Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию из цикла «В гостях у профессора Знайки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шалепо Виктория Юрьевна

Программное содержание: познакомить с видами и характеристикой соли. Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию из цикла «В гостях у профессора Знайки».

Тема «Свойства соли».

Программное содержание: познакомить с видами и характеристикой соли. Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Материал: иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола); одноразовые ложки и тарелочки (по количеству детей, два стакана).

Безопасность: нельзя пробовать и осторожно обращаться с морской солью.

Ход НОД.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята!  Когда я шла к вам в детский сад, услышала разговор работников кухни…
-  Они перепутали баночки и не могут найти продукт, без которого обед будет невкусный. Что же делать? 

- Поможем поварам? (ответы детей) 
 Загадать загадки:

   Отдельно я не так вкусна,

   зато красива, солона,

   и в пище каждому нужна? (соль) 

            

             Что же это за песочек,

              сладок с ним у нас чаёк,

              в каждой кухне проживает,

              всем хозяйкам угождает? (сахар) 

 - Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? (ответы детей) 
- А чем отличается соль от сахара? (ответы детей) 
- Сравните по запаху
? (ответы детей) 
- А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей) 
- А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? 
(ответы детей) 

 Попробуйте на вкус. 
- Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей) 
- Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы подпишем банки. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед. 
- А что бы вы хотели еще узнать о соли? ( ответы детей)
 Воспитатель: прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли?(ответы детей)

Рассказ воспитателя.

Соль, один из важнейших минералов на земле. Минерал – это природное тело, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли.  Соль образуется в морях, океанах, соляных озёрах; соль образуется под землей, образуя соляные горы (рудники). Для добычи соли используют специальные машины.

В пищу, мы употребляем каменную соль – столовую, также известная, как поваренная соль. Основное отличие каменной соли от поваренной – это размер. Каменная соль имеет форму крупных, массивных кристаллов, в отличие от поваренной соли, кристаллы которой очень маленькие. Тысячи лет люди употребляли соль в пищу. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для работы мозга. Человеку в сутки всего надо одну чайную ложку. Соль человек использует в быту, медицине, промышленности.

- Ребята, а ещё соль - волшебница. 
- Вы хотите в этом убедиться? (ответы детей) 
А для этого я вас приглашаю в лабораторию профессора Знайки, чтобы провести опыты с солью. Нам нужно превратиться в «учёных» и вспомнить правила работы в лаборатории.

    Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории, надевают шапочки. Проходят в «лабораторию».

Правила безопасности для детей:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!

Физкультминутка: «Солим капусту»

Мы капусту рубим- рубим,

Мы капусту мнём- мнём,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмём-жмём.

 Опыты с солью:

-Перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты.

Опыт №1

 «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью.  Рассмотрите ее.

- Что вы можете сказать о её внешнем виде? (ответы)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- Рассмотрите соль в увеличительное стекло.

-Что вы видите? (ответы)

 Вывод: Соль белого цвета, состоит из кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.

Опыт №2:

  Проведем еще один опыт. Пересыпьте соль ложечкой.

Вывод: Соль сыпучая

Вывод: Соль твердая, хрустящая

 Опыт №3. 

А теперь в ложку наберите немного воды и капните ее в любую тарелочку с солью.  Что произошло с водой? (ответы)

Вывод: Соль впитывает воду.

 Опыт №4.

- Перед вами 2 стакана с водой и обычная пищевая соль. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.

- Что стало с солью?

- Что стало с водой?

- Какая вода теперь на вкус?

Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.

 Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи.

 Опыт №5 

- Попробуйте воду на вкус.

Вывод: Вода стала соленной.  Соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

 Вывод исследований:

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. 

Рефлексия:

-Ребята что нового вы узнали?

О каком камне - минерале мы сегодня с вами говорили?

О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории профессора Знайки?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с экспериментированием на тему: «Что в пустом стакане?».

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», доказать, что воздух есть повсюду; развивать способности к преобразованию.Что дает ребенку деятельность экспериментирования?Во-первых, у детей формир...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Вулкан"...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «ВСТРЕЧА СНЕГОВИКА И ЛЕДОВИКА»

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах воды и льда- формирование у детей умение ставить цели, планировать свою деятельность, делать простейшие умозаключения;- п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность  Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию на тему «КАПЕЛЬКА»

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по экспериментированию на тему «КАПЕЛЬКА» (средняя группа)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо экспериментированиюв старшей группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»...