Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: История книги
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе для детей 6-7 лет на тему: История книги. Данное занятие поможет сформировать представления детей о книге как источнике информации, познакомить детей с историей создания книг из различных материалов, воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_istoriya_knigi.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Формирование  представлений   детей о книге как источнике информации, ее эволюция  в истории.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей создания книг из различных материалов
  • Создать условия для развития познавательного интереса к возникновению книг
  • Развивать активность  и самостоятельность  в познавательной деятельности
  • Содействовать развитию мыслительных операций (сравнения, анализа), логического мышления, умения рассуждать;
  • Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.

Методы и приемы:  словесные (рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям); наглядные (показ с пояснением, рассматривание); игровые (      ); практические (      )

Материалы: современные книги разного формата (детские и взрослые), старинная книга,  камни, глиняные таблички, деревянные палочки, береста, заготовки для создания книг.

Ход деятельности:

  1. Введение в ситуацию

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Читать нужно, научиться

Дети: книга

Воспитатель: Правильно ребята, это книга! (Достаёт красочную книгу сказок.) Ребята, а из чего делают книги?

Дети:  из бумаги

Воспитатель:  А зачем нужны книги?

Дети: читать, рассматривать картинки, узнавать что-то новое

Воспитатель: Давайте рассмотрим книги:

(На первом столе лежат книги-раскладушки, малышки, тонкие и толстые книги для детей)

  1. Актуализация

Воспитатель: Рассмотрите книги. Полистайте их. Как вы думаете, для кого такие книги?

Дети: для детей

Воспитатель: а как вы догадались?

Дети: много картинок

Воспитатель: Дети, как называются такие книги?

Дети: детские, раскладушки

Воспитатель: Почему они носят такое название?

Дети: потому что раскладываются

Воспитатель: Правильно, раскладушка, потому что раскладывается. Из чего они сделаны? Что позволяет такой книжке не падать?

Дети: твердые листы и обложка  

Воспитатель: Твёрдый картон. Чудесные красочные книжки-раскладушки приносят много радости малышам. Может быть, среди них есть книжки, которые и вы любили, когда были очень маленькими.  В этих книгах собраны сказки, рассказы, стихи для вас. А для детей которые еще не могут читать книги с  картинками, рассматривая которые вы можете узнать целую историю, которая произошла, можете узнать что-то новое и интересное, получить какую-то информацию.  Как называется лицевая сторона книги и последняя страница?

Дети: обложка

Воспитатель: Что пишут на обложке таких книжек?

Дети: Название, и  кто написал книгу

Воспитатель:  Как скреплены листы книги?

Дети:  листы сшиты, склеены.

 (На втором - толстые книги для взрослых)

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим эти книги. Полистайте их. Как вы думаете для кого эти книги?

Дети: для взрослых

Воспитатель: Как вы догадались.

Дети: В этих книгах нет картинок

Воспитатель: Да, действительно, здесь мало картинок.  Как вы думаете, как долго можно читать такую толстую книгу?

Дети: день, неделю

Воспитатель: Да, можно читать целый день, два, три дня, неделю. А что может помочь не забыть, где закончили читать, чтобы продолжить чтение на следующий день?

Дети: закладка

Воспитатель: Да правильно. Но еще все странички в книге пронумерованы. Можно запомнить номер странички.

(На третьем столе – старинная книга)

Воспитатель: Мальчики, как вы думаете, что это?

Дети: старая книга

Воспитатель: Да, это старинная книга. Давайте рассмотрим ее и сравним с другими книгами. Посмотрите внимательно, чем эти книги отличаются?

Дети: у этих книг разные обложки, в старинной книге другие буквы, в ней нет картинок

Воспитатель: А есть у этих книг что-то общее?

Дети: Да, есть. У всех книг есть  обложки, страницы, которые скреплены между собой, есть переплет.

  1. Затруднение в ситуации

(На четвертом столе – камень, береста, глина)

Воспитатель: А что на этом столе? Как вы думаете, для чего здесь лежат эти предметы?

Дети: камень, береста, не знаем.

Воспитатель: Вам трудно догадаться?

Дети: Да

Воспитатель: Если не знаешь, у кого можно спросить?

Дети: у взрослых, в интернете.

Воспитатель: Для того, чтобы раскрыть секреты таинственных предметов, предлагаю отправиться в путешествие. Согласны?

  1. «Открытие»  нового знания

Слайды (каменная книга)

Воспитатель: Давным-давно с незапамятных времен люди  рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем,  что сами знали, а вот записать свои  мысли  не умели - потому что не знали  на  чём  это  можно  делать.  Вот однажды  маленький мальчик сидел на большом камне, а другим камнем стучал по  нему. Вдруг у него получился  значок, похожий на человечка  и он  решил, что  так  запечатлел  себя, а  потом  он  рядом  изобразил деревце  и сказал, что  он  сидит  под  деревцем.  Так люди стали выбивать на камне разные силуэты людей, животных и растений. Тем  самым  рассказывая  друг другу  о  своих  историях.

Что это вам напоминает?

Дети: истории в картинках

Воспитатель: Молодцы, правильно,  истории в картинках, потому что рассказывает нам какую-то историю, содержит информацию. А когда картинок много, есть история, что это?

Дети: книга

Воспитатель: Вы правы это  первая  каменная  книга. Не  смотря  на  то,что  такие  каменные  книги  создавались  людьми  очень  много  веков  назад, сохранилась  самая  большая  книга  из  камня. На  создание  такой  книги  у  людей  уходило  много  времени. Работа  была  очень  кропотливая  и  трудоёмкая. Как вы думайте почему?

Дети: камни тяжелые, мало места для рисунка.

Воспитатель:  Давайте и мы с вами попробуем создать рисунок на камне.

Практическое  действие:

Детям  предлагается  плоский  камень крупного  размера  и заостренный  камень  меньшего размера. Они  пробуют  нацарапать рисунок.

Воспитатель: Ну, что мальчики,  получилось у вас что- то нарисовать.

Дети: трудно писать и рисовать на камне, потому что камень прочный и на нем тяжело что-то написать, неудобно хранить.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие

СЛАЙД. Глиняные таблички.

Воспитатель: Прошло 100 лет и люди придумали писать силуэты на глине. Глина  более  мягкий   материал и  он  оказался  удобнее для  письма. Глина  раскатывалась   и  пока  она  не  оставалась влажная,  на  неё  наносили иероглифы  и  рисунки.  После  этого  глиняные дощечки   клали    на солнце  сушить.  Когда глиняные дощечки подсыхали,  их переносили  в  помещение, собирали  вместе  и   хранили. А что вам это напоминает?  

Дети: страницы книги

Воспитатель: Да правильно. Давайте и мы с вами попробуем нанести рисунок на глиняных страницах.

Практическое  действие:

Детям  предлагается  на глиняных табличках палочкой нанести рисунок. Дети  пробуют.

Воспитатель: Мальчики, удобно писать на глиняных страничках?

Дети: глина похожа на пластилин, из которого вы лепите поделки, такая же мягкая и податливая, наносить рисунок на нее гораздо легче, чем на камне.

Воспитатель: Удобны ли были такие книги?

Дети: нет, не удобны. Тяжелые книги получались, могли разбиться.

Воспитатель: Отправляемся дальше

СЛАЙД. Береста.

Воспитатель: Спустя  много  лет  после  освоения  письменности  на  глиняных дощечках, решили  попробовать  использовать  и  другой  материал – бересту. Береста – это  кора  с  дерева берёзы, очищенная  и  высушенная. На    подготовленную  кору  наносились резцы, с  помощью заострённой палочки на конце. Готовые  письмена  складывали  в  хранилище. Что напоминает этот материал, что из него можно сделать?

Дети: на старой книге обложка из дерева

Воспитатель: Давайте попробуем нанести рисунок с помощью резца на кору.

Практическое действие

Детям предлагается нанести рисунок на бересте

Воспитатель: Ну, что мальчики, легко наносить рисунок на бересте?

Дети: трудно, долго, неудобно писать.

Воспитатель: А как вы думаете, почему сейчас нет таких книг?

Дети:

Воспитатель: Берестяные  книги  хранились  не  долго, так как  в  них  заводился жучок - короед, и это уничтожало  книги.

Поиски   удобного  и  практичного  материала  продолжались,

Слайд папирус и шелк

Папирус еще один материал, который люди использовали для письма. Папирус  -   это  растение,  родом  из  далёкого  Египта. Стебли  папируса  разрезали  на  полоски, высушивали  и  склеивали. На  папирусе  в  древние  времена  не  только  писали, но  и  изображали  образы  людей  и  животных, которые  совершали  разные действия.

Времена  менялись,  и  люди  продолжали   экспериментировать  с  различными  материалами    для   письма  и  создания  книг.  В Древнем Китае  стали    использовать  ткань.   Люди писали тушью на шелке. Эти  материалы  считались  самыми  дорогими  по  обработке,   и  они  также  были  не  очень  удобными  и  практичными.

Люди продолжали поиски удобного материала, пока  не  была  изобретена  бумага. Первую бумагу придумали в Китае. Секреты создания бумаги стали узнавать в других странах. Способы ее изготовления совершенствовались, бумага становилась белее, прочнее. Люди много сочиняли сказок, песен, поговорок, загадок и чтобы не забыть - их записывали вручную на листы бумаги. После этого все листы соединяли и скрепляли, получалась книга. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками.

  1. Включение нового знания в систему знаний,

 Воспитатель: Я хочу вам предложить создать свои собственные книги. Подумайте, о чем бы вы хотели рассказать в своей книге. Потом мы с вами устроим выставку собственных книг «О книге».

  1. Осмысление

Вот такой длинный, сложный и интересный путь прошла книга, чтобы стать такой, как сейчас.

Пора отправляться обратно в группу. Звучит музыка, подходят к столу с предметами.

Воспитатель: Ну, что мальчики, вы догадались, почему здесь лежат эти предметы?

Дети: да, это раньше были такие книги

Воспитатель: Молодцы, вы правильно поняли. Мне очень хочется узнать ребята вам понравилось наше путешествие?

Дети: да, понравилось

Воспитатель: Что показалось сложным? Что было сделать легко?

Дети: Трудно писать на камне, бересте. Писать на глиняных табличках.

Воспитатель:  А что именно вам понравилось, что нового вы узнали?

Дети:  Узнали, какими были книги раньше, на чем рисовали.

Воспитатель: Для чего нужны книги человеку?

Дети: хранить и доносить  информацию, рассказывать о чем -либо

Воспитатель:  Да ребята люди всегда пытались найти способы передачи информации, и писали и рисовали на разных материалах. И пытались найти такой материал, который долго можно хранить.  Книги нужны, чтобы хранить в себе историю, и передавать информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме "Путешествие книги"

Цель: Формирование интереса к книге как источнику знаний и произведению искусства. Задачи: • Расширять представления детей о разных книгах, истории возникновения книг, показать их значимость в совре...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»

Цель: расширить представления детей о книге, о свойствах и качествах различных материалов, используемых в древности для создания книги.Задачи:- актуализировать знания детей о носителях информации- поз...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "История возникновения обуви"

Развитие познавательно-исследовательской деятельности - одна из наиболее  интересных и доступных  игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследоват...

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Красная Книга Смоленского края. Растительный мир»

Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения выступает экологическое воспитание детей. Под таким воспитанием мы понимаем ознакомление детей с природой, в основу которого положен ...