Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме "Путешествие книги"
план-конспект занятия по окружающему миру ( группа) на тему

Вечканкина Галина Григорьевна
Цель: Формирование интереса к книге как источнику знаний и произведению искусства. Задачи: • Расширять представления детей о разных книгах, истории возникновения книг, показать их значимость в современном мире. • Познакомить с процессом создания и оформления книги. • Познакомить детей с трудом работников типографии. Словарная работа. Обложка, переплёт, типография, лесоруб, бензопила, сплавщик, затор, бумажный комбинат, художник-иллюстратор, редактор, цех. Оборудование: Проектор мультимедиа, презентация по теме «Путешествие книги», выставка книг, набор картинок для игры «Рифмы» Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг, сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Ход занятия: Дети стоят. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Поднимем наши руки вверх, как лучики тёплого, ласкового солнца. Почувствуйте тепло своих ладошек и передайте его друг другу. Улыбнитесь друг другу. И с таким хорошим настроением начнём наше занятие. Воспитатель: Отгадайте загадку: Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться. Ответы детей: книга Чтение стихотворения Аркадий Марков «ВЕРНЫЙ ДРУГ» Приходит книга в дом любой. Коснись её страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей и птиц. Увидишь ты разливы рек, Услышишь конский топот Придут к тебе и Чук, и Гек, Тимур и дядя Стёпа. Ей вьюга злая не страшна И не страшна распутица С тобой беседует она, Как умная попутчица. Ну, а взгрустнется вдруг, Не огорчайся слишком: Как самый лучший верный друг Развеет скуку книжка. Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о книге (приглашает детей посмотреть выставку книг). Дети, обратите внимание на нашу выставку. Каких только книг нет здесь! Как можно сказать о них? (красивые, нарядные, яркие, интересные, необычные) Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в тайгу, откуда начинает свой путь будущая современная книга. Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов. Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Сначала они делают зарубки на деревьях, которые надо срубить. Молодые деревья не трогают, им ещё надо расти. Вот по лесной дороге на помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы отрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы деревьев железными канатами. Вздрогнет, лесной вездеход и потянет тяжёлую ношу к реке. Ребята, посмотрите, река самая просторная дорога для леса. Плывут по ней брёвна вниз по течению. Порой они, сталкиваются, цепляются друг за друга и образуют заторы. Чтобы таких заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Они подплывают на моторных лодках к местам заторов и длинными острыми баграми расталкивают, сцепленные брёвна. И вот они снова плывут по реке. Из реки брёвна попадают на бумажный комбинат. В цехах деревья распилили, измельчили и превратили в опилки, которые потом сварили и получили массу похожую на жидкое тесто. Всё это делают умные машины под управлением человека. Машины разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бумагу скатывают в огромные бумажные рулоны для хранения. Физкультминутка Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.) Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) Даже толстые стволы, наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) Вправо-влево, взад-вперёд — так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.) Воспитатель: Что необходимо для изготовления красивой познавательной книги? Дети: Нужно придумать текст и нарисовать красивые иллюстрации. Воспитатель: А написать хорошую книгу совсем не просто. Для этого нужны способности, талант и знания. Скажите, пожалуйста, кто пишет книги? Дети: Книги пишут писатели и поэты. Воспитатель: Назовите писателей и поэтов, которых вы знаете. Ответы детей. Воспитатель: Поэты и писатели – очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А ещё им необходимы особые умения, например, для того чтобы написать стихи, надо уметь подбирать рифму. Давайте поиграем. Игра «Рифмы» Мы в рифмы играли - слова подбирали. Сейчас поиграем с тобой. Картинку покажем и слово подскажем- Какое возьмём мы с собой. Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка), Держу я рубашку, ты видишь…(букашку), Взяла я корзину, купил ты…(картину). Я вижу: на поле пасётся баран, А маленький мальчик несёт -…(барабан), С тростинкой по тропке ползёт муравей, А следом за ним летит…(воробей). Концерты на « Бис» даёт нам скрипач, Детей веселит в цирке …(Циркач), Весной прилетают с юга грачи, Детишек всех лечат наши…(врачи). Воспитатель: Ну вот, текст написан. Что ещё необходимо, чтобы книга была интересной? Дети: Нужно в книге нарисовать иллюстрации. Воспитатель: предлагает детям, отгадать из какой книги эти иллюстрации. (показ иллюстраций) Воспитатель: Писатели и художники потрудились и создали книгу, а теперь её нужно напечатать. Мы продолжаем наше путешествие, и ждёт нас типография. Типография – это книжная фабрика, где много цехов. В одном цеху готовят бумагу нужного размера, в другом набирают текст, в третьем – готовят краску и везде работают специальные машины. Там в печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками. Эти листы сортируют, подбирают по страничкам. Затем специальная машина делает переплёт, т. е. сшивает, склеивает листы, а другая машина одевает на неё обложку. Затем книги из типографии везут на склад, где они хранятся, а потом доставляются в магазины и библиотеки. Книг в библио¬теке очень много. Их можно взять домой, прочитать и вер¬нуть обратно. Вот такой интересный путь проделывает книга, очень много людей трудится над её созданием, поэтому к книгам нужно относиться бережно. Назовите правила обращения с книгой. Дети называют правила: Книги нужно брать чистыми руками; читать и рассматривать только за столом; не перегибать книгу, при чтении использовать закладку, нельзя их рвать, мять, бросать, загибать страницы в книгах. Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_knigi.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию

Тема: «Путешествие книги»

Цель: Формирование интереса к книге как источнику знаний и произведению искусства.

Задачи:

  • Расширять представления детей о разных книгах, истории возникновения книг, показать их значимость в современном мире. 
  • Познакомить с процессом создания и оформления книги.
  • Познакомить детей с трудом работников типографии.

Словарная работа. Обложка, переплёт, типография, лесоруб, бензопила, сплавщик, затор, бумажный комбинат, художник-иллюстратор, редактор, цех.

Оборудование: Проектор мультимедиа, презентация по теме «Путешествие книги», выставка книг, набор картинок для игры «Рифмы»

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг, сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Ход занятия:

Дети стоят. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Поднимем наши руки вверх, как лучики тёплого, ласкового солнца. Почувствуйте тепло своих ладошек и передайте его друг другу. Улыбнитесь друг  другу. И с таким хорошим настроением начнём наше занятие.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Ответы детей: книга

Чтение стихотворения Аркадий Марков «ВЕРНЫЙ ДРУГ»

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о книге (приглашает детей посмотреть выставку книг). Дети, обратите внимание на нашу выставку. Каких только книг нет здесь! Как можно сказать о них? (красивые, нарядные, яркие, интересные, необычные)

Воспитатель:  А сейчас мы с вами отправимся в тайгу, откуда начинает свой путь будущая современная книга.

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов. Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Сначала они делают зарубки на деревьях, которые надо срубить. Молодые деревья не трогают, им ещё надо расти. Вот по лесной дороге на помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы отрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы деревьев железными канатами. Вздрогнет, лесной вездеход и потянет тяжёлую ношу к реке. Ребята, посмотрите, река самая просторная дорога для леса. Плывут по ней брёвна вниз по течению. Порой они, сталкиваются, цепляются друг за друга и образуют заторы. Чтобы таких заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Они подплывают на моторных лодках к местам заторов и длинными острыми баграми расталкивают, сцепленные брёвна. И вот они снова плывут по реке.

Из реки брёвна попадают на бумажный комбинат. В цехах деревья распилили, измельчили и превратили в опилки, которые потом сварили и получили массу похожую на жидкое тесто. Всё это делают умные машины под управлением человека. Машины разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бумагу скатывают в огромные бумажные рулоны для хранения.

Физкультминутка

Сейчас мы с вами превратимся в деревья. 
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! 
(Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. 
(Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки, 
(Дети машут руками.)
Даже толстые стволы, наклонились до земли. 
(Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд — так деревья ветер гнёт.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? 
(Вращение туловищем.)

Воспитатель: Что необходимо для изготовления красивой познавательной книги?

Дети: Нужно придумать текст и нарисовать красивые иллюстрации.

Воспитатель: А написать хорошую книгу совсем не просто. Для этого нужны способности, талант и знания. Скажите, пожалуйста, кто пишет книги?

Дети: Книги пишут писатели и поэты.

Воспитатель:  Назовите писателей и поэтов, которых вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Поэты и писатели – очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А ещё им необходимы особые умения, например, для того чтобы написать стихи, надо уметь подбирать рифму. Давайте поиграем.

Игра «Рифмы»

Мы в рифмы играли -  слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу:  на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним  летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Воспитатель: Ну вот, текст написан. Что ещё необходимо, чтобы книга была интересной?

Дети: Нужно в книге нарисовать иллюстрации.

Воспитатель: предлагает детям,  отгадать из какой книги эти иллюстрации. (показ иллюстраций)

Воспитатель: Писатели и художники потрудились и создали книгу, а теперь её нужно напечатать. Мы продолжаем наше путешествие, и ждёт нас типография. Типография – это книжная фабрика, где много цехов. В одном цеху готовят бумагу нужного размера, в другом набирают текст, в третьем – готовят краску и везде работают специальные машины. Там в печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками. Эти листы сортируют, подбирают по страничкам. Затем специальная машина делает переплёт, т. е. сшивает, склеивает листы, а другая машина одевает на неё обложку. Затем книги из типографии везут на склад, где они хранятся, а потом доставляются в магазины и библиотеки. Книг в библиотеке очень много. Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно.

Вот такой интересный путь проделывает книга, очень много людей трудится над её созданием, поэтому к книгам нужно относиться бережно. Назовите правила обращения с книгой.

Дети называют правила: Книги нужно брать чистыми руками; читать и рассматривать только за столом; не перегибать книгу, при чтении использовать закладку, нельзя их рвать, мять, бросать, загибать страницы в книгах.

Воспитатель:  Наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: История книги

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе для детей 6-7 лет на тему: История книги. Данное занятие поможет сформировать представления детей о книге как источнике информаци...

Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «По страницам Красной книги Саратовской области»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе.Тема: «По страницам Красной книги Саратовской области»....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Заколдованная книга»

Цель: Закрепление знаний детей о некоторых гласных и согласных звуках, а также буквах обозначающие эти звуки.Задачи:Образовательные: Расширение и уточнение представлений о библиотеке, о...

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Красная Книга Смоленского края. Растительный мир»

Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения выступает экологическое воспитание детей. Под таким воспитанием мы понимаем ознакомление детей с природой, в основу которого положен ...

Интерактивная игра-занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Издательство детской книги» (из истории развития книгопечатания)

Данный конспект отображает историю развития книгопечатания и знакомство с профессиями Издательского Дома....