конспект НОД по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Витальевна Иванова

Можно использовать как сюжетную игру на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_nod_po_okr_miru.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей

в ____подготовительной______группе

по теме «Где то на белом свете..» (проводится или на прогулке, или в спортзале)

Автор конспекта ННОД: Иванова Ольга Витальевна воспитатель МДОУ «Детский сад «Росинка»

Задачи приоритетной образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом, использовать атрибуты; развивать творческое изображение, способность совместно развертывать игру, умение участвовать в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям, правилам в  различных ситуациях; планировать и обсуждать действия всех играющих.

 Оборудование для педагога: мольберт, мультимедийное оборудование, аудиозапись (мелодия «В мире животных»)

Оборудование для детей: чум, макет оленя, сани, рыба, сделанная из бумаги, кукла в национальной одежде, обруч, костюм олененка; бросовый материал для мусора; линейка (30 см, 50 см, 1м), сантиметр, лупа, султанчики, ленточки, следы, вырезанные из бумаги или из ткани; фотоаппарат, блокнот, ручка, имитация диктофона; бинокль, карта, рюкзаки, набор туриста, атрибуты для членов корабля.  

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: На чем можно путешествовать?

Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете, на корабле.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию на Северный полюс. Но сначала давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.

Воспитатель: Почему? (Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей)

Воспитатель: Но мы с вами же не боимся морозов. А отправиться я предлагаю на корабле. Вы согласны? Как мы назовем наш корабль? (ответы детей) Вас ожидают интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка вам очень пригодятся. Я буду руководителем нашей экспедиции, но нам нужна команда корабля.

Дети выбирают команду, определяют ролевые действия каждого и договариваются о том, что нужно каждому для обыгрывания:

  • Капитан корабля (ведет судно, дает указания другим членам команды);
  • Штурман (следит за маршрутом плавания);
  • Радист (выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу, отправляет сигнал или какое-то послание);
  • Врач (лечит заболевших во время плавания и следит за состоянием здоровья);
  • Кок (готовит еду, кормит членов команды);
  • Матросы (смотрят за исправностью судна, моют, чистят палубу).

 Воспитатель: Так же я предлагаю взять с собой фотокорреспондента и журналиста, чтобы они смогли подготовить репортаж о нашей экспедиции. И еще мне нужны помощники.

Ребята распределяют роли.

  • Фотокорреспондент (фотографирует интересные моменты);
  • Журналист (ведет запись в блокноте, берет интервью);
  • Помощники (слушают указания руководителя экспедиции, проводят наблюдения – измеряют глубину снега, силу ветра и т. д.)

Воспитатель: Ребята, а кто же из вас будет жить на Севере? Нам нужны коренные жители.

Дети также распределяют роли и определяют ролевые действия:

  • Хозяйка чума (готовит еду, занимается изготовлением одежды, занимается воспитанием детей);
  • Хозяин (занимается охотой, рыбной ловлей, в нарты запрягает оленей и передвигается по тундре).

Можно предложить одного ребенка на роль олененка.

Приоритетная ОО: социально-коммуникативное развитие

ОО в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие

Вид деятельности:

Совместная деятельность.

Общение 

Беседа

Чтение

Ситуация выбора

Каждый ребёнок определяет ролевые действия каждого и договариваются о том, что нужно для обыгрывания в соответствии с выбранной ролью

Создание положительного эмоционального фона для предстоящей деятельности.

Настроить группу на совместную работу

Установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; ребёнок умеет работать в коллективе

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: Ребята, готовы отправится в путешествие, ну тогда в путь…

Дети собираются на прогулку. Далее ребята выходят на улицу и строятся. После этого воспитатель объявляет о первом этапе игры – плавание на корабле. Воспитатель зачитывает приказ о формировании членов экипажа корабля (ребята, которые не плывут на корабле, а играют роль коренных жителей, идут и занимают свое место).

Воспитатель: Только сильные ребята могут отправиться в экспедицию!  

Только умные ребята могут отправиться в путешествие!

Только трудолюбивые могут отправиться на Север!

Только веселые и дружелюбные могут поплыть нам корабле!

Дети, проходят на корабль и занимают каждое свое место, согласно выбранной роли. Воспитатель дает ребятам самостоятельность, стараясь не вмешиваться в ее ход, он только вносит новое содержание в игру, подсказывает, решает спорные вопросы. Во время пребывания на корабле, воспитатель, как руководитель экспедиции может сообщить несколько интересных фактов.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вся поверхность Северного полюса окрашена в белый цвет? Да, действительно Северный полюс еще называют ледяной пустыней. Давайте сравним. А из скольких этажей состоит наш детский сад? (Из трех). И вот Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: зимой и летом. Назовите мне части суток (Утро, день, вечер, ночь). Зимой в Арктике никогда не встаёт солнце, поэтому круглые сутки темно – это Полярная ночь.  Температура воды: +3°C, ветер 7м/с; толщина снежного покрова зимой достигает почти 25 – 90 см, а толщина льда зимой - 5 м. А воздух настолько холодный и сухой, что можно услышать, как кто-то разговаривает даже за 5 км).

Во время путешествия воспитатель предлагает журналисту записывать интересные факты, брать интервью у членов экспедиции. Фотокорреспонденту снимать необычные кадры.

Воспитатель: Ну, что капитан, мы приплыли? Не замёрзли, ребята? Дети высаживаются на берег. Педагог объявляет следующий этап – исследование местности. Во время путешествия воспитатель предлагает журналисту записывать интересные факты, брать интервью у членов экспедиции.

Воспитатель: Ой, смотрите, смотрите! Чей это след? (Ответы детей)

Воспитатель: а чем можно его измерить? (Ответы детей) Предложить детям измерить длину и ширину следов с помощью линейки или сантиметра.

Чтение стихотворения

Им можно только восхищаться,

Он научился защищаться

От льдов и страшного безмолвья,

Жить у земного изголовья,

У центра полюса бывать,

Ещё и пищу добывать,

Под лёд полярный опускаться,

Свободно жить и размножаться.

Воспитатель: а почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя? Потому что они такие же белые как снег.

Воспитатель: Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).

Воспитатель: Впадает ли он в спячку? (Ответы детей).

Воспитатель: Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.

Воспитатель: Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами) Затем воспитатель просит своих помощников измерить силу ветра и глубину снега. 

Воспитатель: Смотрите ребята, оказывается здесь кто-то живет! Детей встречают «коренные жители». Они знакомятся, рассказывают, чем занимаются.  Дети рассматривают их одежду, быт. Можно предложить врачу провести осмотр. Другим - помочь почистить рыбу, поиграть с оленем, обменять рыбу на хлеб и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на выложенный на земле мусор.

Воспитатель: Что это (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологическая катастрофа.

Воспитатель: Что нам делать, как нам быть? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мусор нужно собрать в пакет и выбросить. У меня есть пакеты для мусора. Кто – то из вас будет держать пакеты, а кто – то соберет мусор.

Дети собирают мусор в пакет и относят на корабль.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами.

Воспитатель: А, теперь я предлагаю поиграть всем в очень интересную игру.

Подвижная игра «Ловля оленей»

Дети встают в круг, изображая руками оленьи рога, и говорят слова:

Оленята в тундре жили,

Головой они крутили  (повороты головы в сторону)

Вот так, вот так головой они крутили

Оленята мох искали, снег копытом разгребали

Вот так, вот так снег копытом разгребали.            (изображают, как ищут мох)

А потом по тундре белой

Быстро – быстро побежали.     (подскоки)

Воспитатель: а еще у наших коренных жителей есть национальный обряд «Дерево желаний». Они приходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание. Мы тоже подойдем к дереву и произнесем желание.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться назад, иначе мы с вами можем замерзнуть. Давайте пригласим в гости «коренных» жителей. Дети отправляются на корабль.

Приоритетная ОО: социально-коммуникативное развитие

ОО в интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Вид деятельности:

Совместная деятельность.

Общение

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Экспериментирование

Чтение

Беседа

Рассматривание

Решение проблемных ситуаций

Разговор с детьми

Игра

Каждый ребёнок имеет возможность принимать или не принимать участие в деятельности

Формирование знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера; (природа, жилище, одежда); воспитывать бережное отношение к природе.

развивать связную монологическую речь, совершенствовать речь детей как средство общения. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом, использовать атрибуты

Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.

эмоционально отзывчивый; любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные задачи (проблемы), имеющий первичные представления о природе; овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления коммуникативной деятельности (внимательно выслушивать рассказы сверстника, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их); проявляет потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; имеет представления об активном отдыхе;

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Итог прогулки проводится в группе.

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами сегодня были? Вам понравилось путешествие? А что вам запомнилось?  Я предлагаю сделать репортаж о нашей экспедиции и выпустить газету, где мы отразим наиболее интересные моменты

Приоритетная ОО: социально-коммуникативное развитие

ОО в интеграции: речевое развитие,

Вид деятельности:

Совместная деятельность.

Общение.

Беседа.

Обсуждение

Каждый ребёнок участвует в заключительной беседе

Закрепление приобретенных знаний

Формирование умение «переключаться» на положительный лад.

Совершенствовать умение делать выводы. Тренировать память

Ребёнок умеет делать выводы.

Способен слушать другого

проявляет интерес  к истории, культуре и быту народов , ЯНАО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...