Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Красная Книга Смоленского края. Растительный мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения выступает экологическое воспитание детей. Под таким воспитанием мы понимаем ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание позволяет всесторонне развивать детей старшего дошкольного возраста, формировать у них определенный объем знаний о природе и воспитывать осознанное и бережное отношения к ней.

Научно доказано, что дошкольный возраст – важный этап в развитии детей. В нем закладываются основы экологической культуры. В исследованиях отечественных педагогов Н.Н. Кондратьевой, И.А. Хайдуровой отмечается, что детям дошкольного возраста доступны знания о растениях, животных, человеке. Дети способны понять связи, зависимости в мире природы и между человеком и природой.

 Знакомя детей с Красной книгой, мы развиваем у них познавательный интерес. Мы знакомим детей с тем, для чего люди создали Красную книгу, почему нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу, что угрожает живой природе, что необходимо предпринять для сохранения и увеличения численности редких растений и животных, почему каждый из нас несёт ответственность за сохранение природы.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание доброты, ответственного отношения к природе, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:

«Красная Книга Смоленского края. Растительный мир»

Цель: Формирование представлений у детей о растениях Красной книги Смоленского края.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Смоленского края: ландыш, кувшинка, медуница, башмачок крапчатый.

Развивающие:

  1. Развивать умение рассуждать, делать выводы о необходимости бережного отношения к исчезающим растениям.
  2. Развивать творческий способности.

Воспитательные:

  1. Создание условий для положительного эмоционального настроя детей.
  2. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края

Возраст детей: 6-7 лет.

Оборудование: письмо, изображения: красная книга, ландыш, кувшинка, медуница, башмачок крапчатый; видео с распускающейся кувшинкой, трафареты цветов, цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход НОД:

  1. Вводная часть (2 мин)

- Ребята, к нам в группу пришло письмо. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам зайка. Я живу со своими друзьями на полянке, далеко-далеко. Нам очень грустно! На нашей полянке исчезли почти все цветы. Ребята, помогите нам, пожалуйста.»

- Ребята, поможем зайчику и его друзьям?

  1. Основная часть (24мин)

- Ребята, вы знаете, куда пропали цветы с полянки?

- Вы знаете, что некоторые цветы исчезают из всей страны? Такие цветы занесены в Красную книгу. Что такое Красная книга? (картинка)

- Красная книга – это книга, куда вписывают редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в защите и особом внимании. Красная книга – сигнал тревоги! В 1997 году была издана «Красная книга Смоленской области». Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. А как вы думаете, почему такое происходит с животными и растениями? (Во многом оказались виноваты сами люди. Заводы и фабрики, которые строит человек отравляют воду и воздух. Люди охотятся на зверей из -за их красивого меха, а на птиц из-за красивого оперения. Растения также страдают от человеческих рук.)

- Как вы думаете, какие ситуации опасны, а какие помогут сохранить здоровье природы?

Игровое упражнение «Разрешается (хлопаем в ладоши) – запрещается (топаем ногами)»:

Лесной пожар, вырубка леса, охотник с ружьём, трубы заводов, рыбаки с сетями, мусор и битое стекло, топчут ядовитые грибы, разоряют муравейники, ломают ветки деревьев, шумят в лесу; посадка деревьев, подкормка зверей, птиц, уборка мусора, постройка скворечников, заповедники, очистка заводами загрязнённого воздуха и воды, создание заповедников – мест, где природа имеет право жить по своим законам, там охраняется всё: травы, грибы, птицы, рыбы и всё живое.

- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

- Вы уже знаете, что в каждом государстве есть своя Красная книга, и даже созданы Красные книги для каждой области.

- Давайте узнаем, какие же растения занесены в Красную книгу нашего края.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста на картинку, и скажите, что это за растение? Как оно называется? (картинка ландыша)

- Правильно, этот хрупкий лесной цветок, называется «ландыш». На зиму он полностью прячется под землю, и начинает цвести в конце весны и в начале лета.

- Какие у него листья? Какие цветы? На что они похожи?

- Правильно, у этого растения крупные овальные листья и множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета. Но такими красивыми колокольчиками цветет он недолго, через короткое время цветы опадают, а на их месте вызревают маленькие яркие ягоды. Ягоды ландыша ядовиты! Ландыш очень красивый цветок, он дарит людям прекрасный и неповторимый аромат. Из-за этого люди в больших количествах собирают в лесу ландыши и их становится все меньше и меньше, и чтобы этого не случилось и такой красивый цветок не исчез с лица земли, ученые занесли ландыши в Красную книгу.

- Ребята, давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, о каком цветке пойдет речь дальше:

На реке у бора — Чашка из фарфора.

Как день — она всплывает,

Как ночь — она ныряет. (Кувшинка)
- Молодцы, ребята. Это кувшинка (картинка).

- Кувшинка цветет с начала лета до самой осени и, увидев её нежную красоту, все хотят обязательно сорвать цветок. А потом выбросить его, т.к. кувшинка не живёт в вазе, а сразу плотно закрывает свои лепестки.

- Ребята, вы видели кувшинки?

- Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище! Вот из глубины озера начинает что-то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. С утра и до вечера цветущие кувшинки следуют за движением солнца, поворачивая плавающую головку в сторону его лучей. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться и цветок похож на нераспущенный бутон. И вот тут происходит интересное: закрывшиеся цветы кувшинки, начинают медленно погружаться в воду. Кувшинки очень любят солнце, чуть набегут тучи и они медленно начинают закрываться. (видео)

- Ребята, посмотрите, на следующий цветок. (картинка- цветок башмачок крапчатый)

- На что он похож? Какого он цвета?

- Да, он похож на башмачок, а сам он в крапинку, отсюда и его название- Башмачок крапчатый.

- Кто-нибудь встречал этот цветок?

- В конце мая у башмачка уже заметны бутоны, в начале июня растение зацветает. Башмачок не только красив, но и обладает лечебными свойствами. Лечит он бессонницу, головные боли, является успокаивающим средством. 

- Ребята, кто знает, что это за растение?

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, и скажите, какое это растение, как вы думаете? (медуница)

- Это медуница.  Какие у него листы? Какие цветы? Много ли цветов или мало?

- Как вы думаете, почему у него такое интересное название?

- Такое название это растение получило, потому что его очень любят шмели и пчелы, у него очень ароматный медовый запах, а его цветки очень яркие и нежные. Для человека это растение очень важное. Из медуницы делают многие лекарства от разных заболеваний, многие люди специально приходят в лес за эти растением и собирают его в больших количествах, чтобы делать целебные отвары. И поэтому медуница на грани исчезновения, ее нужно защищать и охранять, а для пользы человека ее можно выращивать и в саду, чтобы сохранить лесные растения.

- Ребята, а сейчас я предлагаю каждому нарисовать цветок, который больше понравился, чтобы его отправить зайке и его друзьям. Давайте пройдем к столу (на столе лежат контурные рисунки цветов, изученных на занятии) и выберем по картинке.

- Присядем за столы.

- Ребята, у каждого из вас есть рисунок. Его надо обвести по контуру и раскрасить.

- Ребята, у вас получились такие красивые рисунки. Молодцы.

- Давайте сложим их на стол и сфотографируем, чтобы отравить зайке. 

- Ребята, нам ответил зайка:

«Мы с друзьями в восторге от ваших рисунков. Спасибо, теперь наша полянка снова наполнена прекрасными цветам!»

3. Заключительная часть (3 минуты)

- Ребята, что мы делали сегодня?

- С какими цветами мы познакомились?

- Как вы будете относиться к растениям, занесенным в Красную Книгу?

- Вот мы с вами познакомились с Красной книгой, в которую записаны

редкие и исчезающие растения. Все они нуждаются в охране. А я хочу

закончить наше занятие такими словами:

Берегите красивые растения!

Пусть наша родная земля всегда

Будет прекрасной и цветущей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект тематического мероприятия познавательного характера в подготовительной группе на тему: "Люблю тебя. мой край родной"

Цель занятия: способствовать  воспитанию патриотизма у детей.Закреплять знания детей о том, что наша Родина - Россия.Воспитывать чувство любви к своей Родине -России , к родному краю; к истории р...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме "Путешествие книги"

Цель: Формирование интереса к книге как источнику знаний и произведению искусства. Задачи: • Расширять представления детей о разных книгах, истории возникновения книг, показать их значимость в совре...

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: История книги

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе для детей 6-7 лет на тему: История книги. Данное занятие поможет сформировать представления детей о книге как источнике информаци...

Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «По страницам Красной книги Саратовской области»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе.Тема: «По страницам Красной книги Саратовской области»....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»...

Конспект ИОС по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Заучивание стихотворения "Зимний край" Т. Кенвер

Конспект ИОС по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Заучивание стихотворения "Зимний край" Т. Кенвер...