Конспект НОД в подготовительной группе по теме квест - игра «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сухорукова Алсу Касимяновна

Квест - игра "Птицы".

По этапам.

Iэтап - "Знаете ли вы что..." (дети вспоминают и называют не менее 5 интересных фактов из жизни птиц , в помрщь стенгазета "Знаете ли вы, что..")

IIэтап - "Узнай по описанию" (дети описывают птицу, проживающую на Урале не называя ее, остальные угадывают и показывают ее изображение).

IIэтап - "Поиграйка" (проводится полуподвижная игра "Перелетные птицы").

VIэтап - "Расшифруйка" ( игра с "Геоконтом").

Vэтап - "Исследовательский" (экспиременты с перьми птиц, водой...)

Vэтап - "Заключительный".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме

квест - игра «Птицы»

Воспитатель: Сухорукова Алсу Касимяновна

Тема: Птицы.

Цель: Закрепление и проверка знаний у детей о птицах.

Задачи:

1. Образовательные: 

-уточнить  представления детей о взаимодействии живых организмов со средой обитания; 

2. Развивающие:

- развивать психические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, зрительное восприятие, внимание;

3. Воспитательные:

- способствовать формированию у детей основ экологически грамотного поведения.

Активизация словаря: орнитолог, стержень, бородки, клином, шеренгой, дугой, опахала, очина.

Форма проведения: игра-занятие.

Форма организации: подгрупповая.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами во время прогулки;
  • чтение стихов, сказок и рассказов о птицах (В. Бианки «Кто, чем поёт? », Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.), чтение энциклопедий о птицах, об интересных фактах из их жизни;
  • беседы на тему: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Птицы нашего края», «Интересные факты о жизни птиц»;
  • рассматривание иллюстраций  и предметных картинок с различными видами птиц;
  • просмотр научно-документального фильма о птицах;
  • посещение городской библиотеки по теме: «Красная книга Челябинской области», «Птицы нашего края»;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов», «Гнезда птиц»;
  • подготовка сообщений (совместно с родителями) о птицах нашего края;
  • прослушивание аудиозаписи  «Голоса птиц»;
  • подготовка выставки поделок и рисунков, книг о птицах;
  • подготовка консультации для родителей по теме: «Все о перелетных птицах», «Птицы -  наши друзья»;
  • подготовка книжечек для гостей «Знаете ли вы, что…»
  • подготовка информационного стенда для родителей об интересных фактах из жизни птиц:  «А знаете ли вы, что….»
    Материалы и оборудование:

Телевизор, аудиозапись, игра «Геоконт», Коврограф  «Ларчик»,  перья разной формы, цвета, размера, ножницы, тазик с водой, картинки.


Ход занятия:

Организационный момент:

(Занятие начинается перед дверями группы, около группы на стене вывешена газета для родителей: «Знаете ли вы, что…»)

- Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла….

Прилетит – плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это…

- Вы угадали, это птица.

Сообщение темы:

 - Наше занятие будет посвящено птицам, но сначала ответьте на вопрос:

- Как называют специалиста, изучающего птиц и их распространение?  (орнитолог)

- Вам сегодня предстоит собрать знак юного орнитолога  (из нескольких частей целое).

- Чтобы собрать данный знак,  вам необходимо пройти несколько этапов. На каждом этапе вы должны выполнить задание, а за правильно выполненное задание получить часть знака «Юный орнитолог».

- Готовы преодолеть все этапы? (ответ детей) Ну что ж ребята, в путь?!

Начало игры:

I этап: «Знаете ли вы, что…»

- Пред вами газета для родителей, которая так и называется: «Знаете ли вы, что…»

- Что же в этой газете напечатано?

- Правильно, интересные факты из жизни птиц.

- Вам нужно назвать не меньше пяти интересных фактов из жизни птиц (дети называют).

- Вы смогли назвать больше, поэтому 1-ю част знака получаете заслуженно.

- Отправляемся к следующему этапу.

IIэтап:

(Дети заходят в раздевалку, у каждого на дверце шкафа вывешено сообщение о птице, проживающей на Южном Урале)

- Ребята, назовите, пожалуйста, птиц изображенных на ваших  шкафчиках. (ответы детей)

-  Как вы думаете, почему именно изображения этих птиц вывешены на ваших шкафчиках? (эти птицы проживают на Южном Урале)

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Узнай по описанию».

- Один из вас описывает птицу, но не называет ее. Вы должны по описанию найти изображение этой птицу и назвать ее.

- Кто хочет первый  описать одну из птиц, изображения которых вывешены на шкафчиках?

- Какие птицы внесены в красную книгу Челябинской области?

- Что такое красная книга? (в красную книгу вошли названия тех птиц, которые находятся на грани исчезновения, могут исчезнуть с нашей земли).

- Что нужно делать, чтобы некоторые птицы не исчезли? (ответы детей)

- Вы смогли по описанию найти изображения птиц, назвать их, смогли объяснить, что такое красная книга.  Вы выполнили задание (педагог отдает часть знака).

Отправляемся дальше.

III этап: «Поиграйка»

- Ребята, как вы думаете, почему мы не видим, как птицы, собравшись в стаи, улетают или прилетают с юга? (потому что они летят в основном ночью).

- Как вы думаете почему? (так безопаснее).

-  Вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

- Причём у разных птиц этот порядок свой. Вспомните и назовите, кто как летает.

  • Журавли и  лебеди летят клином.
  • Цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу.
  • Гуси, чаще всего, летят косяком или вереницей.  
  • Утки, выстраиваются в прямую линию или образуют дугу.
  • Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят – они летят вразнобой, как попало.
  • А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

.

Предлагаю вам поиграть в игру «Перелетные птицы».

Игра «Перелетные птицы»

                                                                     Под музыку игроки хаотично двигаются по группе. По команде ведущего «журавли» игроки должны построиться клином. По команде «аисты» – шеренгой, по команде «дрозды» – «застыть» на месте. Побеждает та команда, которая совершит меньше ошибок.

-Как птицы находят дорогу на юг? (В полете они ориентируются на звезды, если небо затянуто тучами - они ориентируются на магнитные колебания Земли).

- Вы справились и с этим заданием, поэтому получаете 3-ю деталь картинки.

- Чтобы перейти к следующему этапу, посмотрите на карточку. Как вы думаете, что же здесь зашифровано? Что это за игра? (игра «Геоконт»)

- Переходим к следующему этапу…

IV этап: игра «Расшифруйка»

- Перед вами «шифр», который вам нужно раскодировать (после завершения работы, педагог открывает большой  «Геоконт» для сравнения результатов)

- Что за предметная фигура у вас получилась? (После раскодировки шифра)

- Но на данном этапе не одно задание, а два. Поэтому слушайте следующее задание…

- На коврографе прикреплены силуэты птиц.  На столе карточки, на них изображены птицы.

- Вам нужно подойти к столу, выбрать карточку и соотнести с силуэтом птицы, сесть на свое место.

- Каждый из вас должен вспомнить что-то интересное об этой птице.

- Кто хочет рассказать об этой птице и показать силуэт выбранной птицы? (дети по очереди встают, называют птицу, рассказывают о ней и показывают ее силуэт, после педагог вручает следующую деталь).

- Вы смогли раскодировать шифр, правильно подобрать силуэт птицы (педагог отдает детям следующую часть знака).

- Следующий этап…

VIэтап:

- Почему гусь после купания остается сухой?

- Вы сказали, что гусь остается сухой, благодаря своим перьям.

- Что вы можете рассказать о перьях птиц? (ответы детей).

- Кто расскажет и покажет строение пера?  (перо состоит из ствола, опахала, очина)

  • Сейчас каждому из вас я раздам по перышку  и лупу. Мы с вами более близко рассмотрим строение пера. Направьте лупу на перо, попробуйте разъединить опахало. Что вы видите? (ответы детей)

-  От стержня отходят волоски – бородки, у них  есть крючочки, которые сцепляют волоски между собой. Покажите бородки. Посмотрите на рисунок, как волоски – бородки цепляются друг за друга. Более крупно можно увидеть только в микроскоп.

- Для чего нужны большие упругие перья?  (для полета)

- Как называют такие перья?  (маховые, рулевые)

- Более мягкие перья, контурные? (покрывает тело, защищает его)

- Самые мягкие и пуховые перья? (согревают птицу).

  • - Кто сможет доказать, что перо не впитывает воду? (если дети не догадываются педагог дает подсказку – можно взять перо обмокнуть в тазик с водой)

- Как можно доказать, что перо легкое? (ребенок кладет на ладонь перышко и сдувает его с ладони)

-  Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
- Что еще вы можете рассказать о перьях птицы? (если все перья птицы собрать в кучу, то они будут висеть тяжелее, чем ее кости).

- Вы смогли показать и доказать, что перо птицы легкое, не намокает. Смогли рассказать о строении пера, для чего он нужен.

- Прежде, чем получите последнюю часть знака, уберите перья, лупы и помойте руки..

- Держите последнюю деталь знака.

 – Сейчас мы с вами отправляемся собирать из полученных вами частей знак «Юный орнитолог».

VIIэтап: «Заключительный».

(дети собирают картинку)

- Ребята, что вы собрали? (знак юного орнитолога)

- Вы смогли собрать знак юного орнитолога: пройти все этапы, выполнить задания. Это говорит о том, что вы знаете много интересного о птицах и можете получить звание «Юный орнитолог».

- Каждого из вас посвящаю в юные орнитологи и вручаю  знак юного орнитолога. Поздравляю!

Рефлексия:

- Ребята, какой этап вам больше всего понравился? Почему?

- Я думаю, и гости с нами согласятся, что мы с вами прошли  огромный путь и по праву заслужили звание «Юный орнитолог». Молодцы!

Vэтап: «Отгадайка» (педагог ориентируется по времени, если время остается проводит данный этап)

- Как вы думаете, что это означает? (педагог читает загадку, дети отгадывают, ответ появляется на экране телевизора в форме картинки)

1. Без рук, без топоренка

Построена избенка (гнездо).

2. Стоит дом на палке,

А хозяин на крылечке сидит (скворечник).

3. Не дровосек ни плотник,

А первый в лесу работник (дятел).

4. Шпоры носит,

А верхом не ездит (петух).

5. Черный проворный кричит «крак»,

 Червякам враг (грач).

6. Какие города летают? (Орел, Сокол, Гусь Хрустальный)

7. У берега под склоном,

Где тальничек зеленый,

Где хмель разросся дикий,

Поет артист великий,

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит (соловей).

8. Птенец еще не родился.

А уже отдан на воспитание (кукушка).

9. Бела как снег, черна как жук,

Вертится как бес (сорока).

10. На шесте дворец,

Во дворце певец (скворец).

11. В воде купался,

А сух остался (утка, гусь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".

Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...

Конспект совместной деятельности Старшая группа (1) Тема: Квест-игра «Космические спасатели»

Цель: Создание условий формирования элементарных представлений о строении Солнечной системы у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширять знания и представления о предметах и явлениях окруж...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по здоровьесбережению в подготовительной группе по типу квест-игры на тему: «Как мы здоровье спасали»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по здоровьесбережению в подготовительной группе по типу квест-игры на тему: «Как мы здоровье спасали»  Возраст детей: п...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности детей подготовительной группы дошкольного возраста. Квест – игра «Поможем Буратино». 2020 год

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...