Знакомство с костюмом Дуняши. ( Младшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Асямолова Екатерина Андреевна

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_narodnym_kostyumom_ml_gr.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с костюмом Дуняши. 
( Младшая группа)


Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь. 

Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой. 

Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ, знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса». 

Ход занятия: 

Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? 
Дети: - Да. 
Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята? 
-Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка) 
-Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка? 
-Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези) 
-Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная? 
-Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка? 
-Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу) 
-Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть. 
-Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки) 
-Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг) 
-У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук, передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно. 
-Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм») 
-В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. ( показ) 
-Повторим все вместе – это рубаха. 
-Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан. 
-На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник. 
-На ногах – лапти (показ) 
(каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти) 
-Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки. 
-А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса». 
-Дуняша, а ты хочешь послушать потешку? 
(ребенок читает потешку) 
Расти коса, до пояса не вырони ни волоса. 
Расти косынька до пят все волосоньки в ряд. 
Расти коса не путайся маму Дуня слушайся. 
-Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг. 

Физкультминутка. 
Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём. 
Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин. 
В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно. 
Никого не обижать всех соседей уважать. 
-Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем? 
-Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку) 
-Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг, какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки) 
-Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше) 
-Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали. 
-Вы рады, что помогали Дуне? 
-За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши». 
-Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру. 
-На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство с одуванчиком" в младшей группе

                   Конспект занятия «Знакомство с одуванчиком» в младшей группе.     ...

Конспект занятия «Знакомство с костюмом Дуняши»

Конспект занятия для детей средней группы...

Конспект НООД /Эрзянский национальный костюм/ Вторая младшая группа

Цель:     - формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке.Задачи:-продолжать расширять представления детей о родном крае.-познакомить ребя...

Знакомство с костюмом Дуняши

Дети знакомятся с русским народным костюмом: рубаха, сарафан, кокошник. лапти. Украшают сарафан Дуняши узором....

Конспект родительского собрания 2 младшей группе «Мы рады знакомству» Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.

Конспект родительского собрания 2 младшей группе«Мы рады знакомству»Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.  Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; ...

Экскурсия в мини – музей «Куклы в национальных костюмах» вторая младшая группа

Кукла стимулирует развитие ребёнка, те его качества и навыки, которые будут в дальнейшем необходимы в жизни, в процессе взаимодействия с обществом. Кукла является особенной формой развития мироощущени...