Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Магомедова Анна Сергеевна

Цель: расширить представления детей о книге, о свойствах и качествах различных материалов, используемых в древности для создания книги.

Задачи:

- актуализировать знания детей о носителях информации

- познакомить с первыми вариантами книг в Египте, Китае, на Руси

- обогащать словарный запас детей новыми словами

- развивать познавательную активность и связную речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoriya_knigi.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»

Цель: расширить представления детей о книге, о свойствах и качествах различных материалов, используемых в древности для создания книги.

Задачи:

- актуализировать знания детей о носителях информации

- познакомить с первыми вариантами книг в Египте, Китае, на Руси

- обогащать словарный запас детей новыми словами

- развивать познавательную активность и связную речь

Ход занятия

Дети заходят в муз. зал, встают полукругом.

Доброе утро, ребята. Как я рада видеть вас. Сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. ( Дети здороваются).

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? (флэшка) Совершенно верно, но правильное название данного прибора/устройства – флэш-накопитель.

- А для чего же взрослые используют это флэш-накопитель – флэшку, кто знает? (Это прибор для хранения и передачи (компьютерной) информации)

- Скажите, пожалуйста, а где еще может хранится информация? На каких носителях? (компьютер, планшет, телефон, книги, газеты, журналы).

(если дети называют только электронные носители, то их необходимо сориентировать и указать на другие источники)

- Действительно, до того, как появились компьютеры, обычная бумажная книга – была главным носителем информации.  

- А вам нравится слушать, когда взрослые читают книги? Может быть, кто-то уже и сам читает?

- Какие книги вам нравится слушать / читать? (Ответ детей)

- А как вы думаете, ребята, всегда ли книги были такими, как сейчас?

(Ответ детей)

- Все верно, ребята.  Я предлагаю вам отправится сегодня в необычное путешествие – В ПРОШЛОЕ, чтобы узнать, как в далекие-далекие времена люди хранили, передавали различную информацию друг другу и какими были книги в те времена.

- Готовы? А как же мы перенесемся в прошлое? (Ответы детей)

- Открою вам секрет – «машина времени» перед вами.  

Дети проходят в «машину времени». Включают машину времени. Звучит звук машины времени.

- Итак, приготовьтесь, мы отправляемся в прошлое и в нашем путешествии нам очень пригодится экран.

Звучит музыка «Египет», меняются слайды с достопримечательностями этой страны.

Слайд 1

- Посмотрите, дети, в какую страну мы попали? Может быть, кто-нибудь узнал ее по этим достопримечательностям?

- Да - мы с вами переместились в Древний Египет.  

Египет - очень красивая страна.

Слайд 2

Ее еще называют «страной четырех пустынь», т.к. почти вся территория Египта покрыта пустынями. Кто напомнит мне, а что такое пустыня? (место, где много-много песка, но почти нет ни животных, ни растений)

Слайд 3

Еще мы видим на слайдах пирамиды

Слайд 4

И сфинкса (статую льва с лицом человека)

Слайд 5

А правителей этой страны называют фараоны.  

 Слайд 6

У фараонов были помощники – жрецы – очень умные и образованные люди. Они умели читать, писать.

- Пройдите за столы и посмотрите, что жрецы использовали для записи важной информации в Древнем Египте.

 - Итак, что же перед вами на столах? (глина, песок, палочка).

Молодцы ребята. Пододвиньте к себе тарелку с песком. За окном сегодня очень хорошая погода.  Представьте, что вам надо сохранить информацию о том, что сегодня на небе светит солнце и передать ее. Нарисуйте на песке солнце. Получилось?

- А теперь передайте мне это письмо, принесите, пожалуйста, свои тарелочки ко мне. Вижу солнце у ….. (имя ребенка) и т.д. А почему не сохранился рисунок у …… (имя ребенка). Почему такое произошло? (ответ детей)

- Правильно. Песок очень сыпучий, рыхлый, долго информация на нем не хранится и ее очень трудно передать от человека к человеку. К этому выводу пришли в Древнем Египте и стали пробовать другие материалы.

- Теперь попробуйте тоже солнце на глине нарисовать. Молодцы. Получилось? Положите палочки. Проверьте, может ли глина сохранить ваш рисунок. Потрясите, подуйте на свои таблички. Что изменилось? К какому же выводу пришли древние жрецы? (глина подходит для сохранения информации).

Слайд 7

Посмотрите на экран. Вот такие первые книги собирали из глиняных табличек.

Слайд 8

На мягкой глине выдавливали знаки и картинки, как вы сейчас, острой палочкой, которая называлась клином. Такое письмо и называлось –клинопись (писать клином).

Потом глину сушили и обжигали в печах.

Слайд 9

Из табличек составляли книги.

Ребята, а как вы думаете, такие книги было удобно хранить? Почему?

Вот и жрецы Древнего Египта думали, чем бы заменить глиняные таблички.

Но нам пора отправляться дальше. Нас ждёт другая страна.

Дети проходят в «машину времени». Включают машину времени. Звучит звук машины времени.

Звучит музыка Китай.

- Кто по музыке догадался, куда же мы переместились? Это древний Китай -страна многих открытий.

Слайд 10

Слайд 11

Посмотрите - это великая китайская стена, которая защищала Древний Китай от врагов.

Слайд 12

А какие красивые дома строят в Китае!

Слайд 13-14

И еще выращивают много чая и риса.

Китайцы очень много времени уделяли своему здоровью. Ежедневно закаляли своё тело. Я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать вместе со мной китайскую гимнастику. Встаем в круг так, чтобы друг другу не мешали.

Готовы? Звучит китайская музыка.

Ноги соединяем, руки отпускам вниз и потихонечку поднимаем руки верх, приветствуем солнышко. Теперь движение как зонтик. Ох, какие красивые зонтики. Руки поднимем вверх и соединяем. Поднимем левую ногу. Держим равновесие. Отпустили. Тоже самое, но теперь поднимаем правую ногу и держимся. Молодцы. Теперь движение-чайник наливает чай. Сначала одной рукой потом второй. Теперь отпускаем руки вниз, потихонечку поднимемся и резко вниз со звуком «ха». И дышим равномерно. Молодцы ребята.

Предлагаю вам сесть.

Теперь посмотрим, как сохраняли информацию в Китае.

Слайд 15 -16

- В Древнем Китае писали на шёлке. Его нарезали на кусочки, на них писали, а потом эти странички сшивали вместе и получались шёлковые книги.

До сих пор в Китае пишут специальными символами, которые называются иероглифы. Повторите со мной – иероглифы. Посмотрите на них. Иногда иероглиф обозначает одну букву, но чаще это целое слово.

Вот - горы.

Это - река.

Это - рисовое поле.

Вот -солнце.

А это - человек.

Чтобы правильно писать иероглифы надо долго учиться, но я предлагаю вам самим попробовать нарисовать понравившийся иероглиф. Все, что вам для этого может понадобиться, лежит перед вами.

Ты что написала, Лиза? – ответ ребёнка

А ты что Леша? – ответ ребёнка

Вот так в Древнем Китае рождались первые книги. Но шелковая ткань – очень дорогой материал, поэтому китайский правитель – император приказал ученым придумать ему замену. Так в Древнем Китае изобрели бумагу,  которой мы пользуемся с вами каждый день.

- Давайте попрощаемся с Древним Китаем и продолжим наше путешествие.

Дети проходят в «машину времени». Включают машину времени. Звучит звук машины времени

Звучит музыка Русь

- Ребята, а следующая страна, куда мы перенесемся - это древняя Русь.  

Слайд 17

Слайд 18

Русь всегда славилась своими деревянными городами

Слайд 19

Могучими и сильными богатырями,

Слайд 20

Своими умельцами и рукоделием.

- Ребята,  посмотрите на этот сувенир, а вы знаете  из какого материала он сделан? (ответы детей) Этот сувенир сделан из бересты.  

А вы знаете что такое береста?

Слайд 22

Давайте посмотрим, на что это похоже? На кору

Слайд 23

Умница молодец. Это же кора берёзы. Сначала на Руси писали именно на бересте с помощью острых палочек. Так получались берестяные грамоты.

Слайд 24

На ней писали летописцы (люди, которые записывали все происходящие на Руси события). Наши предки очень любили и ценили книги

Слайд 25

Вот такие были первые книги. Ребята, как вы думаете удобно было хранить такие книги? (ответы детей). Книги были похожи на сундук,  были очень тяжелые и дорогие, позволить себе их могли только богатые.

Слайд 26

  Труд летописцев был очень тяжелым. У них уходило много времени на то,   чтобы написать одну книгу.

 Они очень обрадовались, когда появился первый печатный станок для книг.

А как же он работал?

Слайд 27

Смотрите - оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, потом прижимали к листу бумаги и получалась печатная страничка.

Давайте и мы попробуем сделать печатную страничку. Подойдите к столу. У нас уже есть бумага, на которой, написан текст стихотворения. Мы же с вами с помощью печатного оттиска сделаем картину-иллюстрацию к нему. Но сначала, давайте его прочитаем.

Ранней весной зацветает подснежник.

Цвет голубой, бархатистый и нежный.

Он из-под снега проделал свой путь,

Чтобы на солнце впервые взглянуть.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне) Правильно!

 -  Недавно завершился какой месяц весны?  (март), а за ним наступил какой месяц весны? ( апрель)

Ранней весной, когда еще лежит снег, на проталинках зацветают первые цветы – подснежники.

Их мы сейчас нарисуем необычным способом. У вас на столе краски голубого и зелёного цвета, кисточки для красок  и картофель.

Берем картошку, обмакиваем её в голубой краске, и прикладываем к листку, аккуратно убираем и у вас остается оттиск на листке. Это головка подснежника. Затем берем кисточку, обмакиваем её в зелёной краске, и рисуем стебель и листочек. У всех получается? Молодцы ребята. Посмотрите какая красивая картина у нас получилась.

Вот такая картина-иллюстрация с элементами печатания у нас свами получилась.

Дети, мы много сегодня трудились, много новой информации узнали, и нам пора  возвращаться  в  детский сад, проходите в машину времени.

Включают машину времени и попадаем в детский сад. (музыка машина времени)  

- Ура, мы дома, в нашем детском саду. Посмотрите, у меня в руках опять моя флэшка, с которой началось наше путешествие. На ней хранятся все картинки, которые я вам показывала и о Китае, и о Египте, и о России, много информации, которую я специально читала, чтобы сегодня вам ее рассказать. А как в древности сохраняли информацию и передавали ее друг другу, вы запомнили? Что вам больше всего запомнилось и понравилось?     

- Ребята, я очень люблю читать, люблю получать новые знания из книг. И на память о нашем путешествии я хочу вам подарить книгу в ваш книжный уголок.  

 Спасибо ребята!  Попрощайтесь с гостями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по лабиринту геометрических фигур"

дети отправляются в путешествие по лабиринту, выполняя на каждой остановке математические задания....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: История книги

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе для детей 6-7 лет на тему: История книги. Данное занятие поможет сформировать представления детей о книге как источнике информаци...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в мир профессий»

Цель: создание условий для формирования знаний детей по теме «Профессии взрослых». Задачи: Образовательные: 1. Способствовать успешному усвоению знаний по теме «профес...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»

Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....