Конспект НОД в подготовительной группе по теме квест - игра «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сухорукова Алсу Касимяновна

Квест - игра "Птицы".

По этапам.

Iэтап - "Знаете ли вы что..." (дети вспоминают и называют не менее 5 интересных фактов из жизни птиц , в помрщь стенгазета "Знаете ли вы, что..")

IIэтап - "Узнай по описанию" (дети описывают птицу, проживающую на Урале не называя ее, остальные угадывают и показывают ее изображение).

IIэтап - "Поиграйка" (проводится полуподвижная игра "Перелетные птицы").

VIэтап - "Расшифруйка" ( игра с "Геоконтом").

Vэтап - "Исследовательский" (экспиременты с перьми птиц, водой...)

Vэтап - "Заключительный".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме

квест - игра «Птицы»

Воспитатель: Сухорукова Алсу Касимяновна

Тема: Птицы.

Цель: Закрепление и проверка знаний у детей о птицах.

Задачи:

1. Образовательные: 

-уточнить  представления детей о взаимодействии живых организмов со средой обитания; 

2. Развивающие:

- развивать психические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, зрительное восприятие, внимание;

3. Воспитательные:

- способствовать формированию у детей основ экологически грамотного поведения.

Активизация словаря: орнитолог, стержень, бородки, клином, шеренгой, дугой, опахала, очина.

Форма проведения: игра-занятие.

Форма организации: подгрупповая.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами во время прогулки;
  • чтение стихов, сказок и рассказов о птицах (В. Бианки «Кто, чем поёт? », Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.), чтение энциклопедий о птицах, об интересных фактах из их жизни;
  • беседы на тему: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Интересные факты о жизни птиц»;
  • рассматривание иллюстраций  и предметных картинок с различными видами птиц;
  • просмотр научно-документального фильма о птицах;
  • посещение городской библиотеки по теме: «Красная книга Челябинской области», «Птицы нашего края»;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов», «Гнезда птиц»;
  • подготовка сообщений (совместно с родителями) о птицах нашего края;
  • прослушивание аудиозаписи  «Голоса птиц»;
  • подготовка выставки поделок и рисунков, книг о птицах;
  • подготовка консультации для родителей по теме: «Все о перелетных птицах», «Птицы -  наши друзья»;
  • подготовка книжечек для гостей «Знаете ли вы, что…»
  • подготовка информационного стенда для родителей об интересных фактах из жизни птиц:  «А знаете ли вы, что….»
    Материалы и оборудование:

Телевизор, аудиозапись, игра «Геоконт», Коврограф  «Ларчик»,  перья разной формы, цвета, размера, ножницы, тазик с водой, картинки.


Ход занятия:

Организационный момент:

(Занятие начинается перед дверями группы, около группы на стене вывешена газета для родителей: «Знаете ли вы, что…»)

- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла….

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это…

- Вы угадали, это птица.

Сообщение темы:

 - Наше занятие будет посвящено птицам, но сначала ответьте на вопрос:

- Как называют специалиста, изучающего птиц и их распространение?  (орнитолог)

- Вам сегодня предстоит собрать знак юного орнитолога  (из нескольких частей целое).

- Чтобы собрать данный знак,  вам необходимо пройти несколько этапов. На каждом этапе вы должны выполнить задание, а за правильно выполненное задание получить часть знака «Юный орнитолог».

- Готовы преодолеть все этапы? (ответ детей) Ну что ж ребята, в путь?!

Начало игры:

I этап: «Знаете ли вы, что…»

- Пред вами газета для родителей, которая так и называется: «Знаете ли вы, что…»

- Что же в этой газете напечатано?

- Правильно, интересные факты из жизни птиц.

- Вам нужно назвать не меньше пяти интересных фактов из жизни птиц (дети называют).

- Вы смогли назвать больше, поэтому 1-ю част знака получаете заслуженно.

- Отправляемся к следующему этапу.

IIэтап:

(Дети заходят в раздевалку, у каждого на дверце шкафа вывешено сообщение о птице, проживающей на Южном Урале)

- Ребята, назовите, пожалуйста, птиц изображенных на ваших  шкафчиках. (ответы детей)

-  Как вы думаете, почему именно изображения этих птиц вывешены на ваших шкафчиках? (эти птицы проживают на Южном Урале)

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Узнай по описанию».

- Один из вас описывает птицу, но не называет ее. Вы должны по описанию найти изображение этой птицу и назвать ее.

- Кто хочет первый  описать одну из птиц, изображения которых вывешены на шкафчиках?

- Какие птицы внесены в красную книгу Челябинской области?

- Что такое красная книга? (в красную книгу вошли названия тех птиц, которые находятся на грани исчезновения, могут исчезнуть с нашей земли).

- Что нужно делать, чтобы некоторые птицы не исчезли? (ответы детей)

- Вы смогли по описанию найти изображения птиц, назвать их, смогли объяснить, что такое красная книга.  Вы выполнили задание (педагог отдает часть знака).

Отправляемся дальше.

III этап: «Поиграйка»

- Ребята, как вы думаете, почему мы не видим, как птицы, собравшись в стаи, улетают или прилетают с юга? (потому что они летят в основном ночью).

- Как вы думаете почему? (так безопаснее).

-  Вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

- Причём у разных птиц этот порядок свой. Вспомните и назовите, кто как летает.

  • Журавли и  лебеди летят клином.
  • Цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу.
  • Гуси, чаще всего, летят косяком или вереницей.  
  • Утки, выстраиваются в прямую линию или образуют дугу.
  • Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят – они летят вразнобой, как попало.
  • А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

.

Предлагаю вам поиграть в игру «Перелетные птицы».

Игра «Перелетные птицы»

                                                                     Под музыку игроки хаотично двигаются по группе. По команде ведущего «журавли» игроки должны построиться клином. По команде «аисты» – шеренгой, по команде «дрозды» – «застыть» на месте. Побеждает та команда, которая совершит меньше ошибок.

-Как птицы находят дорогу на юг? (В полете они ориентируются на звезды, если небо затянуто тучами - они ориентируются на магнитные колебания Земли).

- Вы справились и с этим заданием, поэтому получаете 3-ю деталь картинки.

- Чтобы перейти к следующему этапу, посмотрите на карточку. Как вы думаете, что же здесь зашифровано? Что это за игра? (игра «Геоконт»)

- Переходим к следующему этапу…

IV этап: игра «Расшифруйка»

- Перед вами «шифр», который вам нужно раскодировать (после завершения работы, педагог открывает большой  «Геоконт» для сравнения результатов)

- Что за предметная фигура у вас получилась? (После раскодировки шифра)

- Но на данном этапе не одно задание, а два. Поэтому слушайте следующее задание…

- На коврографе прикреплены силуэты птиц.  На столе карточки, на них изображены птицы.

- Вам нужно подойти к столу, выбрать карточку и соотнести с силуэтом птицы, сесть на свое место.

- Каждый из вас должен вспомнить что-то интересное об этой птице.

- Кто хочет рассказать об этой птице и показать силуэт выбранной птицы? (дети по очереди встают, называют птицу, рассказывают о ней и показывают ее силуэт, после педагог вручает следующую деталь).

- Вы смогли раскодировать шифр, правильно подобрать силуэт птицы (педагог отдает детям следующую часть знака).

- Следующий этап…

VIэтап:

- Почему гусь после купания остается сухой?

- Вы сказали, что гусь остается сухой, благодаря своим перьям.

- Что вы можете рассказать о перьях птиц? (ответы детей).

- Кто расскажет и покажет строение пера?  (перо состоит из ствола, опахала, очина)

  • Сейчас каждому из вас я раздам по перышку  и лупу. Мы с вами более близко рассмотрим строение пера. Направьте лупу на перо, попробуйте разъединить опахало. Что вы видите? (ответы детей)

-  От стержня отходят волоски – бородки, у них  есть крючочки, которые сцепляют волоски между собой. Покажите бородки. Посмотрите на рисунок, как волоски – бородки цепляются друг за друга. Более крупно можно увидеть только в микроскоп.

- Для чего нужны большие упругие перья?  (для полета)

- Как называют такие перья?  (маховые, рулевые)

- Более мягкие перья, контурные? (покрывает тело, защищает его)

- Самые мягкие и пуховые перья? (согревают птицу).

  • - Кто сможет доказать, что перо не впитывает воду? (если дети не догадываются педагог дает подсказку – можно взять перо обмокнуть в тазик с водой)

- Как можно доказать, что перо легкое? (ребенок кладет на ладонь перышко и сдувает его с ладони)

-  Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
- Что еще вы можете рассказать о перьях птицы? (если все перья птицы собрать в кучу, то они будут висеть тяжелее, чем ее кости).

- Вы смогли показать и доказать, что перо птицы легкое, не намокает. Смогли рассказать о строении пера, для чего он нужен.

- Прежде, чем получите последнюю часть знака, уберите перья, лупы и помойте руки..

- Держите последнюю деталь знака.

 – Сейчас мы с вами отправляемся собирать из полученных вами частей знак «Юный орнитолог».

VIIэтап: «Заключительный».

(дети собирают картинку)

- Ребята, что вы собрали? (знак юного орнитолога)

- Вы смогли собрать знак юного орнитолога: пройти все этапы, выполнить задания. Это говорит о том, что вы знаете много интересного о птицах и можете получить звание «Юный орнитолог».

- Каждого из вас посвящаю в юные орнитологи и вручаю  знак юного орнитолога. Поздравляю!

Рефлексия:

- Ребята, какой этап вам больше всего понравился? Почему?

- Я думаю, и гости с нами согласятся, что мы с вами прошли  огромный путь и по праву заслужили звание «Юный орнитолог». Молодцы!

Vэтап: «Отгадайка» (педагог ориентируется по времени, если время остается проводит данный этап)

- Как вы думаете, что это означает? (педагог читает загадку, дети отгадывают, ответ появляется на экране телевизора в форме картинки)

1. Без рук, без топоренка

Построена избенка (гнездо).

2. Стоит дом на палке,

А хозяин на крылечке сидит (скворечник).

3. Не дровосек ни плотник,

А первый в лесу работник (дятел).

4. Шпоры носит,

А верхом не ездит (петух).

5. Черный проворный кричит «крак»,

 Червякам враг (грач).

6. Какие города летают? (Орел, Сокол, Гусь Хрустальный)

7. У берега под склоном,

Где тальничек зеленый,

Где хмель разросся дикий,

Поет артист великий,

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит (соловей).

8. Птенец еще не родился.

А уже отдан на воспитание (кукушка).

9. Бела как снег, черна как жук,

Вертится как бес (сорока).

10. На шесте дворец,

Во дворце певец (скворец).

11. В воде купался,

А сух остался (утка, гусь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности Старшая группа (1) Тема: Квест-игра «Космические спасатели»

Цель: Создание условий формирования элементарных представлений о строении Солнечной системы у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширять знания и представления о предметах и явлениях окруж...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по здоровьесбережению в подготовительной группе по типу квест-игры на тему: «Как мы здоровье спасали»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по здоровьесбережению в подготовительной группе по типу квест-игры на тему: «Как мы здоровье спасали»  Возраст детей: п...

Конспект НОД в подготовительной группе (в форме квест-игры) по лексической теме: "Мой родной город"

Конспект игрового занятия по развитию связной речи (в рамках  реализации проекта по патриотическому воспитанию дошкольников). Направлен на систематизацию, актуализацию представлений детей дошколь...

Методическая разработка по правилам дорожного движения в подготовительной группе на тему: квест –игра «Дорожная азбука»

ВведениеЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом применения квест-технологий в работе с детьми.Квест-игра, возможно, известна вам как компьютерная игра для школьников и старше. На мой в...