СБОРНИК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по окружающему миру (младшая группа)

Синотова Татьяна Ивановна

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Как и чему учить детей, чтобы сформировать у них представления об объектах и явлениях природы, о месте человека в природе, о влиянии деятельности человека на природу?

Экология - это наука, изучающая взаимодействие всех живых организмов между собой и с окружающей их средой.

Наука экология изучает:

1.                Условия жизни растений и животных, в том числе человека.

2.                Взаимоотношения животных и растений между собой и со средой обитания.

3.                Влияние деятельности человека на изменения условий жизни живых организмов. 

Основы экологических представлений должны закладываться уже в дошкольном возрасте.

Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами - это и есть формирование первоначальных экологических представлений. Правильное отношение к природе является конечным результатом, показателем экологической грамотности. Первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста формируются на занятиях по ознакомлению с миром природы, в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности, а также в процессе наблюдений за объектами и явлениями природы на прогулках и других видах образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Однако наилучшим способом формирования экологической культуры является дидактическая игра, т.к. в процессе дидактической игры ребенок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на занятиях, осуществляя игровые действия.

Поэтому мною был разработан «Сборник экологических игр для детей младшего дошкольного возраста»

Цель сборника: формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи сборника:  расширять представления о растительном и животном мире;  развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы;  уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;  воспитывать любовь к родному краю и соблюдать правила по охране окружающего мира

В сборник вошли различные виды дидактических игр.

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:

·                     Игры с предметами (с игрушками, природным материалом);

·                     Настольно- печатные игры;

·                     Словесные игры;

·                     Подвижные игры.

Рекомендации по организации дидактических игр экологической направленности.

1.                Подбирайте игры с учетом возрастных особенностей детей и тех задач формирования экологической культуры, которые можно решить на данном возрастном этапе и в рамках данной игры.

2.                Используйте игру, как закрепление уже полученных ранее знаний.

3.                Правила игры должны соответствовать правилам поведения в природе.

4.                Перед игрой четко продумайте правила и критерии оценок. Подберите соответствующий наглядно-иллюстративный материал.

5.                Если кто-то из детей не хочет участвовать в игре, не принуждайте, пусть наблюдает, возможно, позже ребенок сам включится в игру.

6.                Старайтесь не затягивать игру по времени, ведь детям быстро надоедает один вид деятельности.

А сейчас я предлагаю Вам поиграть в дидактические игры, вошедшие в сборник.

1.                Игры с предметами.

Игра: «Кто где живет».

Цель: Формировать умение детей соотносить изображение животных с их местом обитания.

Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал: пластмассовые фигурки животных, птиц, рыб и т.д. плакат с изображением леса, водоема.

2. Настольно-печатные.

Игра: «Кто чем питается?».

Цель: закрепить представления о способах питания различных животных.

Материал: картинки с изображениями различных животных (белка, мышь, заяц, волк, лось, еж, медведь, рыба, жук и т. д.); картинки с изображение кормов (грибы, листва, черви, грызуны, ягоды, шишки, ветки деревьев, насекомые и т. д.). Причем, карточки с едой должны быть в нескольких экземплярах, так как многие животные едят одно и то же.

Ход игры:

На каждого ребенка раздаются карточки с изображением животных и что они едят. Ребенок должен выбрать карточку с изображением той еды, которую ест данное животное.

3. Словесные игры.

Игра: «Назови детеныша».

Цель: познакомить детей с названием детёнышей животных, учить правильно произносить их названия.

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель ребёнку кидает мяч и называет животного, ребенок ловит мяч называет детёныша бросают обратно. Потом можно играть наоборот: называя детеныша спросить, кто его мама.

4. Подвижная игра.

Игра «Такой листок лети ко мне».

Цель: Сформировать у детей представления о разнообразии листьев.

Материалы: листья (для воспитателя) и листочки у детей из картона.

Воспитатель раздает листочки, дети разбегаются по площадке (или групповой комнате) по сигналу воспитателя такой листок лети ко мне (воспитатель показывает свой листок) а дети у кого такой же листочек должны прибежать к воспитателю.

Заключение.

Использование игр в экологическом обучении помогает педагогам лучше предать детям конкретные представления о природе, положительный опыт гуманного отношения к живым существам. При использовании игр и игровых ситуаций, на занятиях возможны самые разные формы и приемы работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СБОРНИК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Синотова Татьяна Ивановна

Воспитатель

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Как и чему учить детей, чтобы сформировать у них представления об объектах и явлениях природы, о месте человека в природе, о влиянии деятельности человека на природу?

Экология - это наука, изучающая взаимодействие всех живых организмов между собой и с окружающей их средой.

Наука экология изучает:

  1. Условия жизни растений и животных, в том числе человека.
  2. Взаимоотношения животных и растений между собой и со средой обитания.
  3. Влияние деятельности человека на изменения условий жизни живых организмов.

Основы экологических представлений должны закладываться уже в дошкольном возрасте. 

Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами - это и есть формирование первоначальных экологических представлений. Правильное отношение к природе является конечным результатом, показателем экологической грамотности. Первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста формируются на занятиях по ознакомлению с миром природы, в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности, а также в процессе наблюдений за объектами и явлениями природы на прогулках и других видах образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Однако наилучшим способом формирования экологической культуры является дидактическая игра, т.к. в процессе дидактической игры ребенок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на занятиях, осуществляя игровые действия.

Поэтому мною был разработан «Сборник экологических игр для детей младшего дошкольного возраста»

Цель сборника: формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи сборника:  расширять представления о растительном и животном мире;  развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы;  уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;  воспитывать любовь к родному краю и соблюдать правила по охране окружающего мира

В сборник вошли различные виды дидактических игр.

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:

  • Игры с предметами (с игрушками, природным материалом);
  • Настольно- печатные игры;
  • Словесные игры;
  • Подвижные игры.

Рекомендации по организации дидактических игр экологической направленности.

  1. Подбирайте игры с учетом возрастных особенностей детей и тех задач формирования экологической культуры, которые можно решить на данном возрастном этапе и в рамках данной игры.
  2. Используйте игру, как закрепление уже полученных ранее знаний.
  3. Правила игры должны соответствовать правилам поведения в природе.
  4. Перед игрой четко продумайте правила и критерии оценок. Подберите соответствующий наглядно-иллюстративный материал.
  5. Если кто-то из детей не хочет участвовать в игре, не принуждайте, пусть наблюдает, возможно, позже ребенок сам включится в игру.
  6. Старайтесь не затягивать игру по времени, ведь детям быстро надоедает один вид деятельности.

А сейчас я предлагаю Вам поиграть в дидактические игры, вошедшие в сборник.

  1. Игры с предметами.

Игра: «Кто где живет».

Цель: Формировать умение детей соотносить изображение животных с их местом обитания.

Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал: пластмассовые фигурки животных, птиц, рыб и т.д. плакат с изображением леса, водоема.

2. Настольно-печатные.

Игра: «Кто чем питается?».

Цель: закрепить представления о способах питания различных животных.

Материал: картинки с изображениями различных животных (белка, мышь, заяц, волк, лось, еж, медведь, рыба, жук и т. д.); картинки с изображение кормов (грибы, листва, черви, грызуны, ягоды, шишки, ветки деревьев, насекомые и т. д.). Причем, карточки с едой должны быть в нескольких экземплярах, так как многие животные едят одно и то же.

Ход игры:

На каждого ребенка раздаются карточки с изображением животных и что они едят. Ребенок должен выбрать карточку с изображением той еды, которую ест данное животное.

3. Словесные игры.

Игра: «Назови детеныша».

Цель: познакомить детей с названием детёнышей животных, учить правильно произносить их названия.

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель ребёнку кидает мяч и называет животного, ребенок ловит мяч называет детёныша бросают обратно. Потом можно играть наоборот: называя детеныша спросить, кто его мама.

4. Подвижная игра.

Игра «Такой листок лети ко мне».

Цель: Сформировать у детей представления о разнообразии листьев.

Материалы: листья (для воспитателя) и листочки у детей из картона.

Воспитатель раздает листочки, дети разбегаются по площадке (или групповой комнате) по сигналу воспитателя такой листок лети ко мне (воспитатель показывает свой листок) а дети у кого такой же листочек должны прибежать к воспитателю.

Заключение.

Использование игр в экологическом обучении помогает педагогам лучше предать детям конкретные представления о природе, положительный опыт гуманного отношения к живым существам. При использовании игр и игровых ситуаций, на занятиях возможны самые разные формы и приемы работы. Литература.

  1. Бондаренко А.К.  - «Дидактический игры в детском саду».
  2. Васильева М.А., Гербова В.В., Т.С. Коморова  - «Методические рекомендации».
  3. Зверев А. Т. Экологические игры.  - М.: Оникс 21 век, 2001г.
  4. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий во второй младшей группе д/сада»; Воронеж, 2009. 
  5. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весеннее экологическое развлечение для детей младшего дошкольного возраста "Насекомые - наши друзья"

Музыкальное развлечение на экологическую тему, с элементами математики....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Экологическая сказка для детей младшего дошкольного возраста "Приключение овощей"

Материал предназначен для воспитателей и детей младшего дошкольного возраста....

«Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании у детей младшего дошкольного возраста ».

Содержание статьи раскрывает возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения....

Сборник развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста

Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит? »Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.Ход: Воспитатель показывает музыкальные инст...