Конспект НОД в подготовительной группе (в форме квест-игры) по лексической теме: "Мой родной город"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Конспект игрового занятия по развитию связной речи (в рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию дошкольников). Направлен на систематизацию, актуализацию представлений детей дошкольного возраста о своей малой Родине, развитие основных компонентов речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи
в подготовительной к школе комбинированной группе
в форме квест-игры
по лексической теме:
«Мой родной город»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
составила: Прохорова Н. П.
учитель-логопед высшей квалификационной категории
2020 г.
г. Сатка
тема: «Мой родной город»
Возраст воспитанников: (6 – 7 лет) подготовительная к школе группа
Тип деятельности
- Закрепление и систематизация ранее приобретённых знаний.
Вид деятельности
- Квест-игра
Форма:
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Цель непосредственно-образовательной деятельности: Расширять, уточнять и активизировать словарный запас детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире в рамках изучаемых лексических тем: «Родной город», «Виды спорта», «Цирк», «Народная культура, многонациональность».
Задачи:
- Образовательные: обогащать, уточнять и актуализировать знания детей о родном городе. Формировать знания о социальном окружении.
- Развивающие: развивать связную речь; развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.
- Воспитательные: воспитывать партнёрские взаимоотношения между детьми, навыки взаимопомощи. Воспитывать патриотизм.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
- обучающие задачи: Продолжать учить классифицировать и дифференцировать явления по заданным признакам;
- развивающие задачи: Развивать зрительное внимание (путём распознавания пиктограмм);
Речевое развитие:
- образовательные задачи:
Продолжать учить составлять и употреблять в речи развёрнутые простые и сложные предложения. Совершенствовать навык составления развёрнутого предложения (с опорой на мнемотаблицу).
Совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными,
образования формы имён существительных в косвенных падежах;
Совершенствовать навык употребления в речи слов сложной слоговой структуры;
- развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание, навыки самоконтроля за своим произношением.
Развивать навыки пространственной ориентировки, умение употреблять предлоги и наречия (слева, справа, вверху, внизу, под, над и т.п.).
Социально-коммуникативное развитие:
- образовательные задачи: Продолжать учить составлять полный и краткий ответ на вопрос, поддерживать диалог.
- воспитательные задачи: Совершенствовать умение слушать взрослого и своих товарищей. Создать эмоционально-положительный настрой на занятии.
Физическое развитие:
- развивающие задачи: Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение согласовывать речь с движениями.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций достопримечательностей и объектов родного города; дидактическая игра «Экскурсия по городу», чтение художественной литературы по теме, просмотр презентаций и видеофильмов о городе.
Словарная работа: слова сложной слоговой структуры (эквилибрист, дрессировщик, акробат, «Саткинский», аэропорт, небоскрёб); некоторые названия объектов городской инфраструктуры: (библиотека, краеведческий музей, сквер, стадион, чугуноплавильный завод).
Индивидуальная работа: контроль за правильным произношением звуков детьми (индивидуально для каждого ребёнка).
Методы и приёмы: вопросы педагога, складывание разрезной картинки, речевые игры «Много – один – ни одного», «Жадина», индивидуальные ответы детей, подвижная игра с музыкальным сопровождением, составление предложения по зрительной опоре (мнемодорожка), индивидуальная помощь.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
Мультимедийный экран, проектор; два мольберта и наборное полотно, магнитные крепления для картинок, стол, стулья по количеству детей; картинки с изображением гербов городов России, статуэтка каслинского литья «Каменный цветок», иллюстрации достопримечательностей и объектов инфраструктуры города, плакат со съёмными пиктограммами видов спорта. Разрезная картинка (герб города) формата А-5, клей-карандаш (2-3 шт.), магниты (10-12 шт.). Слайдовая презентация (Гербы городов России, герб города, фотография родного города, цирковые профессии, пиктограммы видов спорта, фото районов и объектов в городе, люди в национальных костюмах, схема для составления предложения).
Раздаточный материал:
Разрезная картина герба города, гербы городов России, фотографии объектов родного города.
Ход НОД:
Часть, задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная. Развитие слухового внимания. | Приветствие. Дети проходят и садятся на ковёр или на стулья в групповом помещении. Звучит аудиозапись «Обращение к жителям города» - Ребята, вы поняли, к кому обращался глава города? Что случилось? Вы поняли, где находятся фрагменты герба города Сатка? - Когда утром я проветривала комнату, в окно залетели какие-то фрагменты. Я не поняла, что это, но собрала их. Оказывается, это и есть обломки герба нашего города. (Педагог показывает детям фрагменты разрезной картинки). - Вы любите свой город? Поможете? | (дети слушают аудиозапись, отвечают на вопросы педагога) Да! Пропал герб города. - В нашем детском саду! - Поможем, да! |
Основная. 1. Введение в тему. (Развитие объяснительной речи). | Но сначала разберёмся, что такое «герб»? Слайд с гербами городов - А как выглядит герб города Сатка? Где можно найти его изображение? (в тематическом патриотическом уголке). Что обозначает эта эмблема? (педагог при необходимости подсказывает, задаёт наводящие вопросы): (Голубой цвет в верхней части – чистый горный воздух, простор; три белых треугольника – горы, на которых расположен город, три синих треугольника в нижней части – чистая вода озера Зюраткуль, в которой отражается небо и горы, золотое поле - богатство недр, полезные ископаемые, добываемые в городе. | ребёнок находит нужную иллюстрацию среди предложенных. Дети объясняют значение символических изображений на гербе города. |
2. Составление разрезной картинки (развитие зрительного восприятия). | - Вот теперь можно попробовать сложить разбитые части. | Дети садятся вокруг листа бумаги на ковре и собирают разрезную картинку. |
3. Поиск фрагмента (развитие пространственной ориентировки, закрепление навыков звукового анализа) | - Нескольких элементов не хватает. Наверное, я не все фрагменты нашла. Но они где-то здесь, в группе. Один из фрагментов я видела рядом с предметом, название которого начинается с того же звука, что и название нашего города. И вот ещё: этот предмет напоминает о родном крае, об Урале. (Статуэтка Данилы-мастера из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок»). Фрагмент прикреплён к конверту. | Дети выделяют начальный звук слова «Сатка», отыскивают загаданный педагогом предмет, приносят логопеду конверт. |
4. Составление описательного рассказа (развитие связной речи) | - Я думаю, что надо выполнить задание и тогда мы сможем открепить фрагмент. (В конверте фотографии видов, объектов, зданий города, основных достопримечательностей). - Нужно выбрать те фотографии, на которых изображены достопримечательности и здания нашего города и рассказать о них: как называются, как выглядят снаружи и внутри, для чего предназначены? Слайд с опорной таблицей рассказа Педагог отклеивает фрагмент и передает одному из воспитанников (тому, кто подробнее рассказал о своей фотографии, например). | Дети стоят вокруг стола, на котором разложены фотографии с видами городских достопримечатель-ностей. Дети составляют рассказ-описание, педагог помещает фотографии на наборное полотно. Ребёнок вкладывает фрагмент в составляемую картинку. |
5. Игра «Один – много – ни одного». (Развитие навыков словоизменения: образование существительных в Р. П.) | - Я думаю, что следующий фрагмент где-то рядом. -Чего много в Сатке? Ответ полным предложением! - А что в Сатке ОДНО? Или два? (пруд, музей, сквер, библиотека, Дворец спорта, …) - А чего в Сатке нет? Вот и еще одна часть картинки нашлась! Тот, кто назвал это слово, тот и положит фрагмент на своё место. педагог выкладывает названные иллюстрации на стол, к фотографии «Цирк» прикреплён фрагмент разрезной картинки. | Дети садятся вокруг стола или стоят у наборного полотна. - Отвечают на вопросы предложением типа: «В Сатке много школ.» «В Сатке много магазинов» и т.п. Аналогичное предложение со словом «Один, одно… - Дети составляют предложение со словом «нет». Ребёнок вкладывает фрагмент в разрезную картинку. |
6. Развитие фонематического восприятия. (Проговаривание слов сложной слоговой структуры) | А следующая подсказка – на экране. Слайд с артистами цирка - Что вы видите? (фото артистов цирка). - Это артисты цирка. Назовите их профессии: эквилибрист, канатоходец, дрессировщик, наездник, жонглёр, гимнаст, клоун, фокусник (иллюзионист). - Чтобы стать артистом цирка, каким надо быть? Что поможет стать сильным, смелым, здоровым? Для занятий спортом в нашем городе есть несколько спортивных сооружений. | Дети подходят к мультимедийному экрану. Дети называют профессии или проговаривают за педагогом. - Заниматься спортом, делать зарядку, … |
7. Игра «Угадай вид спорта» (развитие навыков ориентировки на плоскости, закрепление в речи порядковых числительных). | - Поэтому подсказку будем искать в спортивном уголке. Я думаю, нам нужно угадать, под каким символом находится фрагмент герба. Слайд с пиктограммами видов спорта. - Нужно догадаться, что это за вид спорта, назвать его и сказать, где находится этот значок: Например: бокс – в третьем ряду второй слева. Договоримся, что считаем ряды сверху вниз и слева направо! (Под одним из символов спрятан фрагмент разрезной картинки). | Дети проходят к спортивному уголку в группе, находят плакат с изображе-нием пиктограмм видов спорта. - Дети угадывают и называют местоположение этого вида спорта. - «Угадавший» ребёнок вкладывает ещё один фрагмент в общую картинку. |
8. Игра «Жадина» (развитие навыков словоизменения : образование относительных прилагательных, согласование их с существительными) | Воспитатель (помощник) незаметно подходит к наборному полотну и начинает собирать фотографии. - Что вы делаете (ФИО помощника)? Помощник: «Забираю их себе, они МОИ! Всё, что есть в городе, всё – моё!» – Нет, не Ваше, а … Чьё, ребята? (наше). – Чьё, ваше? Жителей города Сатка, значит, …. Саткинское. И вот эта школа – саткинская городская, и … (воспитатель держит картинки в руке, показывает детям, а они составляют и проговаривают словосочетание, воспитатель (помощник) возвращает иллюстрации на место. Затем из-за мольберта незаметно достает фрагмент и говорит «Наверное, это тоже ваше). | Дети подходят к доске. - Саткинцы, Саткинское! Дети составляют и проговаривают словосочетание по иллюстрациям. Ребёнок вкладывает фрагмент в собираемую картинку. |
9. Физминутка. Подвижная игра «Дед Мазай» (развитие общей моторики, координации движений). | - И мы тоже живём в Сатке. Значит, мы кто? Саткинцы.В городе живёт много людей. Наш город многонациональный. Что это значит? …. Слайд «Люди в национальных костюмах» - У представителей разных национальностей разные народные костюмы, разные жилища, свои народные блюда, праздники, сказки и даже игры. И вы знаете некоторые из них. Давайте поиграем в башкирскую народную игру «Дед Мазай». Запись музыки Выбираем Деда Мазая, он уходит (садится на стул, закрывая глаза и уши), дети договариваются, какие движения будут показывать) Здравствуй, дедушка Мазай! Из сарая вылезай. Где мы были, мы не скажем, А что делали – покажем. (рыбачить, косить траву, собирать ягоды, кататься на лыжах, стирать). Если отгадает – дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал – тот «Мазай». - Ребята, а в сарае у деда Мазая ещё один фрагмент! | Дети стоят в кругу. Дети выполняют движения по тексту игры. Игра повторяется 2 -3 раза. Ребёнок, исполнявший роль, вкладывает фрагмент. |
10. Игровое упражнение «Кто больше?» (расширение и обогащение словаря прилагательных). | Слайд с видами города - Дети, посмотрите на экран. Как красив наш город! А ещё как можно о нём сказать? КАКОЙ город Сатка? (красивый, нарядный, светлый, родной, любимый, старый, маленький, большой, уютный, гостеприимный, многонацио-нальный, трудовой, праздничный…). На каждое названное детьми слово педагог снимает с фрагмента герба магниты, тем самым «освобождая» его. - Вот и последний фрагмент мы нашли. | Дети садятся на стулья. Дети подбирают определения и называют их по очереди. . Тот ребёнок, кто сказал крайнее слово, вкладывает последний фрагмент. - Дети составляют картину, наклеивают все фрагменты на основу. |
11. Игра «Гора» (Развитие связной речи, навыка составления предложения по заданной схеме) | - Теперь нужно передать герб главе города. Кто же это сделает? … (Педагог выбирает кого-либо из присутствующих гостей). - Но посмотрите, на пути у нас три горы (конусы). Чтобы преодолеть их, нужно составить предложение, в котором сказать ТРИ слова о том, в каком городе вы живёте. «Я живу в красивом, чистом, родном городе Сатка». А теперь вы, все по очереди. И тогда мы сможем передать наш подарок городу. Слайд со схемой предложения Педагог отдаёт собранную детьми картину детям, они передают герб выбранному ранее гостю с наказом обязательно передать его властям города. | Дети по очереди проговаривают предложение и проходят через препятствие. Дети передают собранную картину «гостю», просят его передать герб в мэрию города. |
12. Итог. (Рефлексия) | (По возможности, попросить помощника спросить детей о том, что они сделали, чтобы собрать из осколков герб, какие загадки отгадывали, о чём говорили). - Спасибо вам, дети, за вашу помощь! Вы так дружно и активно работали, выполняли все трудные задания, отгадали все загадки, помогали друг другу! Я убедилась, что вы любите свой город и хотите, чтобы он стал ещё красивее и лучше. - Я приготовила для вас фотографии с видами городов, но они черно-белые, невзрачные. Вы можете превратить их в разноцветные, яркие картинки. В такие, каким вы хотите видеть свой город! (Педагог раздает детям раскраски с изображением объектов городских кварталов). Спасибо! До свидания! | Дети припоминают этапы и содержание деятельности во время занятия. Дети выбирают понравившиеся раскраски и в свободное время раскрашивают их. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»
Дать детям знания о дороге, о правилах дорожного движения....

Родительское собрание "Год до школы" в подготовительной группе (нетрадиционная форма: квест – игра)
Активное вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей. Повышение педагогической к...
Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»
Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»...

Конспект занятия по обучению родному татарскому языку с детьми подготовительной группы в форме квест-игры. Тема: «В поисках подарка для Зайчика»
Региональный компонент. Обучение родному татарскому языку....

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квест-игры «Дети и родители вместе»
Помочь родителям сблизиться с детьми, через показ буквального понимания всего детьми....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе в форме квест-игры «Поиск пропавших игрушек»
Цель: создать условия для проведения «квест» – игры, направленной на умение детей находить пути решения поставленных перед ними задач, проходить различные препятствия, прим...
Физкультурный праздник для детей подготовительной группы в форме квест игры «Мой веселый звонкий мяч»
Праздник может быть проведен как в зале, так ина улице. Дети выполняют разные задания и побеждают злую старуху Простудиху и возвращают мячи, которая она похитила....
