Его палитра: и зеленное раздолье полей и лесов, и серое безмолвие пустынь, и степи, бегущие за горизонт». Как вы думаете ,дети, как имя этого гениального художника? Кто же может создавать эту нерукотворную красоту? (ответы детей)

- Да, природа создает, дарит нам этот удивительный мир. И среди этих даров –птицы.

Воспитатель:

- Миллионы лет назад появились первые пернатые.

Как вы думаете, дети , почему их так называют?

- А еще через миллион лет зашагал по земле человек, способный оценить всю эту красоту. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, и услышал удивительные звуки.

Что же доносилось с неба?

- Действительно, это были голоса птиц. Это – удивительная ,неповторимая, живая музыка природы, которую никогда и не с чем не перепутаешь . (музыка смолкает)

Воспитатель:

- А представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев.

Как вы думаете, каким тогда стал бы наш мир? (Ответы детей)

(унылым, безрадостным)

Да, но птицы дарят нам не только красоту, они еще и приносят огромную пользу. Какую же пользу приносят птицы?

Птицы – наши друзья, они уничтожают вредных насекомых, которые уничтожают листья на деревьях, траву, кору деревьев. Грызунов, которые портят корни растений.

Жучки и червячки, букашки и паучки на все растения нападут, обглодают ветки, почки, даже малые листочки! И не будет у нас ни деревьев и трав, ни цветов и плодов, ни зелёных лесов, вот что будет дети, если не будет птиц на нашей планете!

Воспитатель:

Мы с вами уже говорили о том, что под толстым слоем снега птицам нелегко добывать себе корм, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Воспитатель читает стихотворение Елены Благининой «Мороз».

Морозы жестокие в этом году,

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за жучку: в её конуре

Такой же морозище, как во дворе,

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробушек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Воспитатель:

Мы их покормим в это время года

Они нас летом отблагодарят

Вредителей садов и огородов,

Всех червяков и гусениц съедят.

- Ребята, скажите мне , чем питаются птицы?

Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.

Пшено и просо предпочитает воробей.

Ягоды рябины – снегири.

Хлебные крошки едят синицы, воробьи.

Сырое (несоленое) сало- синицы, дятлы.

Сырое мясо- синицы, вороны, дятлы, сороки.

Воспитатель. –Хорошо, но сегодня мы с вами познакомимся с понятием «экологическая пирамида» и поймём, почему в природе все взаимосвязано:

- Я хочу загадать вам загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.

-Догадались? Конечно это - лес. (СЛАЙД 1)

ВЫСТАВИТЬ КАРТОЧКИ ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ (СЛАЙД 2, 3)

Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

СЛАЙД 4

На первый взгляд кажется, что в лесу находятся одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

- Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Ответы детей).

-Дети: Тепло, свет.

Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Дети: Насекомых.

Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц).

- Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Попробуем это доказать,ответив на следующие вопросы:

- Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

Воспитатель: А если убрать насекомых?

Дети: Некому будет опылять растения.

Воспитатель: А если убрать растения?

Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Воспитатель: Хотим мы этого?

Дети: Нет.

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири- тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Воспитатель предлагает сделать пирамиду из полосок бумаги. На самой длинной полоске изображены – колоски, на средней – мыши, на короткой – сова. Для сравнения показывает игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.

Воспитатель объясняет, что МЫШКИ любят колоски. Сколько колосков мышка съедает? Одну или много? Много. Поэтому полоска с колосками длиннее, чем полоска с мышками, и мышей меньше, чем колосков. Ну, а мышей не прочь отведать на обед сова. Сова большая, сильная. Чтобы ей быть такой сильной, нужно съесть много мышей. Поэтому мышей в лесу должно быть больше, чем сов, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: одна сова съедает много мышей, а одна мышь – много колосков. Таким образом, чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей больше, чем сов.

Воспитатель просит выложить вторую пирамиду и высказать свои мысли по поводу второй пирамиды.

 Игра «Живая пирамида»

-Воспитатель предлагает построить пирамиду жизни. Дети строят пирамиду самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты.

Воспитатель раздает картинки, дети выстраивают «живые пирамиды».

I ряд

РАСТЕНИЯ

II ряд

ЖИВОТНЫЕ

травоядные

III ряд

ЖИВОТНЫЕ

мелкие хищники

колосья

мыши

сова

Лист, деревья

гусеница

синица

Шишки, сосна

Личинка жука

дятел

Обсуждается с детьми, почему они построили именно такую пирамиду.

III Заключительная часть.

-Воспитатель: В природе между численностью животных (хищных и травоядных существует подвижное равновесие). Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются «экологические пирамиды». Давайте никогда ничего не будем разрушать «экологические пирамиды», ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Воспитатель. - А еще птицы подсказывают людям, какую надо ожидать погоду:

Ребята какие приметы вы знаете:

Низко летают ласточки – (к дождю)

Летают ласточки высоко – (к солнечной погоде)

Ворона сидит на верхушки дерева – (к морозу)

Кукушки стали куковать – (морозам больше не бывать)

Дидактическая игра «Чей клюв, лабиринт ?»

-А закончим сегодняшнюю беседу прослушиванием стихотворения

Анализ. Итог.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой...

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель предлагает детям пойти на улицу  и насыпать в кормушки корм для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

В рамках дошкольного учреждения все педагоги нашего сада подготовили и провели показ открытых занятий Мною было показано интегрированное занятие  по ознакомлению с окружающим миром. Дети узнали м...

конспект открытого занятия "Птицы зимующие и перелетные"

Конспект НОД по ознакомлению с природой в подготовительной группе...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромво второй младшей группе.Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»....

Конспект открытого занятия "Птицы на ветках рябины"

Тема ООД:  «Птицы  на ветках»Дата проведения:Воспитатель: Дмитриева Елена СергеевнаФорма организации: коллективнаяПриоритетная  образовательная область: Познавательное разви...

конспект открытого занятия птицы

Знакомство с жизнедеятельностью птиц.Закрепление значий о перелетных и зимующих птицах....