Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: "Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Лоцманкова Ольга Сергеевна

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

  

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема:

 Экспериментирование, как инструмент творческого освоения мира детьми среднего возраста

Лоцманкова Ольга Сергеевна

(Ф.И.О. педагога)

воспитатель

(специальность)

высшее педагогическое

(образование)

19 лет

(стаж педагогической работы)

_соответствие занимаемой должности

(квалификационная категория)

23.06.2017

(профессиональная переподготовка)

 сентябрь 2018

(дата начала работы над темой)

май 2019

(предполагаемая дата окончания работы)

 Актуальность: Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Цель: Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.

Задачи:

Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.

Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.

 Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования;

2.Оформить в группе центр активности (или мини-центр): «Лаборатория экспериментирования;

3.Подготовить (принять участие) в семинаре «Содержание уголка природы, уголка экспериментирования в разных возрастных группах;

4. Подготовить материал (провести) мастер-класс для родителей по теме: «В мире пластмассы».

Месяц

Формы работы

 

 

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

  Проведение игр

консультации

Подготовка материала

октябрь

Проведение занятия

Подготовка картотеки

Беседа

ноябрь

Пополнение уголка экспериментирования.

Проведение  игры.

Консультации

Папка-передвижка

декабрь

Занятие

Пополнение картотеки.

Фотоотчет

январь 

Пополнение уголка.  Занятие. 

Отбор материала. 

Папка-передвижка 

февраль 

Изготовление дидактических игр 

консультации 

Папка-передвижка 

март-май 

Проведение игр 

Пополнение картотеки 

Мастер-класс

 Практические выходы:

1. Подготовка (принятие участия) семинара. Тема: «Содержание уголка экспериментирования».

2. Оформление папки-передвижки. Тема: «Сравнение стекла и пластмассы»; тема: «Волшебная вода»; тема: «Ткань и ее свойства».

3.Оформление сборника консультаций         для родителей. Тема: «Домашняя лаборатория».

4. Выставка работ на тему: «Хитрые семена».

5.Проведение мастер-класса для родителей «В мире пластмассы».

6. Отчет о проделанной работе за учебный год.

 Отчет

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В. Дыбина  «Ознакомление с предметным и социальным окружением», О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в средней группе.

Цели и задачи моей работы

Цели:

- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента.

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Развивать представление об основных физических явлениях.
  3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
  4. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию «Мы - исследователи», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.

С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

«Можно ли пить талую воду» - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

«Хитрые семена» - познакомила со способами проращивания семян.

«Ходит капелька по кругу» - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.

«В мире стекла» - помогала детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

«В мире пластмассы» - знакомила детей со свойствами и  качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

«Дерево умеет плавать» - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

«Сравнение стекла и пластмассы» - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

«Волшебная вода» - расширяла знания детей о свойствах воды

(вода – жидкость, которая не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).

«Ткань и ее свойства» - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болоньевая ткань - не впитывают влагу).

«Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.

В своей работе создавала образовательные ситуации:

 «Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

«На чём полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры:

«Подбери материал для названного предмета»

«Оглянись вокруг»

» «Расскажи о предмете»

«Отгадай материал

«Где спрятался воздух»

«Что из чего будет»

  В результате НОД и опытов-экспериментов:

  • ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
  • познакомились с явлениями природы;
  • получили представление о круговороте воды в природе;
  • уточнили знания о воде, о ее состояниях;
  • познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
  • дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
  • познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
  • ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации ( по ФГОС).

 В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

- интеллектуально-педагогическая компетентность

- информационная компетентность

 

Литература:  (Автор, название, год издания, издательство.)

1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.

2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.

3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.

4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11

5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.

6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5

7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.

8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.

9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003