Конспект образовательной деятельности "Шерсть и нити"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
- Конспект образовательной деятельности
- Тема: «Шерсть и нити» (старший дошкольный возраст)
Воспитатель: Бондаренко Т.В.
Цель: Познакомить детей с историей использования шерсти животных человеком в процессе жизнедеятельности, познакомить с предметами старины, их назначении.
Материал: Овечья шерсть, веретено, прялка, тазик с водой, спички, иллюстрации с изображением животных.
Содержание деятельности.
Здравствуйте, дети! Угадайте мои загадки о животных:
«По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (баран).
«Есть бородка, шерсть и ножки, Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою - Молоко тебе даю.
Я такая егоза! И бодаюсь, я ...» (коза)
«С гибкой шеей и горбатый. С тёплой шерстью рыжеватой.
«Груз тяжелый, всякий люд. На себе везёт ...» (верблюд)
«Если видит – там чужой, Вздыбит шерсть и станет злой.
А хозяин на крылечке – Хвост закрутится в колечко.» (Собака)
«В сарае, в клетке он живёт, Морковку сладкую грызёт.
Ох и острые же зубки, Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик. Все узнали это…» (кролик)
Ребята на доске расположены картинки с изображением домашних животных, оставьте только те на которых животные которых вы сейчас угадали.
Кто помнит зачем люди содержат домашних животных? (Домашние животные приносят людям пользу.)
Выберем из корзинки картинки с изображением продуктов которые дают нам домашние животные (мясо, шерсть, яйца, молоко, шкура, перья, хлеб, сок, фрукты, овощи и т.д.)
А какие продукты мы берём у животных которых мы угадали? (мясо, молоко и шерсть.)
«Стригут барана под машинку. Бочок кудрявенький и спинку.
Ведь каждый знает: Через год другая шерстка нарастёт.
А из шерстки нашей мы одежду свяжем».
Демонстрация овечьей шерсти, дети трогают, рассматривают (отметить цвет, структуру, мягкость, температуру, запах).
Рассказ воспитателя об использовании шерсти человеком.(Презентация) Как и все в этом мире, в далёкие времена овечья шерсть тоже была открытием. В первобытные времена с наступлением холодов, люди вынуждены были придумать из чего изготовить себе одежду. И первым материалом, освоенным нашими предками, была именно шерсть. Домашние овцы всегда служили для человека источников мяса и шерсти. Овца — древнейшее домашнее животное. Ее шерсть используется для изготовления одежды народами разных стран уже более 10 000 лет. Шерсть годится как для накидок бедуинов в жарких песчаных пустынях, так и для одежды эскимосов в жестоких холодах Гренландии. Замечательные свойства шерсти находят свое применение и в нашей жизни.
Шерсть — универсальный материал для изготовления одежды, он подходит всем, во всех условиях и культурах..
Шерсть – волосяной покров животных, из которого путем прядения или свойлачивания можно произвести пряжу, ткани, а также валяльные и войлочные изделия.
Основную массу шерсти дают овцы. Помимо нее в промышленности используют также козью шерсть, верблюжью, кроличью и других животных. Однако доля овечьей шерсти составляет более 95 %.
В домашнем производстве широкое применение нашли шерстяные нитки из овечьей или верблюжьей шерсти, из которых вяжут тёплые варежки, носки, кофты, шали и т.д.
Чтобы из шерсти связать варежки, нужно её расчесать специальными чесалками (показать). А теперь эту мягкую, пушистую шерсть можно превратить в нитку с помощью веретена или прялки (показать).
Пальчиковая гимнастика:
Что за чудо – чудеса: Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая, Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку. Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить. Чуткие руки умеют дружить.
Давайте попробуем скрутить ниточку из шерсти вручную (раздать каждому по кусочку шерсти).
Потрогаем шерстку. Какая она? Мягкая, легкая, пушистая.
Подуем на нее, может ли она лететь? Да, она лёгкая, воздушная.
Понюхаем её, чем она пахнет? Барашком.
При горении шерсти выделяется характерный запах жженого пера. (демонстрация)
Шерсть гигроскопична, т.е. способна поглощать воду. При высокой влажности она может впитать в себя до 33% влаги относительно собственного веса, не будучи мокрой на ощупь и медленно отдает ее в окружающую среду.
Смочите пальчики водой, затем растяните её в ниточку и скручивайте так, как делаю я. Вот видите, что у нас получилось: ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы их освободить люди стали привязывать кудель к специальной подставке – прялке. Чтобы скрученная шерсть не раскручивалась, чтобы нитка получалась прочной и ровной, конец ее привязывали к деревянной палочке – веретену. Верхний конец у него заострён. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка. (видео показ)
Загадки:
Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (варежки)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. (шарф)
В них упрячешь две ноги —
И в мороз гулять беги.
Все в шерсти, а кожи нет. (валенки)
Итог: Что интересного узнали? Расскажите свои впечатления?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы
Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....
Дополнительная образовательная программа «Волшебная нить» по ручному труду для детей 5-6 лет.
Дополнительная образовательная программа «Волшебная нить» по ручному труду для детей 5-6 лет рассчитана на 40 часов. На занятиях дети учатся работать с нитками, ножницами, клеем. Срок реал...
Конспект занятия по рисованию нитью «Грибок» для старшего дошкольного возраста"
Тема:"Рисуем нитью" "Грибок"Цель: формирование представлений о технике изонити как способе изображения предметов, явлений.Задачи:- образовательные (формирование познавательных...
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Кратковременная образовательная практика " Рисование нитью" презентация
Кратковременная образовательная практика " Рисование нитью"...
Конспект занятия по рисованию нитью в старшей группе на тему : «Цветочная фантасмагория» (рисование нитью)
Цель: развитие творческих способностей; знакомство с новой техникой рисования нитью....